Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, кандидат географических наук, доцент,
ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела министерства образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор МПГУ
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института
Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 28.10.14. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,4. Заказ № 42. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, действительный член
РАО, зав. кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
Ю.
В. Сенько, д-р пед. наук, проф., действительный член
РАО, зав. каф. педагогики АлтГУ
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, председатель Сибирского отделения РАО,
г. Красноярск
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
регионального института развития профессионального
образования, г. Кемерово
в России и за рубежом Кузбасского
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лабораторией
сравнительного ана-лиза систем профессионального
образования
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, действительный член РАО, г. Москва
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
О треугольнике
профессионализма учителя
Профессиональное становление учителя многогранно по
содержанию и связано с преодолением многих трудностей.
Действительно, во-первых, учитель должен на современном
уровне глубоко и всесторонне знать научный предмет, которому
он обучает детей. К сожалению, приобщение учителей
к написанию вариантов прошедшего ЕГЭ показало, что здесь
учителя демонстрируют серьезные пробелы в знаниях даже
школьных предметов. Кроме этого, учитель должен основательно
ориентироваться в психолого-педагогических вопросах
учебно-воспитательного процесса. При этом важно, чтобы
учитель проявлял творчество, так как это одно из условий
эффективного владения современными технологиями обучения
и воспитания. Безусловно, психолого-педагогическая составляющая
профессионализма учителя должна быть прочно
связана с высоким культурно-эстетическим уровнем личности учителя. Однако и в этом направлении
очень много проблем (даже больше, чем в научно-предметной области). Традиционно при
подготовке учителей психолого-педагогическая составляющая стоит на втором плане, слаба ее
практическая направленность.
Исследования показывают недостаточный уровень мотивации учителей к педагогической
деятельности. А ведь мотивация формируется не только в предвузовский период, но и в ходе обучения
будущего учителя и уже в ходе профессиональной деятельности.
Когда учитель начинает работать, то важно получить высокие результаты, что вызывает положительное
отношение к работе, а это возможно при хорошо отлаженной методической работе
(методические объединения учителей, методические службы различного уровня).
Понятно, что мотивация должна поддерживаться и развиваться всегда, а не только на начальном
этапе педагогической деятельности. Это и повышение квалификации, и система мастер-классов
учителя, и система объективных поощрений его деятельности. Важно, чтобы опыт учителя,
его труд были замечены, стали востребованными для остальных.
По существу, мотивация к педагогической деятельности представляет собой основополагающую,
фундаментальную основу профессионализма учителя, и это должно стать объектом усиленного
внимания управленческих мероприятий в системе образования.
Таким образом, научно-предметная составляющая квалификации учителя, а также психологопедагогическая
составляющая в совокупности с культурно-эстетической компонентой, опирающимися
на мотивационную составляющую, представляют собой своеобразный треугольник его
профессионализма.
Стр.2