Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Кадырова, Т. В. Савельева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела министерства образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор МПГУ
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института
Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 27.02.14. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,3. Заказ № 18. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, действительный член
РАО, зав. кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
В. А. Никонов, министр образования, науки и инновационной
политики Новосибирской области
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., действительный член
РАО, зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, д-р пед. наук, проф., действительный
член РАО, председатель Сибирского отделения РАО,
г. Красноярск
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, действительный член РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
М. П. Пальянов, зав. лабораторией сравнительного анализа
систем профессионального образования в России
и за рубежом Кузбасского регионального института
развития профессионального образования, г. Кемерово
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Школьный урок:
проблемы и перспективы
В том, что у многих учащихся со временем пропадает
интерес к учению, во многом повинны монотонные,
однообразные уроки с преобладанием пассивности
учащихся почти по всем учебным предметам.
К сожалению, нынешние уроки нередко имеют
весьма низкий КПД, то есть на уроках дети мало
размышляют, мало получают самостоятельных выводов.
При изучении нового материала практически все за
них делает учитель (он просто транслирует материал
учебника…).
Львиная доля самостоятельной мыслительной деятельности
детей при познании нового переносится
на домашние задания (он просто должен выучить
параграфы учебника и решить определенные задания). Но вместе с тем почти половина
урока тратится на опрос по домашнему заданию, обеспечивая постоянный стресс
учащимся (по указанным ниже причинам они не успевают сделать домашнее задание).
Чем меньше дети выполняют самостоятельных работ по овладению учебными
предметами на уроке, тем больше они должны работать в ходе домашнего задания. Если
такая ситуация будет складываться по большинству предметов, то ответственные учащиеся
будут испытывать колоссальные нагрузки, что обязательно скажется на их психике и даже
физическом здоровье. Другие же учащиеся просто прекратят систематическую учебную
работу. И в том и в другом случае нередко прибегают к услугам репетиторов.
Безусловно, есть немало мастеров педагогического труда, у которых дети на уроках
много работают самостоятельно, работают с интересом, у них формируются элементы
научного мышления, они знают, что собой представляют такие понятия, как «анализ»,
«синтез», «проект», «гипотеза» и т. д.
Многое в эффективности урока зависит от учителя. Глубоко уверен, что простыми
декларациями по поводу современного идеального урока мы проблему не решим. Необходимы
кардинальные изменения в подготовке учителей в условиях педагогических
учебных заведений, необходима непрерывная работа учителя и совместно с ним системы
повышения квалификации над ростом его профессионализма.
Настало время, когда следует серьезно говорить о государственной программе
по кардинальному изменению подготовки Учителя. Причем изменения не только в
усилении предметной подготовки, но и особенно психолого-педагогической, с глубокой
практической направленностью.
Стр.2