Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати
Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № 77-11451 от 28.12.2001
ЖУРНАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Директор проекта: Алексей КУШНИР
Состав редколлегии:
Ильинская Наталья Игоревна —
главный редактор, директор АНО «Центр
образовательных технологий»,
кандидат педагогических наук
Луков Валерий Андреевич —
1-й заместитель главного редактора, проректор
по научной и издательской работе МосГУ,
доктор философских наук
Ермошкин Николай Николаевич —
заместитель главного редактора,
вице-президент компании «Промышленные
инвесторы», кандидат экономических наук
Состав редакционного совета:
Ильинский Игорь Михайлович —
ректор Московского гуманитарного
университета, доктор философских наук,
профессор, академик РАЕН (председатель)
Воротников Юрий Леонидович —
зам. директора Российского государственного
научного фонда, доктор филологических наук,
член-корреспондент РАН
Журавлёв Юрий Иванович —
академик РАН, доктор физико-математических
наук, профессор, лауреат Ломоносовской премии
Учредитель НИИ школьных технологий
© НИИ школьных технологий
Подписано в печать 15.09.2013. Формат 70х90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 8,0. Усл. печ. л. 8,35. Заказ №
Издательский дом «Народное образование», НИИ школьных технологий.
109341 Москва, ул Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00, (495) 972-59-62.
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir@narodnoe.org
3/2013
Журавлёв Анатолий Лактионович —
директор Института психологии РАН,
член-корреспондент РАН
Кушнир Алексей Михайлович —
генеральный директор ИД «Народное
образование», кандидат психологических наук
Остапенко Андрей Александрович —
профессор Кубанского государственного
университета, доктор педагогических наук
Плаксий Сергей Иванович —
ректор Национального института бизнеса,
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
Шудегов Виктор Евграфович —
зам. председателя Комитета по образованию
Гос. Думы РФ, доктор физико-математических
наук, заслуженный деятель науки РФ
Ответственный секретарь:
Светлана ЛЯЧИНА
Зав. производством:
Любовь КУЧМИЁВА
Корректор:
Татьяна ДЕНИСЬЕВА
Вёрстка:
Александр ПЕРЕВОЗОВ
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Новости профобразования
Круглый стол «Образовательные технологии в вузе»
Образование и общество
Нурутдинова А. Р. Инновационная трансформация
вузов РФ: образование в условиях кризиса
Кимберг А. Н. Интерактивное обучение и челябинский
метеорит: общее и особенное
Теория образования и обучения
Ткач Д. С., Щипкова А. А. Архаична ли идея классического университета?
Теория и практика проектирования
Кумехов К. К. Обоснование необходимости информационноаналитического
центра в высших учебных заведениях
Кувшинов С. В. Концептуальные основания нового
российского проекта «DIGITAL EDUCATION»
Соркина В. Е. Стандартизация построения информационной инфраструктуры
корпоративной сети университета на основе портальной технологии
Балыкина Е. Н., Бузун Д. Н., Грибко И. Л. Применение образовательных
инноваций по непрофилирующим предметам учреждений высшего
образования на основе системы дистанционного обучения «EUNIVERSITY»
Лысов И. А. Учебные комплексы как фактор устойчивого
развития вуза, предпринимательства и региона
Колесников А. К., Лебедева И. П. О роли мягких и жёстких
моделей в социально-педагогическом исследовании
Сергеев С. Ф. Юзабилити информационных систем в образовании:
основные методы юзабилити-тестирования
Остапенко А. А. Модульная графическая наглядность
в преподавании вузовской педагогики
Технология и практика обучения
Лысов И. А., Любушкин А. Т. Проблемы и перспективы оценки
результативности качества управления на уровне подразделений вуза
Аванесов В. С. Применение тестовых форм в е-learning с проведением
дистракторного анализа
Скачкова Л. С. Производственные практики в вузах: обоснование
необходимости и методика эффективной организации
111
125
136
49
58
62
69
73
85
96
103
3
18
32
44
Стр.2
Новости профобразования
3
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ»
Образовательные технологии должны работать!
26 июня в Московском гуманитарном университете (МосГУ) по инициативе одного
из учредителей — Центра образовательных технологий (АНО ЦОТ) состоялся круглый
стол на тему «Образовательные технологии в вузе: особенности применения,
проблемы эффективности».
В мероприятии приняли участие профессора и преподаватели МосГУ и других
ведущих вузов страны, специалисты в области IT-технологий, представители бизнесобразования
и СМИ: И.М. Ильинский, ректор МосГУ, доктор философских наук,
академик РАЕН; Н.И. Ильинская, директор АНО «Центр образовательных технологий»,
кандидат педагогических наук; Е.О. Галицких, заведующая кафедрой русской
и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета,
доктор педагогических наук, профессор; С.А. Писарева, заведующая кафедрой педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор; М.А. Мещерякова,
профессор кафедры психологии и технологии педагогической деятельности
Московского государственного медико-стоматологического университета, доктор
педагогических наук; О.В. Бяхов, директор по развитию бизнеса Institute For Business
Value компании IBM Россия и СНГ; А.М. Кушнир, генеральный директор Издательского
дома «Народное образование», кандидат психологических наук; Н.Н. Ермошкин,
вице-президент холдинга «Промышленные инвесторы», член Совета директоров компании
«Транзас», кандидат экономических наук.
Участники «круглого стола» обсудили вопросы соотношения традиционного
и инновационного в практике применения технологий; взаимосвязи и различий
в методиках преподавания, а также проблемы понимания и применения в учебном
процессе современных образовательных технологий; использования технологий
в формировании компетенций; критериев отбора и доступности эффективных образовательных
технологий.
В своём вступительном слове председатель Правления АНО ЦОТ, ректор МосГУ,
доктор философских наук, профессор Ильинский И.М. привёл слова Министра образования
и науки РФ Д. Ливанова о том, что «у российских вузов осталось лишь несколько
лет, чтобы приспособиться к новым условиям, возникшим в результате распространения
Интернета и появления мгновенного доступа к любой информа-ции». По мнению
министра, традиционная модель образования, в которой учитель или профессор
обладал монополией на знание, и задача образования сводилась к трансляции этого
знания, более не актуальна.
Стр.3