Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе №6 2013 (150,00 руб.)

0   0
Страниц144
ID248624
АннотацияСпециализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательную — миссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания.
Воспитательная работа в школе .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2013 .— №6 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/248624 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Она на собственном опыте убедилась, что внимание ребят привлекают живые подробные истории. <...> Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности — к контексту живых отношений. <...> Профилактика асоциального поведения подростков — участников уличных субкультур. <...> Алгоритмы урока «Повесть о Петре и Февронии – история вечной любви» . <...> © Издательский дом «Народное образование» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 6 / 13 МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Е. Николаева <...> Привязанность как психологическая категория 5 – 13 Привязанность как психологическая категория Е. Николаева <...> Учителям статья да¸т весьма актуальную тему для разговора на родительском собрании, особенно в начальной школе и с родителями детей группы дошкольной подготовки: привязанности детей, тип поведения родителей, определяющий поведение реб¸нка в жизни. возможно. <...> Это время сенсорного, чувственного и двигательного развития, что составит в дальнейшем фундамент, на котором реб¸нок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими. <...> Психофизиологические особенности детства таковы, что реб¸нок учится на своих ошибках, приобретая вс¸ более и более Р аннее детство — не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для реб¸нка ещ¸ не МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ объективную картину мира. <...> Но это не значит, что реб¸нок должен быть полностью предоставлен самому себе в этот период. <...> Безусловно, участие взрослого, который да¸т реб¸нку не готовый продукт, а предлагает посильные для его индивидуального уровня задачи, будет способствовать более скорому переходу реб¸нка с одного уровня умственного развития на другой в соответствии с особенностями той культуры, в которой он жив¸т. <...> Ухаживающего взрослого Боулби назвал «фигурой первичной привязанности». <...> Важным положением теории является то, что реб¸нок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. <...> Фигура первичной <...>
Воспитательная_работа_в_школе_№6_2013.pdf
№ 6 2013 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Р Е Д А К Ц И Я : Владимир Караковский, главный редактор Елена Шишмакова, зам. главного редактора Любовь Кучми¸ва, зав. производством Светлана Лячина, ответственный секретарь Анна Ладанюк, дизайнер Ольга Денисова, Алексей Ермилов, художники Татьяна Денисьева, корректор Сергей Бурукин, в¸рстка А д р е с : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Т е л е ф о н ы : (495) 345-52-00 У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü: Издательский дом «Народное образование» ©Народное образование, 2013 ........................................................... Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого Лапи (Lapie) Поль (1869, Ìîíìîð, — 1927, Ïàðèæ) Французский педагог и деятель народного образования. Преподавал в лицеях Туниса, Репа, Тулузы, Бордо. Ректор академии (руководитель учебного округа) Тулузы (1911–1912), директор отдела начального образования в Министерстве народного просвещения (1920–1925), ректор Парижской академии (1925–1927). В 1927 ã. читал курс педагогики в Гарвардском ун-те. Лапи участвовал в реорганизации нормальной школы, в программу которой в 1920 ã. по его рекомендации был введ¸н курс социологии. Под руководством Лапи была осуществлена реформа начальной школы (1923 ã.): изменены учебные программы, разреш¸н экзамен на диплом о начальном образовании ранее завершения срока обязательного обучения и т.д. В работах «Øêîëà и øêîëüíèêè»(«L'e-cole et les ecpliers», 1923), «Ôðàíö. педагогика» («Pedagogie francaise», 1926), «Мораль и педагогика» («Morale et pedagogie», 1927) Лапи рекомендовал поощрять при¸м в средние учебные заведения талантливых детей из семей с низкими доходами, расширять деятельность детских ассоциаций (Лига добра, кооперативы, объединения скаутов и др.), усилить специализацию обучения в старших классах лицеев и колледжей, сельских и городских начальных школах, учитывать в преподавании рекомендации детских психологов и т.д. Из введения Поля Лапи к книге «Мой метод. Начальное обучение» Я не знаю, замечали ли педагоги обычных школ, что самые трудные задания лучше получаются не с утра, когда дети еще только раскачиваются, а на последних уроках. Если это наблюдение подтвердится, возможно, стоит пересмотреть принципы составления расписания в традиционных учебных заведениях? А что делает учитель? Он молча наблюдает за детьми. В классе Монтессори ему не грозит профессиональное заболевание голосовых связок. Но он не бездельничает. Время от времени педагог вмешивается в происходящее. Когда ему кажется, что ребёнок подошёл к точке, где возможен прорыв, учитель кладёт поближе тот предмет, материал, который позволит осуществить продвижение. Или подводит ученика к однокласснику, уже преодолевшему этот барьер, пример товарища нередко оказывает решающее влияние. Несмотря на термин «самообразование», дети не всегда черпают ресурсы в самих себе. Пример других, советы и предложения со стороны также играют немалую роль в обучении. Искусство педагога в том и состоит, чтобы угадать нужный момент и пустить в ход все необходимые средства. Искусство педагога состоит и в том, чтобы развивать «концентрацию» («поляризацию») внимания. Это, с точки зрения мадам Монтессори, краеугольный камень школьной жизни. Вот ребёнок, в которого уже никто не верит. Ни одна методика не помогает в работе с ним. Но однажды внезапно (это всегда имеет «взрывной» характер) он увлекается каким-то упражнением и, не обращая внимания на шум вокруг, повторяет его 44 раза. Он сконцентрировал внимание! Он спасён! Всякий ребёнок (это постулат, который угадывается в книге) может переживать такие состояния концентрации. А учитель должен лишь создать благоприятные условия. Каждый такой момент для ребёнка — открытие, которое воодушевляет его. Педагог обеспечивает ученику ряд «открытий», проникновений в законы природы, науки и искусства. Самый мощный «поляризатор» внимания — действие. Именно действуя, ребёнок совершает большую часть самых ценных своих открытий. Даже грамматика — чтобы выучить, её необходимо сначала «прожить». Не заставляйте ребёнка заучивать слова, не предоставив предварительно обозначаемые этими словами предметы, чтобы ученик мог с ними что-то делать. Уроки слов всегда должны быть и уроками вещей. Не заставляйте учить, как связаны слова, не предоставив возможность детям на собственном опыте увидеть предметную связь, воплощённую в языке. В школе Монтессори не пишут: «Масло легче воды», — не вылив сначала масло в стакан с водой и не убедившись, что оно действительно плавает на поверхности. Грамматика становится игрой — в смысле театральном. Сценой, разыгранной учителем и учениками. Один отдаёт словесные приказания, другой исполняет их, осуществляя действия, связанные с произносимыми словами. Если приказание отдано неправильно — может возникнуть новое грамматическое знание. Неправильный приказ неисполним. Порядок слов перестаёт соответствовать порядку жизни. «Принеси мне… принеси мне….» — напрасно взывает учительница. Она не называет объект, который хочет получить. Класс неподвижен. Едва она произносит: «Принеси мне книгу!» — дети с легкостью «открывают» роль дополнения в предложении. Они учат грамматику, не просто играя, но играя именно грамматикой. В таких же играх ученики осваивают и арифметику, геометрию, музыку, рисование. Это вся программа? Пока да. Не забудьте, детям не более 10 лет. История, география, физика, биология — все эти премудрости ребята постепенно узнают на уроках родного языка и рисования. Вспомните, уроки слов — всегда уроки вещей. А уроки рисования посвящены изображению реальных предметов. Так, учась говорить и рисовать, ребёнок учится наблюдать природу. Он приобретает знания напрямую, минуя книги. Для изучения истории мадам Монтессори ещё в 1900 году создала особые материалы и даже небольшой театр, где разыгрывала сцены прошлого. Правда, речь тогда шла об обучении только больных детей. Она на собственном опыте убедилась, что внимание ребят привлекают живые подробные истории. Мы напрасно думаем, что наши обобщения нравятся ученикам, запоминаются. Им понятнее не учебник истории (кто бы мог подумать!), а подлинный документ. В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 6 /13 Рим, 30 июля, 1916. Книга переиздана на русском языке в изд. "Астрель" 2006 году. Перевод с французского. Людмилы Печатниковой. Современная русская редакция Елены Хилтунен
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Е.Николаева. Привязанность как психологическая категория. . . . . 5 КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ Е. Зарубина. Внешность и атрибутика как внешнее проявление субкультуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Ñ. Áåëîâà, Ñ. Áà÷óðèíà, Å. Âëàñîâà, Ï. Ìèòÿøîâ, О. Паратунова. Патриотическое воспитание человека: от мероприятийности — к контексту живых отношений. . . . . . . . .17 Ã. Резапкина. Поколение «ÌÍÅ!» — меньше òðóäà, больше äåíåã… 27 Т. Болотина, Т. Новикова. Управление процессами демократизации школьного сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ А. Грошев. Профилактика асоциального поведения подростков — участников уличных субкультур. . . . . . . . . . . . . . . .63 И. Токарь. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67 Я. Григорьян. Новые подходы в образовании: SMART-EDUCATION. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71 К. Успенский, А. Химин. Методы работы школьных научных экологических îáùåñòâ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75 Î. Ëàñóêîâ. Творческая игра «Ñòðàòåãèÿ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 Ñ. Êîæàêèíà. Рефлексивный дневник подростка. . . . . . . . . . . . . .90 3
Стр.3