№ 3
2013
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
Р Е Д А К Ц И Я :
Владимир Караковский,
главный редактор
Елена Шишмакова,
зам. главного редактора
Любовь Кучми¸ва,
зав. производством
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов,
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Сергей Бурукин,
в¸рстка
А д р е с :
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Т е л е ф о н ы :
(495) 345-52-00
У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü:
Издательский дом
«Народное образование»
©Народное образование, 2013
...........................................................
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого
«При входе в храм педагогики следует начертать слова:
«Да не войдёт сюда не знающий философии», — писал
А. Фуйе, перефразируя Платона.
Альфред Фуйе
(1838–1912)
Признанный философ
французского солидаризма,
педагог
Среди основных трудов
Фуйе: «Философия Сократа»
(La philosophie de
Socrate, 1874), «Èñòîðèÿ
философии» (Histoire de la
philosophie, 1875), «Êðèòèêà
современных систем морали»
(Critique des systeme de morale
contemporaine, 1883), «Современная
социальная наука»
(Science sociale contemporaine,
1884), «Эволюционизм èäåéñèë»
(L'evolutionisme des ideesforces,
1890), «Психология
èäåé-ñèë» (La psychologie des
idees-forces, 1890), «Ìîðàëü
èäåé-ñèë» (La morale des ideesforces,
1907), «Áóäóùåå метафизики,
основанной на опыте»
(Avenir de la metaphysique
fondee sur l'experience, 1889),
«Психология французского народа»
(Psychologie du peuple
francais, 1898); «Íàáðîñîê психологии
европейских народов»
(Esquisse psychologique des
peuples europeens, 1902).
В поисках свободы, в мире, где как будто царит детерминизм,
Фуйе выдвигает теорию идей-сил, борется за идею
личности и свободы. Он утверждает реальное существование
сознания, которое через идеи-силы принимает активное
участие в жизни мира. Философия Фуйе есть «философия
надежды». Мир есть «огромное общество в периоде формации».
Основа мира ментальна (духовна), и ментальное
не только способно, но и должно развиваться. Материальномеханический
мир — это только способ представлять истинный
мир в пространстве и времени, как бы символ истинного
мира. Материальная эволюция — только отражение эволюции
ментальной. Ментальные состояния называются идеями.
Их рождение может быть объяснено научно, как этого хотят
детерминисты, но они приносят свободу, когда они начинают
действовать. Сила идей состоит в их ментальном характере.
Они способны влиять на индивидуальные сознания и их
трансформировать. Вот почему всегда важны общественные
идеалы, способные трансформировать социальную среду.
Особое положение среди идей занимает идея свободы. Само
существование этой идеи показательно, и её сила очень
значительна. Свою философию Фуйе считал синтезом натурализма
и идеализма. По современной терминологии она
находится где-то на грани между отвлечённым и конкретным
идеал-реализмом.
Его приёмный сын Ж.М. Гюйо, поэт и философ, выводит
из этой доктрины учение о том, что идеи-силы являются выражением
присущего личности стремления к жизненной экспансии
и «универсальной симпатии».
В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 3 /13
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
À. Êóøíèð. Воспитание читателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Т. Большакова. Общение и духовное становление личности
школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
В. Ясвин. Горизонтальная педагогическая карьера
как инновационный механизм социальных лифтов
для сотрудников сферы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
А. Мудрик. Инструментальный интеллект —
фантазия или реальность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Р. Гайнутдинов. Административная команда школы: мотивируем
вовлеч¸нность в общее äåëî. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Т. Рудник, Я. Перадзе. Социально-педагогический проект
гражданско-патриотического воспитания подростков
«ß — гражданин Ðîññèè!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Р. Рахматулин. Безопасность подростков в бинарной
интернет-среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Е. Шимутина. Информационно-коммуникационная открытость
современной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
А. Мурашов. На пути к креативной личности.
Воспитание словом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Ю. Науменко, О. Науменко. Практика психолого-педагогической
поддержки интегрированного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . .76
И. Пестовская. Реабилитация девиантного поведения
подростков: практические решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
À. Ìóðàøîâ. Воспитание лидера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Р. Гарифуллин. Методы профилактики наркомании
среди учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
3
Стр.3