Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Редакция: Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска), Ирина Горская (перевод) Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Зайцева Одар¸нные дети в России: государственная политика С.М. Анохин, Н.Ф. Анохина Информационно-психологическая безопасность российских детей А.Н. Романов Самое главное — безопасность летнего отдыха 11 Одарённые и талантливые дети. <...> 43 Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей и подростков. <...> Создание условий, соответствующих требованиям безопасности и организации отдыха и оздоровления детей <...>
Народное_образование_№3_2013.pdf
00_Soderzhanie_3.qxd 12.04.2013 13:53 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1426)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (выпускающий редактор),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (редактор выпуска),
Ирина Горская (перевод)
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_3.qxd 12.04.2013 13:53 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Н.Д. Зайцева
Одар¸нные дети в России:
государственная политика
С.М. Анохин,
Н.Ф. Анохина
Информационно-психологическая
безопасность российских детей
А.Н. Романов
Самое главное — безопасность
летнего отдыха
11
Одарённые и талантливые дети. Принципиальные документы по проблемам
детства, образования, развития культуры. Создание оптимально комфортной
среды для обучения и развития творческой личности и самоопределения.
Человеческий потенциал. Социальное проектирование.
14
Информационно-психологическая безопасность учащихся. Информационнокоммуникационные
сети. Защищённость психики. Интернет-ресурсы,
манипуляция сознанием, цензура. Медиабезопасность.
21
Вопросы безопасности дополнительных образовательных учреждений.
Опасные происшествия в ДОУ. Рост количества опасных и чрезвычайных
ситуаций. Основные принципы и задачи обеспечения безопасности.
Разработка организационных подходов и методов деятельности
учреждения. Межведомственный подход в области формирования
безопасного образовательного процесса.
А.О. Карпов
20 лет будущего
24
Инновационное будущее страны. Исследовательская площадка, исследовательское
обучение. Диагностика творческих способностей. Психологическое
сопровождение талантливых детей. Лучшие молодые умы страны.
Программа «Шаг в будущее как общественное и неправительственное
движение энтузиастов, реализующих идею «общественного образования».
А.А. Замостьянов
Сто фильмов для школьников
33
Список кинофильмов, составленный министерством культуры для
российских школ. Воспитательная роль кино. Школьные кинокружки.
Кино и уроки истории. Кинонаследие, кинообразы. Фильмы для
школ — пространство изучения. Список иностранных фильмов.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Ю.С. Мануйлов.
Возвратить детям труд и радость
социального творчества:
А.С. Макаренко или
Н.Н. Иорданский?
2
39
Детский интернат. Права, авторитет и социальный статус педагогов.
Право детей на труд. Закон на стороне детей? Потребительский
и криминальный элемент. Воспитание за государственный счёт.
Чувство меры в педагогике. Педагогический Олимп Н.Н. Иорданского.
Детское социальное творчество и время А.С. Макаренко.
Народное образование 3’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_3.qxd 12.04.2013 13:53 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Т.О. Шумилина
Нормативно-правовое
обеспечение организации
летнего отдыха детей
и подростков
Л.А. Кравцова
Как усовершенствовать
финансовый менеджмент?
43
Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления
детей и подростков. Основные задачи детской оздоровительной
кампании. СанПиНы и должный контроль за их исполнением. Проект
федерального закона. Создание условий, соответствующих требованиям
безопасности и организации отдыха и оздоровления детей.
49
Функционирование и развитие образовательных организаций в условиях
радикальных мер по осуществлению преобразований. Опыт разработок
практико-ориентированных программ системы повышения квалификации
и переподготовки кадров в образовании. Современные системы планирования
ресурсов. Взаимоисключающие финансовые инструменты. Сбалансированные
показатели педагогической и организационно-экономической
системы. Реформирование финансового менеджмента.
Р.М. Гайнутдинов
Особенности управления
в детском оздоровительном
лагере
С.В. Воробьёва
Разработка программ
профилактики социальных
зависимостей подростков
С.Г. Петрова
Корпоративная культура
учреждения отдыха
и оздоровления детей
56
Особенности управления выездными детскими лагерями в летний период.
Факторы обеспечения эффективности управления. Планирование деятельности
в ДОЛ. Эффективность планируемой деятельности: предпосылки
и способы организации. Действенность мотивации сотрудников
ДОЛ. Эффективный контроль.
59
Зависимость и девиантное поведение подростков. Аддиктивное
поведение. Социальные санкции. Программа профилактики социальных
зависимостей. Направления профилактической деятельности.
63
Детское оздоровительное учреждение — полноправный участник социально-экономических
процессов. Принципы современного организованного
менеджмента и ценностных основ педагогической этики. Организационная
культура, корпоративная культура — необходимые условия
эффективности летнего проекта. Мониторинг уровня корпоративной
культуры.
А.Б. Вифлеемский
Должен ли летний лагерь
платить за загрязнение
окружающей среды
А.Ю. Губанова
Интернет в детском лагере
69
Летний лагерь и размещение отходов. Есть ли плата за загрязнение
окружающей среды. Нормативно-правовая база. Примеры и ответы
на вопросы.
76
Интернет в летнем лагере. Информационно-технические средства,
досуговые практики. Результаты социсследования. Недопонимание со
стороны старшего поколения значения ИКТ в жизни нынешних
подростков. Интернет-образование.
3
Народное образование 3’2013
Стр.3