ОТ_4_2014_1-45.qxd 13.02.2015 16:23 Page 1 Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11451 от 28.12.2001 ЖУРНАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Директор проекта: Алексей КУШНИР Состав редколлегии: Ильинская Наталья Игоревна — главный редактор, директор АНО «Центр образовательных технологий», кандидат педагогических наук Луков Валерий Андреевич — 1-й заместитель главного редактора Ермошкин Николай Николаевич — заместитель главного редактора Состав редакционного совета: Ильинский Игорь Михайлович — ректор Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН (председатель) Воротников Юрий Леонидович — зам. директора Российского государственного научного фонда, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Журавл¸в Юрий Иванович — академик РАН, доктор физикоматематических наук, профессор, лауреат Ломоносовской премии Журавл¸в Анатолий Лактионович — директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАН Кушнир Алексей Михайлович — директор ИД «Народное образование», кандидат психологических наук Остапенко Андрей Александрович — профессор Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук Плаксий Сергей Иванович — ректор Национального института бизнеса, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Шудегов Виктор Евграфович — зам. председателя Комитета по образованию Гос. <...> E-mail: narob@yandex.ru, kushnir@narodnoe.org 4/ 2014 ОТ_4_2014_1-45.qxd 13.02.2015 16:23 Page 2 СОДЕРЖАНИЕ Новости профобразования Итоги XI Международной научной конференции «Высшее образование для ХХI века» . <...> Отсутствие корреляции между позициями университетов в академическом рейтинге и позициями этих же университетов в рейтинге бизнес-школ. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Методика управления результатами обучения при реализации <...>
Образовательные_технологии_№4_2014.pdf
ÎÒ_4_2014_1-45.qxd 13.02.2015 16:23 Page 1
Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати
Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11451 от 28.12.2001
ЖУРНАЛ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Директор проекта: Алексей КУШНИР
Состав редколлегии:
Ильинская Наталья Игоревна —
главный редактор, директор АНО «Центр
образовательных технологий», кандидат
педагогических наук
Луков Валерий Андреевич —
1-й заместитель главного редактора
Ермошкин Николай Николаевич —
заместитель главного редактора
Состав редакционного совета:
Ильинский Игорь Михайлович —
ректор Московского гуманитарного
университета, доктор философских наук,
профессор, академик РАЕН (председатель)
Воротников Юрий Леонидович —
зам. директора Российского государственного
научного фонда, доктор филологических
наук, член-корреспондент РАН
Журавл¸в Юрий Иванович —
академик РАН, доктор физикоматематических
наук, профессор,
лауреат Ломоносовской премии
Журавл¸в Анатолий Лактионович —
директор Института психологии РАН,
член-корреспондент РАН
Кушнир Алексей Михайлович —
директор ИД «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Остапенко Андрей Александрович —
профессор Кубанского государственного
университета, доктор педагогических наук
Плаксий Сергей Иванович —
ректор Национального института бизнеса,
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
Шудегов Виктор Евграфович —
зам. председателя Комитета по образованию
Гос. Думы РФ, доктор физико-математических
наук, заслуженный деятель науки РФ
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Корректор: Татьяна Денисьева
В¸рстка: Анна Ладанюк
Учредитель НИИ школьных технологий
© НИИ школьных технологий
Подписано в печать 20.12.2014. Формат 70õ90/16. Бумага îôñåòíàÿ. Печать îôñåòíàÿ.
Ïå÷.ë. 8,0. Óñë. ïå÷. ë. 9,33. Заказ ¹ 4C29.
Издательский дом «Народное образование». НИИ школьных технологий.
109341, Ìîñêâà, óë, Люблинская, ä. 157, êîðï. 2.
Òåë./ôàêñ: (495) 345-52-00, (495) 972-59-62.
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir@narodnoe.org
4/
2014
Стр.1
ÎÒ_4_2014_1-45.qxd 13.02.2015 16:23 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
Новости профобразования
Итоги XI Международной научной конференции «Высшее образование
для ÕÕI âåêà» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Образование и общество
Савицкая Е.В., Дубынина А.И. Бизнес-школы против университетов:
сравнительный анализ рейтингов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Сравнительный анализ методик составления рейтингов университетов и бизнес-школ.
Отсутствие корреляции между позициями университетов в академическом рейтинге и позициями
этих же университетов в рейтинге бизнес-школ. Различия в учебном процессе университетов
и школ бизнеса, различия в методиках построения их рейтингов.
Теория и практика проектирования
Буденкова Е.А. Управление результатами обучения в условиях реализации
компетентностного подхода в системе ВПО (2-ÿ ÷àñòü) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Методика управления результатами обучения при реализации компетентностного подхода
с использованием таксономии образовательных целей Б. Блума, классификационных таблиц
Л.У. Андерсона и Д.Р. Кратволя, классификации интернет-сервисов и бесплатных статистических
пакетов VISTa и R. Аффективная область образовательных целей.
Панфилова А.П. Новые образовательные форматы и проблемы конкуренции
в системе подготовки ñïåöèàëèñòîâ.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
Роль интенсивных и интерактивных технологий в современном образовании: что они развивают
и формируют у студентов, для каких конкретно обучающих целей предлагаются те или иные
технологии.
Каргин Ю.Н. Энтропия знаний. Конструирование модели педагогического теста . . . .46
Модель возрождения классического университета как элитарной образовательной организации.
Пути компенсации издержек, которые понесла система классического университетского
образования из-за е¸ вхождения в Болонский процесс.
Петров Ю.А., Петрова Г.И. Уровни компетентности: модель, классификация, иерархия . . . .65
Модель уровней компетентности на основе матричного анализа. Иерархия специалистов
по уровню их компетентности.
Бородиенко А.В. Бизнес-симуляция vs традиционные педагогические технологии:
эффекты использования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Принципы, методики, эффекты использования инновационной педагогической технологии —
бизнес-симуляций — в процессе развития профессиональной компетентности руководителей
компаний.
Стр.2
ÎÒ_4_2014_1-45.qxd 13.02.2015 16:23 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
3
Технология и практика обучения
Ер¸мин Е.А. Количественная оценка целостности системы базовых понятий
как мера усвоения учебного курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Экспериментальный метод оценки взаимосвязи, которая формируется у студентов между
существенными терминами курса после его изучения. Влияние некоторых факторов
на стабильность показателей. Реализация метода для оценки качества усвоения знаний.
Стригун À.È. Компьютерные интеллектуальные тьюторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Методико-техническая инновация как автоматизированный естественно-языковый контролирующий
учебный диалог. Возможность и необходимость его применения в учебном процессе.
Компьютерные интеллектуальные тьюторы в качестве инструмента реализации. Основы
их функционирования и применения .
Практикум по культуре речи
Грибанская Å.Ý., Новикова Ë.È. Правильная речь — признак профессионализма . . . . .109
Некоторые аспекты формирования речевой культуры. Закономерности постановки ударения
и произношения. Авторы предлагают читателям потренироваться в постановке ударений
и правильном произношении слов, выполнив задания, построенные в разных форматах.
Технопарк высшей школы
Волхонский А.Е., Ковалевич М.В., Гончаров А.В. Применение эффекта сверхпластичности
— новые возможности в современных процессах металлообработки . . .120
Обзор принципиально новых возможностей в процессах листовой и объ¸мной штамповки деталей
— использование эффекта сверхпластичности, их применение в авиа- и автомобильной промышленности.
Достоинства и недостатки процессов, выбор оборудования. Этапы пневмоформовки
и примеры деталей, полученных на предприятиях авиа- и автомобильной промышленности и на
кафедре «Технология производства летательных аппаратов» РГТУ-МАТИ им. К.Э. Циолковского.
Стр.3