Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе №5 2014 (150,00 руб.)

0   0
Страниц144
ID247291
АннотацияСпециализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательную — миссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания.
Воспитательная работа в школе .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2014 .— №5 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/247291 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Российская школа на пути к сетевой парадигме развития: контексты и коннотации культуры . <...> Способности и возможности, или От чего зависит успешность современного реб¸нка . <...> Как выстраивать алгоритмы успешного социального партн¸рства семьи и школы? <...> Селестен Френе и его Другая школа 5 – 14 Т. Хагуров <...> Селестен Френе и его Другая школа В о времена своей студенческой юности я случайно купил и прочитал книжку Селестена Френе — рассказ о школе, где дети могут ходить по классу, выбирать задание, делать то, что им интересно. <...> Но подумал (ведь молодой был): «А вот приду я к директору школы и скажу: «Светлана Михайловна, а дайте попробовать сделать такой класс — и не уйду я никуда из государственной школы, и останусь я на этой зарплате, хоть семью как-то надо кормить и свой реб¸нок уже родился. <...> » МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Теперь я работаю директором школы. <...> С вальдорфской школой вообще сложно… а про своего любимого Селестена Френе я так никого и не спросил. <...> Селестен Френе был одним из тех людей, которые изменили педагогику XX века, создали — не побоюсь этого слова — другую школу. <...> Они верят, что реб¸нок по своей природе любознателен. <...> Когда другие говорили и много писали о доброй природе реб¸нка, Френе от этого был дал¸к. <...> Видимо, дело не в том, решает Френе, чтобы просто изменить содержание программ, не в том, чтобы учить детей другому (хотя и это, конечно, тоже важно), — надо менять весь уклад, всю систему. <...> Есть реб¸нок со своим интересом, со своими потребностями. <...> Френе понимает, что реб¸нку, особенно крестьянскому, не свойственно мыслить понятиями, правилами и алгоритмами. <...> И только после этого, медленно продвигаясь, реб¸нок может делать выводы и приходить к каким-то концепциям. <...> Но Френе убежд¸н, что все проблемы реб¸нка, с которыми мы сталкиваемся в школе, — неспособность или нежелание учиться, невнимательность, рассеянность — производные от внешней среды, а не следствие его невоспитанности. <...> 7 Концепции и системы [ 27 – 60 ] МЕТОДОЛОГИЯ <...>
Воспитательная_работа_в_школе_№5_2014.pdf
№ 5 2014 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Р Е Д А К Ц И Я : Владимир Караковский, главный редактор Елена Шишмакова, зам. главного редактора Светлана Лячина, ответственный секретарь Анна Ладанюк, дизайнер Ольга Денисова, Алексей Ермилов, художники Татьяна Денисьева, корректор Сергей Бурукин, в¸рстка А д р е с : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Т е л е ф о н ы : (495) 345-52-00 У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü: Издательский дом «Народное образование» ©Народное образование, 2014 ........................................................... Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого Мария Иосифовна Кнебель (18 мая 1898 – 1 июня 1985), советский режисс¸р, педагог, доктор искусствоведения, народная артистка РСФСР. Ученица Михаила Чехова, Станиславского и НемировичаДанченко, она внесла огромный вклад в жизнь отечественного театра. В педагогике Мария Иосифовна прошла тот же путь, что и в режиссуре: от ученицы до мастера. Важнейшими для творчества Кнебель стали годы её преподавания в последней студии Станиславского — оперной (1936–1938). Станиславский поручил ей преподавать художественное слово. Это было для неё учение и обучение одновременно. Именно в то время складывался его «метод физических действий». Он делал ставку на молодых актёров и педагогов, среди которых Кнебель стала одной из первых. Она овладевала методом действенного анализа пьесы и роли, впоследствии широко используя его в своей режиссёрской практике. «Они воспитали меня как педагога», — вспоминала Кнебель о годах, проведённых в студии Станиславского. Станиславский в своих последних исканиях утверждал новый подход актёра к роли. Рождался этюдный метод работы. Все эти открытия предстояло развить и систематизировать начинающему режиссёру-педагогу М.И. Кнебель. Тогда же на свет появилась «Поэзия педагогики», плод семилетнего вынашивания, раздумий и труда. Это не учебник, не методическое пособие, не записки учителя, а живой рассказ, в котором всё названное выше присутствует, не доминируя и не получая самостоятельного значения. С первых же шагов Кнебель внушала своим студентам, что их будущая профессия требует от них полной отдачи, что научиться охватывать разом все многочисленные объекты внимания режиссёра, когда он ставит спектакль, будет весьма и весьма непросто. Насыщенными и уплотнёнными до предела были её уроки, начинавшиеся без всякой раскачки, со звонком, зато заканчивающиеся тогда, когда у студентов не было сил продолжать. Ставя отрывок, её «режиссёр» должен был развернуть вокруг него целую вспомогательную школу – школу изучения эпохи, быта, творчества данного автора, обстоятельств, толкнувших его на написание этой пьесы, архивов, чьих-то воспоминаний – и всё это надо было выписать и отдать педагогу. Она понимала, что каждый студент требует к себе индивидуального подхода. И ключик к каждому из своих подопечных подбирать умела и понимала, что талант может прорезаться не сразу. Всё контролировала, но ничего не делала за своих студентов, предоставляя им самим доводить до ума начатое, но пока не дающееся. Окружала заинтересованным вниманием всех поровну и со всех поровну спрашивала, не позволяя себе выделить самых способных. Вырастить художника, наделить его тягой к постоянному самосовершенствованию, вызвать в нём отвращение к пошлости, способность испытывать стыд от дурного поступка – такова была одна из главных задач педагогики М.И. Кнебель. Она воспитывала не режиссёра, а человека, ещё точнее – человека театра, и ещё точнее – человека искусства. В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 05 / 14
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Курбатов Ð. Селестен Френе и его Другая школа . . . . . . . . . . . . . . . 5 Хагуров Ò. Цели образования и социальная динамика . . . . . . . . . .15 Клепко Ñ. Мажор философии образования . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ Лобок А. Российская школа на пути к сетевой парадигме ðàçâèòèÿ: контексты и коннотации культуры . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Книжникова С. Устрашающие эффекты медианасилия и воспитание детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 Фоминова А. Становление жизнестойкости школьника: ценностно-смысловой аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 Мирошкина М. Самоорганизация, организация и педагогическое сопровождение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Шустова È. Ценности и смыслы школьной жизни . . . . . . . . . . . . .61 Попова И. Эффективное управление инновационными процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 Кулаков А. Конфессиональное дополнительное образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78 ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Мирошкина М. Технологии самоорганизации в подъезде, äîìå, дворе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 Мазниченко М, Нескоромных Н. Учим подростков управлять личным временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 Емельянова М. Способности и возможности, или От чего зависит успешность современного ðåá¸íêà . . . . . . . . . . . . . . . . 100 3
Стр.3
С О Д Е Р Ж А Н И Е ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Сем¸нова Т. Взаимоотношения «учитель — ученик» в системе образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Авраамова Е., Логинов Д. Изучение образовательных стратегий родителей школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Мурашов À. Ситуации «áûñòðîãî реагирования» . . . . . . . . . . . . 123 Удалова А. Как выстраивать алгоритмы успешного социального партн¸рства семьи и øêîëû? . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ Ласуков Î. Линейка открытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 4 Подписано в печать 28.05.2014. Формат 70 х 100/16. Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 9,0. Óñë. ïå÷. ë. 11,67. Тираж 2300 ýêç. Заказ ¹ 4603 Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62 © Издательский дом «Народное образование» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 05 / 14
Стр.4