Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование» Влаиир Беспалько, академик РАО Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Валерия Мухиа, академик РАО Арей Остапеко, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Редакция: Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод) Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Ирина Маслова (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76 E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru роое образоваие При созаии журала используются лицезиоые проукты копаии Adobe Systems Inc. <...> Загвязинский Будущее образования: перспективные линии развития В.Н. Аверкин, Т.А. Каплунович Современный контекст проблемы сохранения сельской школы Т.Л. Клячко ЕГЭ: что день грядущий нам готовит? <...> НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ В.Г. Лапин, И.В. Милюков Правовые и экономические основы организации <...>
Народное_образование_№10_2014.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1443)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор),
Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹10’2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.И. Загвязинский
Будущее образования:
перспективные линии развития
В.Н. Аверкин,
Т.А. Каплунович
Современный контекст проблемы
сохранения сельской школы
Т.Л. Клячко
ЕГЭ: что день грядущий
нам готовит?
Е.В. Ляпунцова
Из школы — в университет:
рулетка или осознанный выбор?
М.М. Поташник
Награждение…
уголовным делом
В.А. Рязанов
Большая разница
или точь-в-точь?
А.Б. Вифлеемский
Анатомия отката
А.В. Могилев
Не время разбрасывать камни!
9
Выбор стратегии развития образования. Оценка исследований
в педагогической науке. Оценка перспектив.
16
Состояние образования на селе и его финансирование. Развитие системы
на примере образования Новгородской области.
22
Перспективы Единого государственного экзамена. Экономические затраты
и эффективность экзамена. Изменения и их эффект.
30
Законодательные возможности выбора профессии. Является ли возможность
подавать документы в несколько вузов на разные специальности признаком
демократии?
35
Руководитель Комитета по образованию, защищая права сирот,
сделала выбор…
43
Кто и как наживается на школьных учебниках? Формализм в подготовке
изменений в содержании образования. Отметка «ФГОС» при сохранении
старого содержания учебников как способ наживы издательств.
49
Коррупция и её проявления в образовании. Сговор с бизнес-структурами
как способ отмывания государственных денег.
59
Иерархически связанные факторы углубляющегося кризиса отечественной
школы. Реформа на основе всесторонне обсуждённой модели школы.
2
Народное образование 10’2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Т.В. Черникова,
О.С. Гаджирамазанова
Цена инноваций:
диалог с директором школы
67
Развитие организаций, поиск дополнительного финансирования внедряемых
новшеств, ответственность руководителей и риски.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
В.Г. Лапин,
И.В. Милюков
Правовые и экономические
основы организации
детско-взрослого производства
О.Л. Данилова
Где взять кадры
для реального сектора?
И.Р. Шафиков
Настоящее и будущее
сельской школы
Положение о Международном
конкурсе имени А.С. Макаренко
83
Профессиональная среда и включение учащихся в реальные процессы
при подготовке будущих профессионалов.
89
На селе можно быть активным и успешным. Механизмы продуктивного
обучения на селе.
92
В апреле 2015 года пройдут 13-й Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
73
Воспитание трудом. Детско-взрослое производство как эффективное
средство воспитания. Юридические и финансовые аспекты рентабельного
производства с участием педагогов и учащихся.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Г.Г. Габдуллин
Менеджмент или школоведение:
как «развивается» сегодня
теория управления образованием
Т.Н.Шевченко
Директор в условиях
изменения законодательства
99
Терминология в теории управления: её избыточность и обоснованность
применения. Развитие как процесс обновления школ, а не альтернатива
функционированию.
110
Комментарий к новшествам в законодательной базе российского
образования в части компетенции руководителей.
3
Народное образование 10’2014
Стр.3