Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование» Влаиир Беспалько, академик РАО Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Валерия Мухиа, академик РАО Арей Остапеко, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Редакция: Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод) Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Ирина Маслова (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76 E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru роое образоваие При созаии журала используются лицезиоые проукты копаии Adobe Systems Inc. <...> Габдуллин Реформа педагогического образования – неудачное проектирование изменений вызывает сомнения в серь¸зности намерений А.А. Алексеев Конкурентные преимущества сельской школы Е.А. Ямбург Это нужно здоровым, а не только больным З.А. Кокарева Осторожно: мониторинги! <...> Эпштейн <...>
Народное_образование_№8_2014.pdf
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1441)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (редактор),
Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор),
Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник),
Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru; narodnoe@narodnoe.org; www.narobraz.ru
роое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹8’2014
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Г.Г. Габдуллин
Реформа педагогического
образования – неудачное
проектирование изменений
вызывает сомнения
в серь¸зности намерений
А.А. Алексеев
Конкурентные преимущества
сельской школы
Е.А. Ямбург
Это нужно здоровым,
а не только больным
З.А. Кокарева
Осторожно: мониторинги!
М.В. Груздев,
А.В. Золотарёва
Интеграция формального
и неформального образования:
новый сценарий развития
9
Анализ концепции развития педагогического образования. Пробелы,
трудности и возможности реализации.
17
Образ школы с качественным образованием на селе. Формирование
социокультурной компетентности учащихся. Профессиональное самоопределение
в условиях села. Создание условий для дальнейшего развития
человека села. Роль фермерства в качественном образовании на селе.
24
Финансирование обучения детей, находящихся на длительном излечении.
Нормативная база и нормативы финансирования.
30
Оценка образовательных достижений четвероклассников по итогам
освоения стандартов. Избыточный характер оценочных процедур.
Риск перегрузки детей и дискредитации подобных исследований.
34
Анализ современных нормативных документов, определяющих развитие
образования в России. Ключевые проблемы в рамках общего
и дополнительного образования. Развитие процессов интеграции
в системе образования.
2
Народное образование 8’2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Эпштейн
Социальное партн¸рство:
взаимодействие школы
с бизнес-структурами
А.Б. Вифлеемский
«Облачные» технологии —
новое в организации бухуч¸та
И.В. Назарова,
В.В. Назаров
Директор школы
в правовых реалиях
И.В. Галковская
Матрица преобразований – как
изменить отношение к школе
родителей и к пониманию
образования детей и педагогов
Т.Л. Кавалерчик
Искусство управления
уроком: менеджмент
в течение 45 минут
Д.В. Верин-Галицкий
«Дневник.ру» – инновация
с обратным педагогическим
ýôôåêòîì?!...
С.К. Рыженко
Опора на психологические
различия: как оценить
ресурс педагога
Е.В. Андрющенко
Санитарно-эпидемологические
требования к организации
учебного процесса
39
Направления сотрудничества школы и бизнеса. Мотивация сторон,
значение для развития учащихся.
50
Выбор способа бухгалтерского учёта. Правовые нормы в регулировании
ответственности руководителя в сфере финансов. Достоинства и недостатки
применения «облачных» технологий в бухгалтерском учёте школы.
57
Правовые проблемы статуса, найма, аттестации руководителей
образования. Юридическая помощь, инвестиции, правовые коллизии.
62
Проведение изменений на примере лицея г. Изборска Псковской
области. Изменение представлений о школе в социуме, повышение
квалификации учителя, развитие представлений учащихся о будущем.
71
Цели и содержание педагогического совета, направленного на повышение
эффективности учителя. Вопросы для обсуждения, методика организации
практической части.
82
Всегда ли внедрение информационных технологий имеет позитивные
последствия? Почему бумажный дневник имеет больший воспитательный
потенциал, чем его электронный аналог?
90
Анализ и различия структуры личности. Типичное поведение и его
понимание. Опора на различия в выполнении различных видов работ.
97
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.
2821–10. Охрана зрения учащихся в образовательном учреждении.
3
Народное образование 8’2014
Стр.3