Н.А. Коноплева
СЕРВИСОЛОГИЯ
(человек и его потребности)
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
1
Стр.1
УДК 17.022.1+659
ББК 87.75+76.006.5
К88
Г л а в н ы й р е д а к т о р Д.И. Фельдштейн
З а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Р е ц е н з е н ты:
Е.В. Кулебякин, др филос. наук, проф., зав. каф.
социологии и социальной психологии ДВГТРУ;
Г.Г. Ермак, канд. ист. наук, науч. сотр. отдела этнографии,
этнологии и антропологии Института истории ДВО РАН
Коноплёва Н.А.
К88
Сервисология (человек и его потребности) [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / Н.А. Коноплёва. — 2-е изд., стер. —
М. : ФЛИНТА, 2013.— 248 с.
ISBN 978-5-9765-0119-5
В пособии раскрываются основы деловой коммуникации, просле
живаются психологическое своеобразие различных типов людей, воз
можные способы общения между ними, их сильные и слабые стороны.
Книга поможет будущим менеджерам, руководителям всех уровней,
специалистам, работающим в сфере «человек–человек», быть успеш
ными профессионалами.
Для студентов вузов.
УДК 17.022.1+659
ББК 87.75+76.006.5
В в е д е н и е
Курс «Сервисология (человек и его потребности)» является
базисным для изучения цикла дисциплин, связанных с сервис
ной тематикой.
Одной из основных характеристик современной социальной
среды стал рынок. В современной российской культуре специа
листы столкнулись с ситуацией, когда для достижения успеха в
той или иной деятельности недостаточно обладать знаниями и
умениями для выполнения какихто поставленных задач, необ
ходима способность вступать в «состязание» со многими други
ми специалистами. В современной культуре мы становимся
свидетелями тому, как рыночные отношения не только прони
кают в экономику, но и влияют на формирование современного
человека.
В таких условиях каждый стремится полнее использовать
свои силы, что предполагает глубокое постижение окружающей
социальной реальности, а также изменение ее посредством ак
тивной собственной деятельности.
Главным действующим лицом все в большей степени стано
ISBN 978-5-9765-0119-5
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
вится конкретный потребитель, отличающийся своеобразием
темперамента, характера, особенностями мотивационной и по
требностной сфер. Именно он и его ближайшее окружение реша
ют, какие товары (услуги) приобрести, где и как учиться, лечить
ся, отдыхать и т.п. Производители должны отыскивать потреби
телей, выяснять их конкретные потребности и затем создавать
товары и услуги для более полного удовлетворения этих потреб
ностей. Причем этот процесс распространяется не только на ве
щественные товары и услуги, но и на организации, виды деятель
ности, идеи, персоны (Ф. Котлер). Именно потребитель решает,
3
Стр.2
какую именно передачу посмотреть по телевидению или послу
шать по радио (информационную, образовательную, развлека
тельную), где и как отдохнуть, какие идеи поддержать и др.
Работа с потребителем — анализ, прогноз, по сути, управле
ние его поведением — повседневная составляющая профессио
нальной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере
продаж различных товаров и услуг. С развитием рыночных от
ношений и усилением конкуренции в России работа с потреби
телями становится все более актуальной. Значимость потреби
теля и успех работы с ним становятся все более важными для
каждого предпринимателя, поскольку он удовлетворяет жела
ния и потребности покупателя. «Потребитель, а не компания
находится в центре. Компании вращаются вокруг клиента, а не
наоборот» (Р. Кейт).
Центральная фигура потребителя на современном рынке
потребовала детального и глубокого изучения особенностей его
поведения в диалоге «товар — покупатель».
В связи с ростом значения «фигуры» потребителя суще
ственно возрастает роль окружающего социума, его качество,
привлекательность, комфортность и т.д. Необходимо создавать
специальные социальные структуры, формы, методы, правила
и т.п., способствующие успешному «обслуживанию» индиви
да — потребителя.
Менеджеры и профессионалы в сфере услуг в современной
российской культуре столкнулись с необходимостью повыше
ния качества сервиса и удовлетворения потребностей клиентов
на высоком уровне. Вместе с тем своеобразие услуг: их неосяза
емость, несохраняемость, неотделимость от источника, непос
тоянство качества — создают значительные проблемы для ме
неджеров в сервисной деятельности. Маркетинговая система в
данной сфере должна опираться не только на исследование
рынка, рекламу, продвижение услуги, но прежде всего на пони
мание человека, его потребностей и психологические законо
мерности их мотивации и удовлетворения. При этом следует все
более стремиться к индивидуализации обслуживания, учитывая
не только внешние факторы, мотивирующие поведение потре
4
бителя, такие как культура, социум, экономика, но и внутрен
ние — жизненный стиль, личностное и психологическое свое
образие клиента, его запросы и потребности. Наука, изучающая
эти явления, получила название сервисология.
Наряду с сервисологией в современном российском обществе
«рождены» рынком и такие дисциплины, как менеджмент, мар
кетинг, имиджелогия, конфликтология, паблик рилейшнз и др.
Вместе с тем усиливается исследовательский интерес и к та
ким традиционным дисциплинам, изучающим человека и об
щество, как социология, история, психология, социальная ант
ропология и др. На базе углубляющегося и расширяющегося
знания в области перечисленных дисциплин происходит, с од
ной стороны, специализация наук о человеке и обществе, а с
другой — их интеграция. Одной из форм такой специализации
и интеграции может быть сервисология, которую вполне можно
представить как междисциплинарную, включающую в себя зна
ния всех вышеперечисленных дисциплин. Междисциплинар
ность сервисологии предполагает также использование знаний
в области техники, технологии и организации всех форм обслу
живания как такового. Именно поэтому в структуру данного
учебного курса включены вопросы не только из социально
психологической области, но и из области организации сферы
обслуживания, влияния различных факторов на формы и виды
обслуживания населения и поведение потребителя. Акцент при
этом сделан на индивидуализации в обслуживании, что и явля
ется основным отличием сервиса от обслуживания.
Итак, сервисология— это наука о природе, принципах и ме
тодах индивидуального обслуживания населения, учитываю
щих индивидуальность человека как целостной личности, его
потребности, интересы и ценностные ориентации.
Предметом изучения сервисологии являются организация,
формы и методы индивидуального обслуживания человека.
Можно сказать, что речь идет о социальном менеджменте каче
ства в сервисных сферах деятельности.
Объектом изучения данной дисциплины служит человек с
определенными потребностями, интересами, ценностными
5
Стр.3
ориентациями, запросами, психологическим своеобразием и
жизненным стилем.
Дисциплина дает студентам понимание человека как индиви
да, как личности — носителя определенных ролей и субъекта об
щественноисторической деятельности как индивидуальности.
Комплексный подход исследования человека как целостности
дает представления о нем как социальноприродном существе.
В учебном курсе изучаются система потребностей, их форми
рование, динамика и основные классификации. Значительное
место в курсе отводится взгляду на человеческие потребности,
мотивацию деятельности в аспекте современных психологичес
ких и психоаналитических знаний. Прослежены место и роль
сервиса в удовлетворении человеческих потребностей; методоло
гические подходы к человеку в сфере сервиса в зависимости от
психологического своеобразия потребителя и личностных про
явлений профессионала в сервисной деятельности. Изучаются
условия обеспечения оптимальной инфраструктуры обслужива
ния с учетом природной и социальной сущности человека.
Курс направлен на формирование у студентов знаний о че
ловеке, его сущности и потребностях, методах удовлетворения
потребностей индивида и общества, способах подходов к потре
бителю в сфере услуг, изучение места и роли сервиса в удовлет
ворении человеческих потребностей, на освоение методологи
ческих подходов к человеку в сфере сервиса.
Проблема человеческих потребностей раскрывается с фило
софских, психологических, социологических, экономических и
других позиций, что придает курсу интеграционный характер и
позволяет студентам синтезировать полученные ранее знания в
гуманитарной области.
Изучение дисциплины предусматривает решение ряда обра
зовательных задач.
n Изучить человека как индивида, как личность — носите
ля определенных ролей и субъекта общественноистори
ческой деятельности.
n Проследить становление знаний о человеке и его потреб
ностях в исторической ретроспективе.
6
n Исследовать систему потребностей человека, их динами
ку, формирование.
n Изучить структуру и классификации потребностей че
ловека.
n Рассмотреть место и роль сервиса в удовлетворении че
ловеческих потребностей.
n Освоить методологические подходы к человеку в сфере
сервиса в зависимости от психологического своеобразия
потребителя и личностных проявлений профессионала в
сервисной деятельности.
n Освоить психодиагностические методики, направлен
ные на выявление выраженности различных потребнос
тей личности.
n Освоить методику диагностики социальнопсихологи
ческих установок личности в мотивационнопотребност
ной сфере.
n Освоить психодиагностическую методику «ценностные
ориентации» М. Рокича.
n Освоить методику «диагностика мотивационной струк
туры личности».
Проблемная область материала, излагаемого в курсе, возни
кает на пересечении ряда направлений научной мысли и учеб
ных дисциплин: философия, философская антропология, тео
логия, социальная психология, психология (воли, мотивации и
мотивов, личности), социальный менеджмент, этикет и др.
В результате изучения курса студенты должны:
n Изучить предмет и объект сервисологии.
n Приобрести понимание необходимости системного под
хода к проблеме сущности человека.
n Овладеть знаниями по пониманию человека и его по
требностей в исторической ретроспективе.
n Приобрести понимание потребностей человека в аспекте
современных психологических теорий личности.
7
Стр.4
Т е м а 8. Основные характеристики сервиса,
как сферы услуг ............................................................... 174
Т е м а 9. Модели поведения потребителя ..................................... 199
Оглавление
Введение ................................................................................................ 3
Р а з д е л I
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА
И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ
Т е м а 1. Человек как смысловая модель мира. Представление
о человеческих потребностях в исторической
ретроспективе .......................................................... 10
Т е м а 2. Системный подход к проблеме сущности человека.
Единство и взаимосвязь биологического
и социального в человеке .................................................. 40
Т е м а 3. Человек в различных аспектах ,существования.
Индивид, личность, индивидуальность ........................... 58
Т е м а 4. Психологические теории личности о человеке
и его потребностях. Основные положения,
касающиеся природы человека ...................................... 70
Т е м а 5. Направленность личности, мотивация
и мотивы .......................................................................... 108
Т е м а 6. Понятие потребностей, и их классификация ................. 140
Р а з д е л 2
СЕРВИС КАК СФЕРА УСЛУГ
Т е м а 7. Особенности функционирования, сферы услуг ............. 164
244
245
Заключение ........................................................................................ 239
Библиография .................................................................................... 240
Стр.123