Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Семьеведение (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГаранина Е. Ю.
АвторыКоноплева Н. А., Карабанова С. Ф.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц384
ID246293
АннотацияРассматриваются основные аспекты семьеведения и психологии семейных отношений с учетом современных реалий. Анализируются эволюция брака и семьи в истории человеческого общества, функционально-ролевая структура семейных отношений, жизненный цикл семьи, особенности супружеских и детско-родительских отношений, психология эмоциональных отношений, а также процессы распада и дестабилизации семейных отношений.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоДля студентов-психологов и широкого круга читателей, интересующихся особенностями человеческих взаимоотношений.
ISBN978-5-9765-0323-6
УДК316.3/.4(075.8)
ББК88.5я73
Гаранина, Е. Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова; Е. Ю. Гаранина .— Москва : ФЛИНТА, 2013 .— 384 с. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-9765-0323-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/246293 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Карабанова СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия 1 Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 316.3/. <...> Анализируются эволюция бра ка и семьи в истории человеческого общества, функциональноролевая структу ра семейных отношений, жизненный цикл семьи, особенности супружеских и детскородительских отношений, психология эмоциональных отношений, а также процессы распада и дестабилизации семейных отношений. <...> Пути испытания на супружеский быт и семейную совместимость . <...> Порядок рождения детей и его влияние на психологические характеристики личности ребенка и ролевые позиции в семье . <...> Пособие разработано в соответствии с требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине «Семьеведение» и отвечает основным задачам его освоения: эволюция брака и семьи в истории человеческого общества, функционально-ролевая структура семейных отношений, жизненный цикл семьи, особенности супружеских и детско-родительских отношений, психология эмоциональных отношений, мужская и женская психология, процессы распада и дестабилизации семейных отношений. <...> ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные основания. <...> Сегодня, в третьем тысячелетии, в сфере брачно-семейных отношений происходят глубокие и драматические изменения. <...> Вышеперечисленные обстоятельства обосновывают важность и необходимость тщательного изучения закономерностей становления и развития семьи, условий ее существования. <...> Естественна для бесписьменной эпохи малоизученность всех явлений социально-экономической жизни этого времени, в том числе и брачно-семейных отношений. <...> Она стала дробиться еще в XVIII в <...>
Семьеведение.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Семьеведение.pdf
Е.Ю. Гаранина Н.А. Коноплева С.Ф. Карабанова СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия 1 Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013
Стр.1
УДК 316.3/.4(075.8) ББК 88.5я73 Г20 Библиотека психолога Г л а в н ы й р е д а к т о р ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО Ä.È. Фельдштейн З а ì. г л а в н о г о р е д а к т о р а ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО Ñ.Ê. Бондырева Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и è: ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО Ø.À. Амонашвили; ä-ð ïåä. í., ÷ëåí-êîðð. РАО Â.À. Áîëîòîâ; ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО À.À. Äåðêà÷; ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО À.È. Äîíöîâ; ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО È.Â. Дубровина; ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô. Â.Ï. Çèí÷åíêî; ä-ð ôèëîë. í., ïðîô., àêàä. ÐÀÎÂ.Ã. Костомаров; ä-ð ïåä. í., ïðîô., àêàä. РАО Í.Í. Ìàëîôååâ; ä-ð ôèç.-ìàò. í., ïðîô., àêàä. РАО Â.Ë. Ìàòðîñîâ; ä-ð ïåä. í., ïðîô., àêàä. РАО Í.Ä. Никандров; ä-ð ïñèõîë. í., ïðîô., àêàä. РАО Â.Â. Ðóáöîâ; ä-ð ïåä. í., ïðîô., àêàä. РАО Ì.Â. Ðûæàêîâ; ä-ð èñò. í., ïðîô. Ý.Â. Сайко Р е ц е н з е н т û: д-р ист. наук, зав. отделом этнологии, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов ДВ России ДВО РАН Ю.В. Аргудяева; канд. филол. наук, доцент, зав. каф. домоведения Находкинского института технологии и бизнеса Р.Д. Гнеушева Гаранина Е.Ю. Г20 Семьеведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 384 с. ISBN 9785976503236 Рассматриваются основные аспекты семьеведения и психологии семей ных отношений с учетом современных реалий. Анализируются эволюция бра ка и семьи в истории человеческого общества, функциональноролевая структу ра семейных отношений, жизненный цикл семьи, особенности супружеских и детскородительских отношений, психология эмоциональных отношений, а также процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Для студентовпсихологов и широкого круга читателей, интересующихся особенностями человеческих взаимоотношений. УДК 316.3/.4(075.8) ББК 81.5я73 ISBN 9785976503236 2 © Гаранина Е.Ю., Коноплева Н.А., Карабанова С.Ф., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................... 6 Введение .................................................................................... 8 Тема 1. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ. НЕТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЬИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ ...................................... 10 1.1. Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии ..................................... 10 1.2. Традиции русской семьи ........................................ 14 1.3. Нетрадиционные (особые) семьи и альтернативы семьи ........................................... 32 Тема 2. СЕМЬЯ И БРАК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕМЬИ .................. 52 2.1. Место семьи в обществе. Понятия «семья» и «áðàê» .............................................................. 52 2.2. Подходы к исследованию семьи ............................. 64 Тема 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ .......... 91 3.1. Современные тенденции в развитии семьи ............... 91 3.2. Кризис общества и проблемы семьи ........................ 97 3.3. Различные категории современной семьи ............... 106 3.4. Современная модель ñåìüè, ее особенности ............ 125 Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫЕ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ............. 134 4.1. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья ................... 134 4.2. Психологическое здоровье современной семьи ........ 146 4.3. Основные установки в процессе семейного общения .............................................. 150 3
Стр.3
Тема 5. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ .................................................................... 174 5.1. Структура семьи ................................................. 174 5.2. Функции семьи ................................................... 176 5.3. Ролевая структура семьи ..................................... 179 Тема 6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ ................................. 189 6.1. Периодизация семейной жизни ............................. 189 6.2. Период ухаживания ............................................ 192 6.3. Молодая ñåìüÿ, ее задачи и особенности ................ 203 6.4. Особенности средней стадии супружества .............. 208 6.5. Пожилой человек и семья .................................... 213 Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ......................................................... 222 7.1. Механизмы возникновения симпатии .................... 222 7.2. Феномен любви и ее типы .................................... 223 7.3. Источники и стили любви ..................................... 228 7.4. Условия сохранения эмоциональных отношений ...... 237 Тема 8. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ .............................. 242 8.1. Мотивы вступления в брак ................................... 242 8.2. Пути испытания на супружеский быт и семейную совместимость .................................... 245 8.3. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты .............................................. 247 8.4. Типы супругов .................................................... 250 8.5. Адаптация супругов в семье ................................. 257 8.6. Семейные ссоры ................................................. 262 Тема 9. ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ................ 269 9.1. Пол и гендер в биолого-физиологическом аспекте ..... 269 9.2. Гендерные воззрения периода античности и Средних веков ................................................. 272 4
Стр.4
9.3. Гендерные воззрения в эпоху Возрождения, в Новое время и в эпоху Просвещения ............... 275 9.4. Гендерные воззрения в период классической немецкой философии, социалистической и марксистской философии .............................. 277 9.5. Гендерные воззрения в русской философской традиции .................................... 281 9.6. Социологические теории разделения половых ролей ................................................ 284 9.7. Своеобразие гендера ........................................ 298 9.8. Этапы половой дифференцирации ..................... 321 Тема 10. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ............. 338 10.1. Факторы значимости детей для родителей .......... 338 10.2. Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье ........................ 339 10.3. Порядок рождения детей и его влияние на психологические характеристики личности ребенка и ролевые позиции в семье ................... 349 Тема 11. ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ................................... 369 11.1. Ôàêòîðû, разрушающие брачно-семейные отношения ............................. 370 11.2. Фазы распада и дестабилизации семейных отношений ....................................... 373 11.3. Стадии развода ............................................... 375 11.4. Постразводная ситуация и последствия развода .......................................................... 377 Заключение ............................................................................. 381 Рекомендуемая литература ........................................................ 382 5
Стр.5