ISBN 978-5-9765-0251-2 В пособии рассмотрены идеи информатизации общества, обозначены будущие тенденции и перспективы развития а ппаратно-программного комплекса, методов и технологий для изучения, использования и поддержки туристической деятельности, оценки природно-ресурсных рекреационных комплексов и сохранения объектов туристского интереса. <...> 139 3 Специальное программное обеспечение для комплексной автоматизации туристической деятельности . <...> 323 Возможности ГИС в решениях туристских проблем . <...> 333 Экспертные системы и моделирование устойчивого использования туристского потенциала в регионе . <...> 338 Применение портативных ГИС и систем глобального позиционирования в туристской деятельности . <...> Еще большие перспективы открываются перед будущим в использовании информационных технологий, офисных, портативных и мобильных средств, в экспансии телекоммуникаций и обработке геоизображений. <...> Объясняются особенности создания информационных продуктов и преимущества регулярной работы в глобальной сети, разработаны классификации основных ресурсов по туристской тематике в глобальной сети, демонстрируются примеры типовых предложений по отдыху и рекреационной деятельности в России. <...> Даются рекомендации по автоматизации деятельности российских турфирм с базовым перечнем необходимого набора аппаратно-программного комплекса и способами его эффективного поддержания. <...> Обсуждаются способы планирования и контроля туроператорской деятельности, демонстрируются возможности организации оценки и расчета туристского спроса, диверсификации рынка, объективного учета и класси12 фикации услуг на основе автоматизации деятельности и создания электронного офиса в турфирме. <...> Их современное применение базируется на теоретических подходах и методологии рекреационной географии, способах и приемах цифровой картографии, разнообразных вариантах создания и анализа геоизображений. <...> ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Процесс <...>
Информационные_технологии_в_туризме.pdf
В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина,
Я.Ю. Блиновская
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В ТУРИЗМЕ
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию в качестве
учебного пособия
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 338.48:004(075.8)
ББК 75.81:32.81
Á86
Серия «Социально-культурный сервис и туризм»
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель
главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Рецензенты:
êàíä. ôèç.-ìàò. íàóê, âåä. íàó÷í. ñîòð. ТИГ
Дальневосточного отделения РАН Краснопеев С.М.;
канд. техн. наук (Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса) Голиков С.Ю.
Бочарников В.Н.
Á86
Информационные технологии в туризме [Электронный
ресурс]: ó÷åá. пособие / Â.Í. Бочарников, Å.Ã. Лаврушина,
ß.Þ. Блиновская. 2-е изд., стер. Ì. : ÔЛИНТА, 2013.
358 ñ.
ISBN 978-5-9765-0251-2
В пособии рассмотрены идеи информатизации общества, обозначены
будущие тенденции и перспективы развития а ппаратно-программного
комплекса, методов и технологий для изучения, использования и поддержки
туристической деятельности, оценки природно-ресурсных рекреационных
комплексов и сохранения объектов туристского интереса. Обсуждены
принципы и проблемы представления информации о туруслугах, турпродуктах,
турах в информационно-технической среде.
Для студентов, а спирантов, преподавателей вузов.
УДК 338.48:004(075.8)
ББК 75.81:32.81
ISBN 978-5-9765-0251-2
© Издательство «ÔЛИНТАÑÓ
», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ....................................................................................... 6
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 10
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ÎÁÙÅÑÒÂÀ..................... 15
Процесс формирования информационного îáùåñòâà....................... 15
Информационные технологии как основа информатизации
общества ............................................................................................. 24
Основные этапы и современное состояние информатизации .......... 28
Информационная составляющая организации туристской
деятельности ...................................................................................... 30
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .... 37
Этапы развития информационных технологий ................................... 37
Основные понятия и компоненты информационных технологий.... 42
Классификация информационных технологий ................................... 48
Современное состояние и тенденции развития
информационных технологий .......................................................... 51
ГЛАВА 3. АППАРАТНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ............ 57
Классификация аппаратных средств информационных технологий .... 57
Структура персонального компьютера ................................................. 59
Критерии выбора средств технического обеспечения ........................ 64
Классификация программного обеспечения ....................................... 66
Прикладное программное обеспечение ............................................... 71
ГЛАВА 4. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И КОММУНИКАЦИИ .............. 79
Сетевые информационные технологии ................................................ 79
Сетевая операционная система и архитектура ñåòè............................ 82
Распределенная обработка данных ....................................................... 87
Глобальная сеть Интернет и èíòåðíåò-òåõíîëîãèè............................. 94
Возможности сети Интернет ................................................................. 98
ГЛАВА 5. СПЕЦИФИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ÒÓÐÈÇÌÅ........... 114
Особенности организации туризма .................................................... 114
Система управления туризмом ............................................................ 117
Туристические предприятия и îðãàíèçàöèè...................................... 129
Программное обеспечение туристической деятельности ................. 136
Программное обеспечение автоматизации офиса ............................ 136
Системы управления документами, знаниями, деловыми
процессами, инструменты для моделирования и анализа
бизнеса .............................................................................................. 139
3
Стр.3
Специальное программное обеспечение для комплексной
автоматизации туристической деятельности ................................ 140
Автоматизация типовой òóðôèðìû..................................................... 142
Этапы автоматизации типовой турфирмы ......................................... 143
Факторы внедрения и использования информационных
технологий в туризме ...................................................................... 144
Модель электронного туристского áèçíåñà........................................ 145
ГЛАВА 6. ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА В ТУРИЗМЕ ................... 150
Становление систем мультимедиа ...................................................... 150
Гипертекстовая технология .................................................................. 154
Язык гипертекстовой разметки HTML .............................................. 157
Общая характеристика мультимедийных продуктов ......................... 166
Использование мультимедиа в деятельности òóðôèðìû.................. 171
ГЛАВА 7. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ÒÓÐÈÇÌÀ........................................ 178
Классификация интернет-ресурсов .................................................... 178
Алгоритм информационного сопровождения òóðïðîäóêòà.............. 186
Текущее состояние туристского сектора Интернета в России ........ 188
Краткая характеристика туристических ресурсов в Интернете ....... 190
Адреса и примеры оформления некоторых туристических
российских сайтов ........................................................................... 193
Экологический туризм в Интернете ................................................... 198
ГЛАВА 8. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ÁÐÎÍÈÐÎÂÀÍÈß............. 201
Становление современной системы электронного бронирования ... 201
Комплексные системы обслуживания туристических заказов ........ 205
Общая характеристика наиболее распространенных систем
áðîíèðîâàíèÿ................................................................................... 210
ГЛАВА 9. ИНФОРМАЦИЯ И РЕКЛАМА В МАРКЕТИНГЕ
ÒÓÐÈÇÌÀ.............................................................................................. 217
Специфика маркетинга услуг .............................................................. 217
Исследования рынка и маркетинг в Интернете ................................ 220
Информационный маркетинг и перспективы развития
электронной торговли ..................................................................... 227
Размещение и рассылка рекламы в Интернете ................................. 234
Обзор возможностей рекламы в Интернете ...................................... 238
ГЛАВА 10. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ÒÓÐÈÇÌÀ.... 247
Управление туризмом ........................................................................... 247
Сущность функций туристского ìåíåäæìåíòà.................................. 251
Принципы ìåíåäæìåíòà...................................................................... 260
4
Стр.4
Содержание и виды управленческих решений .................................. 263
Информационные системы в управлении ......................................... 268
ГЛАВА 11. АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ÔÈÐÌÛ............................................................ 276
Необходимость автоматизации туристической деятельности .......... 276
Универсальные средства автоматизации ............................................ 280
Анализ автоматизированных систем управления .............................. 285
ГЛАВА 12. КАРТОГРАФИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА .......... 293
Карты и картографирование эволюция методов
и представлений .............................................................................. 293
Цифровая картография: практическая потребность
и проблемы использования ............................................................ 299
Интерактивное картографирование в интернет-среде ..................... 308
ГЛАВА 13. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ.. 313
Характер и возможности использования технологий ÃÈÑ.............. 313
Структура ГИС-проекта ....................................................................... 319
Обзор основного программного обеспечения ÃÈÑ.......................... 323
Возможности ГИС в решениях туристских проблем ......................... 326
Данные дистанционного зондирования для оптимизации
туристской деятельности ................................................................ 333
Экспертные системы и моделирование устойчивого
использования туристского потенциала в регионе ..................... 338
Применение портативных ГИС и систем глобального
позиционирования в туристской деятельности ........................... 344
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................... 349
ГЛОССАРИЙ ........................................................................................ 351
Стр.5