Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методика преподавания географии (110,00 руб.)

0   0
АвторыСушкова Ольга Юрьевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц34
ID245502
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экономической географии и регионоведения факультета географии и геоэкологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4–5 курсов д/о и 3–5 курсов з/о факультета географии и геоэкологии.
Методика преподавания географии / О.Ю. Сушкова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 34 с. — 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/245502 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель О.Ю. <...> Сушкова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом факультета географии и геоэкологии 6 ноября 2008 г., протокол № 3 Рецензент кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и оптимизации ландшафтов Воронежского государственного университета Н.В. Бевз Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре экономической географии и регионоведения факультета географии и геоэкологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 4–5 курсов д/о и 3–5 курсов з/о факультета географии и геоэкологии. <...> Предмет и проблемы методики обучения географии Методика обучения географии – одна из педагогических наук. <...> Процесс обучения географии имеет свои конкретные особенности. <...> Отбор знаний о естественно-научных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний. <...> Разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой). <...> Каковы средства обучения географии, т. е. с помощью чего учить. <...> Одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы географических наук. <...> Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний. <...> Средства обучения всегда зависят от выбранных методов обучения. <...> Методика обучения географии связана с психологией (знание закономерностей психики помогает <...>
Методика_преподавания_географии.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Методика_преподавания_географии.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель О.Ю. Сушкова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
Лекция № 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ КАК НАУКА 1. Предмет и проблемы методики обучения географии Методика обучения географии – одна из педагогических наук. Главный предмет ее изучения – общественный процесс обучения основам географии с элементами смежных наук, таких как экология, геология, экономика и т. д. Процесс обучения географии имеет свои конкретные особенности. Важнейшие задачи методики обучения географии: 1. Отбор знаний о естественно-научных основах рационального природопользования, об охране окружающей среды; разработка приемов формирования этих знаний. 2. Разработка теоретических и методических вопросов методической науки (положение в системе педагогических наук, связь с практикой). 3. Изучение закономерностей развития, использование методов исследования, условий повышения эффективности методических исследований, сопоставление обучения и научного познания. Проблемы методики преподавания географии: 1. Цели обучения, т. е. зачем учить географии. 2. Каково содержание школьной географии, т. е. чему учить. 3. Каковы методы и формы обучения, т. е. как учить. 4. Каковы средства обучения географии, т. е. с помощью чего учить. Методика преподавания географии является педагогической наукой, построенной с учетом возрастных особенностей. Одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить современный уровень развития и достижения системы географических наук. Это выразилось в экономической, экологической и гуманитарной направленности содержания образования, интеграции физико-географических и экономико-географических знаний. Средства обучения всегда зависят от выбранных методов обучения. Это могут быть статистический, полевой, демографический и другие методы. Методика преподавания географии тесно связана с дидактикой, которая образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения закономерностей обучения всех учебных предметов. Методика обучения географии связана с психологией (знание закономерностей психики помогает найти наиболее эффективные средства и методы обучения и воспитания). 2. Методы в методике обучения географии Учительские коллективы ведут разработку актуальных проблем обучения и воспитания учащихся. 3
Стр.3
5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. – М., 1986. Лекция № 2. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ 1. Цели обучения географии в школе Главным вопросом методики преподавания географии является вопрос о целях обучения (т. е. вопрос: зачем учить?). От него зависит структура и содержание курса географии, направленность обучения, методы, формы организации учебного процесса. Цели обучения связаны с главным условием обучения и воспитания в школе – формированием всесторонне развитой личности с учетом содержания, проблематики и методов исследования географической науки. География – единственный предмет в школе, который рассматривает естественные и общественные объекты и явления, благодаря чему цели этого учебного предмета очень широки. Специфическим вкладом географии в личность ученика является изучение проблем взаимодействия природы и общества, экологическое воспитание каждого члена общества, личная установка на бережное отношение к окружающей среде. Следующее положение связано с экологическим образованием школьников, которое раскрывает аспекты рыночного хозяйства, концепцию предпринимательской деятельности, состояние и пути решения экономических и социальных проблем своего края. Третье положение – это пространственные аспекты развития природы, общества, хозяйства, рассмотрение которых составляет специфику географии. Четвертое положение состоит в том, что население активно участвует в общественно-политической жизни. Четвертое положение – это коммуникативная функция географии, которая необходима для сознательного восприятия средств массовой информации, для контактов между людьми разных национальностей и рас, проживающих в разных социальноэкономических условиях, для налаживания экономических контактов, туризма и др. Цели обучения географии в школе: 1. Раскрыть географическую картину мира, включающую природу, население, хозяйство, дать понимание территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей. 2. Выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества и на пространственные особенности этой взаимосвязи. 3. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формировать у них любовь к Родине, широкий взгляд на мир и другие народы. 4. Раскрыть естественно-научные, технико-экономические и социальноэкономические основы общественного производства, охраны природы и ра6
Стр.6
ционального природопользования в качестве базы для успешного участия в производстве, общественной жизни и для правильного поведения в природе. 5. Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе жизненного пути. 6. Способствовать формированию у школьников экологического сознания, любви к природе, эмоционального отношения к экологическим проблемам. 7. Сформировать у школьников географическую культуру, интерес к географическим знаниям, умение пользоваться картой, справочниками, вести наблюдения на местности, подготовить к самообразованию в области географии и смежных наук. 8. Развивать географическое мышление как одно из проявлений диалектического мышления, т. е. научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные географические проблемы. 9. Помочь средствами географии удовлетворять интересы и потребности личности ученика: любознательность, активность, взаимопомощь, доброту и др. Цели обучения могут быть осуществлены только при широком использовании методов и форм обучения, развивающих познавательную самостоятельность. 2. Содержание географического образования К.Д. Ушинский, великий педагог-новатор, писал, что «научное и педагогическое изложение науки – две разные вещи» и «педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические». Близкие мысли высказал Н.Н. Баранский, считая, что «география как школьная дисциплина отличается от географии как науки не только общим охватом материала, но и его последовательностью, которая в науке диктуется исключительно логикой самой науки, а в школьном предмете – в значительной мере, а подчас и преимущественно – особыми методическими соображениями». Первая проблема разработки школьных курсов – найти базовое содержание образования по географии, т. е. выделить тот минимум содержания, который был бы достаточен для выполнения каждым школьником общесоциальных функций. Вторая постоянно существующая проблема – совместить два диалектически противоположных принципа диалектики: научность и доступность учебного материала. К возможным путям сочетания научности и доступности учебного материала можно отнести: 1. Усиление роли общественных теоретических знаний относительно эмпирических. 2. Типологический подход в изложении учебного материала. 7
Стр.7
3. Выборочный подход к рассмотрению географических объектов и процессов. 4. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей. Обобщенные типологические знания в школьной программе представлены закономерностями развития и дифференциации географической оболочки, формирования природных комплексов, географического разделения труда. Типологический подход широко применяется в географической науке как один из методов исследования. Одновременно он имеет важное педагогическое значение, т. к. способствует генерализации знаний, их упорядочению и облегчает их усвоение. Отечественный географ И.М. Майергойз выделил два пути типологизации: типологию географических объектов и типологию процессов. Выборочный подход означает, что некоторые страны и районы рассматриваются как эталон. Это позволяет уменьшить число изучаемых объектов. 3. Общая характеристика примерной программы по географии В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» государственные органы обеспечивают разработку примерной учебной программы и программ отдельных дисциплин. Это служит основой для определения содержания образования в школе. Существует государственная аттестационная служба, которая занимается разработкой итоговых аттестаций по завершению каждого учебного курса, это влияет на разработку программы. Изучению географии предшествует курс «Окружающий мир» (I–IV классы) Это интегрированный курс (основы школьных предметов географии, биологии, экологии, физики, химии), его цель – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к среде обитания и к своему организму. Главная идея курса – неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. В этом курсе школьники получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картами и наблюдениями на местности, а также приобретают некоторые ценностные ориентиры и нравственно-этические нормы поведения в природе, общения со сверстниками и старшими. К воспитательным задачам относят: эмоционально-положительное отношение к окружающей жизни, интерес к природе и социальным явлениям, сочувствие, сопереживание, бережное отношение к природе и людям. Начальный курс физической географии (V класс, 2 ч в неделю) призван дать общее представление о природе и населении Земли, сформировать первичные географические знания. Четыре раздела этого курса посвящены изучению плана и карты, геосфер Земли, численности и расовому составу населения, а также природе и населению родного края. 8
Стр.8