Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСеверов Валерий Геннадьевич
ИздательствоООО РК "Глаза мира"
Страниц417
ID245187
АннотацияВ монографии изложены результаты исследования автора по проблеме практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Приведены теоретико-методологические основания, системно-концептуальные основания, организационно-методические и технологические основы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Автор исследует систему практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса в процессе организации опытно-экспериментальной работы.
Кому рекомендованоМонография предназначена для специалистов в области управления образованием, методистов, педагогов-исследователей. Окажется полезной для аспирантов, соискателей, докторантов, которые целенаправленно изучают проблему профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса.
Северов, В. Г. СИСТЕМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА : монография / В. Г. Северов .— Иркутск : ООО РК "Глаза мира", 2012 .— 417 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/245187 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

25 1.2 Интегративно-развивающий подход – методологическое основание практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса… <...> 187 3.2 Педагогические условия повышения эффективности практикоориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса …………………………………………………………209 3.3 Методические основы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса………………. <...> 258 ГЛАВА 4 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………. <...> Как и во многих странах мира, в России в сфере малого бизнеса формируется специфический слой производственных малых предприятий («реальный» сектор сферы малого бизнеса), работающих по индивидуальным заказам на выпуск товаров и услуг для удовлетворения ежедневных разнообразных потребностей людей. <...> Малый бизнес – самое серьезное средство борьбы с безработицей в условиях, связанных с резким сокращением промышленного производства. <...> Ситуация обостряется тем, что кадры продолжали и продолжают готовить в профессиональной образовательной системе, которая была создана в период, где малый бизнес не просто не поддерживался, а целенаправленно искоренялся из экономического уклада страны. <...> Система среднего профессионального образования настроена, прежде всего, на подготовку кадров для крупного производства, тогда как практикоориентированная профессиональная подготовка специалистов сферы малого бизнеса, имеющая отличие в силу специфики их профессиональных функций, не осуществляется. <...> Структура перечней профессий и специальностей классификатора и требования к содержанию подготовки, изложенные в государственных образовательных стандартах, не создают предпосылок для широкого развертывания практикоориентированной профессиональной <...>
СИСТЕМА_ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ_ПОДГОТОВКИ_КАДРОВ_В_КОЛЛЕДЖЕ_ДЛЯ_СФЕРЫ_МАЛОГО_БИЗНЕСА.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.20
Стр.21
Стр.22
Стр.23
Стр.24
СИСТЕМА_ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ_ПОДГОТОВКИ_КАДРОВ_В_КОЛЛЕДЖЕ_ДЛЯ_СФЕРЫ_МАЛОГО_БИЗНЕСА.pdf
СЕВЕРОВ ВАЛЕРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ СИСТЕМА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА МОНОГРАФИЯ Иркутск 2012
Стр.1
ББК 74 Рецензенты: В. И. Кондрух, доктор педагогических наук, профессор О. Л. Назарова, доктор педагогических наук, профессор Северов, В. Г. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки в колледже для сферы малого бизнеса: монография / В. Г. Северов. – Иркутск: ООО РК Глаза мира, 2012. – 420 с. В монографии изложены результаты исследования автора по проблеме практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Приведены теоретико-методологические основания, системно-концептуальные основания, организационнометодические и технологические основы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Автор исследует систему практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса в процессе организации опытно-экспериментальной работы. Монография предназначена для специалистов в области управления образованием, методистов, педагогов-исследователей. Окажется полезной для аспирантов, соискателей, докторантов, которые целенаправленно изучают проблему профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса. 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ .5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………25 1.1 Тенденции и проблемы развития практико-ориентированной подготовки кадров профессиональной для сферы малого бизнеса………………………………………………………………....................25 1.2 Интегративно-развивающий подход – методологическое основание практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса…............................................................58 1.3 Системообразующие категории проблемы исследования практико-ориентированной профессиональной полготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса ……………………………...………………………82 Выводы по первой главе………………………………………………101 ГЛАВА 2 СИСТЕМНО-КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА ……………………………………………………………………..105 2.1 Содержательные характеристики и особенности профессиональной деятельности специалистов сферы малого бизнеса…………………….……105 2.2 Концепция системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса ……………...….129 2.3 Педагогическая система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса…………………………………………………………………………..156 Выводы по второй главе………………………………………………184 3
Стр.3
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА……………….……………….............187 3.1 Организационные основы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса………………………………………………………………………….187 3.2 Педагогические условия повышения эффективности практикоориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса …………………………………………………………209 3.3 Методические основы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса……………….………………………………………………………….235 Выводы по третьей главе……………………………………………..258 ГЛАВА 4 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………..261 4.1 Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………...261 4.2 Критерии и показатели эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса………………………………………………………………….……….275 4.3 Анализ, оценка и обсуждение материалов опытноэкспериментальной работы …………………………………………………...299 Выводы по четвертой главе……………………………………….….321 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...324 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………331 ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................... 370 Приложение А ........................................................................................... 370 4
Стр.4
Приложение Б….. ...................................................................................... 373 Приложение В ........................................................................................... 376 Приложение Г……………………………………………………………394 Приложение Д……………………………………………………………396 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы и темы исследования. На рубеже XX-XXI веков многие страны мира переживают переходный период преобразования технократического характера индустриальных обществ с доминированием крупного промышленного производства к гуманистической культуре и интеллекту постиндустриального общества с высокоспециализированными малыми формами производства и сервиса, рассчитанные на разнообразные индивидуальные потребности. Как и во многих странах мира, в России в сфере малого бизнеса формируется специфический слой производственных малых предприятий («реальный» сектор сферы малого бизнеса), работающих по индивидуальным заказам на выпуск товаров и услуг для удовлетворения ежедневных разнообразных потребностей людей. В контексте нашего исследования их важно отличать от посреднических, торговых и, тому подобных, других малых форм бизнеса. Отечественные малые и средние предприятия в настоящее время уже составляют значительный сектор экономики народного хозяйства, обеспечивая ВВП в объеме около 14%[55, с. 27]. Этот сектор экономики в большинстве стран мира определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые формы бизнеса быстро реагируют на запросы рынка, придают экономике эластичность и адаптивность, формируют необходимую конкурентную среду, способствуют преодолению монополизма. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью слоя мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Малый бизнес – самое серьезное средство борьбы с безработицей в условиях, связанных с резким сокращением промышленного производства. Понимание значимости этого явления и осознание 6
Стр.6
определенного отставания России от развитых стран мира в развитии этого сектора экономики актуализировали выход в свет Закона Р.Ф. «О государственной поддержке малого предпринимательства», иных документов и принятию ряда других мер государственной политики по развитию малого бизнеса. Число предприятий малого бизнеса по данным мировой и отечественной статистики все время увеличивается и требует для себя необходимого кадрового обеспечения[251, с.12]. Казалось бы, это требует адекватной реакции системы профессионального образования. Однако, как показывает изучение ситуации, увеличение числа малых предприятий, происходившее в последнее двадцатилетие в России, не сопровождается организацией соответствующей системы профессиональной подготовки кадров для них. Ситуация обостряется тем, что кадры продолжали и продолжают готовить в профессиональной образовательной системе, которая была создана в период, где малый бизнес не просто не поддерживался, а целенаправленно искоренялся из экономического уклада страны. Поэтому, естественно, что существующая нормативно-правовая база, учебно-программная документация, методическое обеспечение и организация образовательного процесса не позволяют системе профессионального образования адекватно реагировать на запросы ранка труда, связанные с обозначенной выше тенденцией. Система среднего профессионального образования настроена, прежде всего, на подготовку кадров для крупного производства, тогда как практикоориентированная профессиональная подготовка специалистов сферы малого бизнеса, имеющая отличие в силу специфики их профессиональных функций, не осуществляется. Это отражается и на содержании образовательных программ, и на организации образовательного процесса. Структура перечней профессий и специальностей классификатора и требования к содержанию подготовки, изложенные в государственных образовательных стандартах, не создают предпосылок для широкого развертывания практикоориентированной профессиональной подготовки кадров для сферы малого 7
Стр.7
бизнеса[322, с. 2]. Так, например, в «Общероссийском классификаторе специальностей по образованию» [259]специальности, ориентированные на малый и средний бизнес, представлены лишь группой «Сфера обслуживания» и то лишь в количестве 12 наименований. Это составляет далеко неполный перечень специальностей этой группы, в которых нуждается малый бизнес. В этой связи, существует объективная необходимость обогащения теории, методики и практики среднего профессионального образования разработкой системы, обеспечивающей практико-ориентированную профессиональную подготовку кадров в колледже для сферы малого бизнеса, что является закономерным этапом решения важных задач по обеспечению дальнейшего развития национальной экономики и проведению адекватной этому образовательной политики. Степень научной разработанности проблемы и темы исследования. Понятие профессиональной подготовки в общетеоретическом плане заложено в изысканиях О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, А. А. Вербицкого, К. М. Дурай-Новаковой, М. С. Кобзева, Е. Г. Осовского, В. Г. Рындак, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и ряде других изысканий. Большую роль в разработке концепции профессионального образования, разработке подходов к профессиональной подготовке различных специалистов принадлежит известным в нашей стране деятелям педагогической науки С. Я. Батышеву, В. С. Безруковой, А. П. Беляевой, П. Ф. Кубрушко, Л. М. Кустову, Ю. А. Кустову, А. Н. Лейбовичу, А. П. Луневу, Г. В. Мухаметзяновой, А. Я. Найну, А. М. Новикову, Б. А. Соколову, В. А. Спивак, Л. Д. Федотовой, В. В. Шапкину, В. Д. Ширшову и другим. Значительный вклад в поиск путей развития системы профессионального образования внесли фундаментальные работы в области теории, философии и социологии образования С. А. Аничкина, А. Г. Асмолова, А. С. Белкина, Л. А. Беляевой, В. П. Беспалько, А. А. Васильевой, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, В. И. Загвязинского, Г. Е. Зборовского, Т. 8
Стр.8
В. Кудрявцева, К. М. Левитана, В. С. Леднева, Л. Я. Рубина, В. Д. Семенова, И. П. Смирнова, О. Ф. Федорова, С. А. Шапоринского, А. Е. Шильниковой и других. Ими, в частности, исследовались педагогические и организационные аспекты развития профессионального образования, вариативности профессионального образования, трансформации учебных заведений. Содержание технологий обучения в процессе профессиональной подготовки кадров отражено в работах Ю. К. Бабанского, М. В. Кларина, В. В. Краевского, В. С. Леднева, Г. К. Селивко и других. Роль, значение профессии в обществе, профессиональную деятельность, как таковую, исследовали Э. Ф. Зеер, А. Б. Каганов, Г. А. Карпова, Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Дж. Сьюпер, Е. Я. Ткаченко и другие ученые. Рассмотрение структуры личности и ее становление в профессиональном плане исследовалось Б. Г. Ананьевым, Б. М. Бим-Бадом, Н. В. Бордовской, Т. В. Кудрявцевым, К. М. Левитиным, А. Н. Леонтьевым, Л. М. Митиным, И. П. Подласым, А. А. Реан, Г. Н. Сериковым, А. В. Петровским, К. К. Платоновым, И. С. Якиманской и другими. Решение вопросов, связанных с определением целей, задач, принципов построения и определения содержания среднего профессионального образования, рассматривались в работах П. Н. Анисимова, О. Н. Арефьева, В. А. Гусева, Г. Н. Жукова, Г. И. Ибрагимова, В. И. Кондруха, Е. Л. Осоргина, М. А. Петухова, А. И. Халиулина, Н. Г. Ярошенко и других Различные аспекты профессиональной компетентности личности раскрываются в исследованиях И. Р. Алтуниной, Ю. М. Емельянова, Г. А. И. А. Зимней, В. А. Кальнея, Китайгородского, А. В. Мудрика, А. И. Панарина, В. В. Серикова, А. Н. Тубельского, И. Д. Фрумана, А. В. Хуторского, И. К. Шалаева и других. Детерминирующим импульсом к обсуждению вопросов профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса послужили исследования собственно феномена предпринимательства и бизнеса, 9
Стр.9
особенностей профессиональной деятельности предпринимателей, которые нашли отражение в работах В. К. Андреева, Ж. М. Э. Бодо, К. Веспера, П. Друкера, В. Зомбарта, Н. П. Иващенко, Р. Кантильона, В. А. Королева А. Маршалла, Г. Пиншота, М. Питерса, А. И. Сидорова, Ж. Б. Сэй, Ф. Уокера, Р. Хизрича, А. Шапиро, Ф. Шереги, Й. Шумпетера и некоторых других. Общетеоретические и методические аспекты профессионального образования предпринимателей нашли место в трудах Т. М. Абрамовой, Е. В. Бешкинской, Б. Н. Герасимова, Г. А. Гордиенко, Л. А. Гребнева, Ж. К. Леоновой, В. В. Морозова, В. С. Гринко, В. В. Скрябина, О. В. Татарской, А. Хоскинга. Исследования В. Г. Агафонова, В. А. Воденикова, Н. А. Доронина, Э. Ф. Зеера, Д. П. Заводчикова, И. А. Колобкова, А. И. Космодемьянской, Е. Г. Лопес, П. Миллера, Г. М. Романцева, Т. А. Таршис, Б. Тидеманна, связанные с практико-ориентированной профессиональной подготовкой в учреждениях начального профессионального образования одного из видов специалистов для сферы малого бизнеса – ремесленников, сформулировали некоторые концептуальные идеи, раскрывающие цель, содержание, механизмы реализации такой профессиональной подготовки, что создает предпосылки для теоретического обобщения их в контексте нашего исследования. В то же время, в педагогической науке до сих пор не нашли отражение: целостная концепция системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса и вопросы, связанные с обеспечением ее эффективности. Ситуация осложняется еще и тем, что результаты теоретических изысканий по данной проблеме слабо востребуются образовательной практикой, прежде всего, в силу неподготовленности управленческих и профессионально-педагогических кадров. Проведенный выше анализ позволяет нам сформулировать следующие противоречия: 10
Стр.10
а) социально-педагогического характера: между потребностями малого предпринимательства в кадрах, обладающих социально-профессиональными параметрами, необходимыми и соответствующими для такой практической деятельности в сфере малого бизнеса, и отсутствием адекватной этим потребностям системы профессиональной подготовки таких кадров; б) научно-теоретического и эмпирического характера: между объективной потребностью в практико-ориентированной профессиональной подготовке кадров в колледже для сферы малого бизнеса, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теории и методики такой подготовки, а также образовательной практикой осуществления узкопрофессиональной подготовки специалистов для крупных промышленных предприятий, с другой; в) учебно-методического характера: между имеющимся и растущим теоретическим и методическим потенциалом, направленным на формирование, становление и развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса и его недостаточной востребованностью в системе среднего профессионального образования. Поиск путей разрешения этих противоречий и составил проблему исследования: какой должна быть практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров в колледже для сферы малого бизнеса? Актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, и в то же время ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования «Практико-ориентированная профессиональная подготовка кадров в колледже для сферы малого бизнеса». В исследовании введено ограничение: разрабатывая систему практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, мы ограничились исследованием проблемы на примере отраслевой специальности «Технология деревообработки». 11
Стр.11
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить систему практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Объект исследования: система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Предмет исследования: инновационный образовательный процесс практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса будет эффективнее, если: 1. Обеспечить структурно-функциональную целостность образовательной среды и субъектов образования в рамках специально спроектированной педагогической системы, каждый уровень которой является совокупностью взаимосвязанных как по горизонтали, так и по вертикали средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного обучения, воспитания и развития обучающегося с целью подготовки его к профессиональной жизнедеятельности в сфере малого бизнеса, культурному участию в процессах, происходящих в этой сфере и формированию его как личности для участия в этой сфере и в обществе в целом. 2. Смоделировать инновационный образовательный процесс практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, достижение результата в котором обеспечивается совокупностью взаимообусловленных, преемственно связанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе целевого, нормативно-содержательного, организационно-операционного блоков, комплекса педагогических условий. Модель позволяет предвидеть и спроектировать направления развития, реализации и коррекции образовательной и самообразовательной деятельности обучающихся на 12
Стр.12
основе оценки их уровня профессиональной компетентности. 3. Использовать комплекс педагогических условий, обуславливающих повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, который включает в себя: а) педагогическое содействие развитию предприимчивости как интегрального социально-профессионального качества специалиста сферы малого бизнеса; б) обеспечение повышения квалификации профессиональнопедагогического персонала на основе структурно-функциональной модели его готовности к педагогической деятельности по практико-ориентированной профессиональной подготовке кадров в колледже для сферы малого бизнеса; в) развивающую образовательную среду колледжа, ингерентную для взаимодействия и взаимообмена с окружающей рыночной средой, интегрирующую деятельность субъектов профессиональной подготовки, влияющую на профессиональное становление качеств личности специалиста сферы малого бизнеса и отношение студентов к обучению; г) использование психолого-педагогических технологий, которые инициируют процессы личностно-профессионального развития будущего специалиста, обеспечивают качественное достижение прогнозируемого результата профессиональной подготовки и придают образовательному процессу функциональный характер. 4. Разработать организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, обеспечивающие представление модернизированных образовательных ресурсов по усвоению необходимых уровней профессиональных компетенций таких специалистов. 5. Определить критериально-оценочный аппарат эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже 13
Стр.13
для сферы малого бизнеса. В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и прогнозируемым результатом определены следующие задачи: 1. Рассмотреть определяющие тенденции и проблемы развития практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса в теории и практике профессионального образования, проанализировать, обобщить и интерпретировать понятийнотерминологический и содержательный аппарат исследования; 2. Выявить комплекс педагогических условий, обуславливающий повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; 3. Обосновать и разработать концептуальные положения системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса и спроектировать модель инновационного образовательного процесса такой профессиональной подготовки; 4. Разработать и апробировать организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; 5. Разработать и организовать системную диагностику результатов инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; 6. Подготовить научно-методические рекомендации для руководителей и педагогов среднего профессионального образования. Методологическую и общетеоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области истории и современных проблем предпринимательства, философии и социологии образования, проблем управления профессиональным образованием, педагогики и методики профессионального образования, психологии 14
Стр.14
профессионализма, развития личности и другого. Использовался корпус предпосылочного научного знания, идеи и теории, в частности: – системного подхода (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, А. Е. Уемов и др.), позволяющего рассматривать в нашем исследовании категории «система», «педагогическая система» в качестве центральных понятий для построения целостной теории «системного объекта»; – системного подхода к изучению личности и субъекта профессионального становления (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), позволяющего рассматривать личность как субъект профессиональной деятельности; – концептуальные представления о закономерностях и особенностях профессионального становления и развития (Э.Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и др.); – концепция личностно-ориентированного образования (Н. А. Алексеев, В. В. Сериков, П. Г. Щедровицкий, И. С. Якиманская и др.); – концепция деятельностного подхода (Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. В. Петровский, Д. И. Фельштейн и др.); – концепция компетентностно-ориентированного подхода (И. Г. Агапов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. И. Огарев, С. И. Шишов и др.). Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс общенаучных и специальных педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования. Они включали в себя: методы теоретического уровня (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др.); методы эмпирического уровня (наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, метод изучения продуктов деятельности, интервьюирование, педагогический эксперимент и др.); методы математической и статистической обработки материалов. 15
Стр.15
База исследования. Основной экспериментальной площадкой являлся ФГОУ СПО «Сибирский межрегиональный колледж строительства и предпринимательства». Дополнительной базой изыскания служили ФГОУ СПО «Иркутский политехнический колледж», ФГОУ СПО «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж». Массовая отсроченная проверка результатов исследования осуществлялась в ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» и «Читинский политехнический колледж». Всего в педагогическом эксперименте участвовало 322 респондента. Этапы исследования охватывают период 2003-2011гг., включают логическое продолжение исследования более широкой проблемы - профессиональной подготовки кадров, востребованных современным отечественным рынком труда. На первом этапе (2003-2004гг.) осуществлялся анализ научнопедагогической и методической литературы, материалов конференций и нормативных документов по проблеме исследования; сбор, изучение, анализ и обобщение накопленного исторического опыта и материалов о современной практике практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже; разрабатывались методология и методика исследования, элементы опытно-экспериментальной работы; проводился мыслительный и лабораторный эксперимент. На втором этапе (2005-2006гг.) проводилось пилотажное исследование, осознавался его результат; уточнялась гипотеза, корректировались задачи исследования; определялись содержание и особенности профессиональной деятельности специалистов сферы малого бизнеса; разрабатывалась и обосновывалась концепция системы практикоориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. На третьем этапе (2007-2010гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, которые включали в себя продолжение определения состояния проблемы исследования, установление начального 16
Стр.16
уровня практико-ориентированной профессиональной подготовки специалистов в колледже для сферы малого бизнеса; выявление комплекса педагогических условий, обуславливающего повышение эффективности такой профессиональной подготовки; проверка гипотетических положений о путях и средствах решения исследуемой проблемы; диагностика конечного уровня профессиональной подготовки; отрабатывалась технологическая организация образовательного процесса и комплект его научнометодического обеспечения. На четвертом этапе (2010-2011гг.) продолжалась опытноэкспериментальная работа (контрольный эксперимент) по внедрению и коррекции системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; проводились статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, анализ и интерпретация; подводились итоги исследования, оформлялась монография; публиковались и распространялись научно-методические рекомендации по результатам исследования. Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Определена роль и значимость практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса в современном постиндустриальном обществе; 2. На основе знаний о структурно-функциональном варианте педагогической системы как единицы анализа и проектирования педагогических систем в профессиональном образовании, разработаны концептуальные положения системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; Такая профессиональная подготовка представляет собой многоуровневую педагогическую систему, характеризующуюся структурнофункциональной целостностью субъектов профессионального образования и образовательной среды, каждый уровень которой является совокупностью взаимосвязанных им по горизонтали, так и по вертикали средств, методов и 17
Стр.17
процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного обучения, воспитания и развития обучающегося с целью подготовки его к профессиональной жизнедеятельности в сфере малого бизнеса, культурному участию в процессах, происходящих в этой сфере и формированию его как личности для участия в этой сфере и в обществе в целом. Система практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса симультанно (одновременно и параллельно) нацелена на получение специфических «продуктов», которыми являются при реализации ее социальной функции – «личность», при реализации ее экономической функции – «работник», при реализации ее культурной функции – «индивидуальность»; 3. Смоделирован инновационный образовательный процесс практикоориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, достижение результата в котором обеспечивается совокупностью взаимообусловленных, преемственно связанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе целевого, нормативно-содержательного, организационно-операционного блоков, комплекса педагогических условий. Модель позволяет предвидеть и спроектировать направления развития, реализации и коррекции образовательной и самообразовательной деятельности обучающихся на основе оценки их профессиональной компетентности; 4. Выявлен комплекс педагогических условий, обуславливающий повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, который включает в себя: педагогическое содействие развитию предприимчивости как интегрального социально-профессионального качества специалиста сферы малого бизнеса; обеспечение повышения квалификации профессиональнопедагогического персонала на основе структурно-функциональной модели его готовности к педагогической деятельности по практико-ориентированной профессиональной подготовке кадров в колледже для сферы малого бизнеса; 18
Стр.18
развивающую образовательную среду колледжа, ингерентную для взаимодействия и взаимообмена с окружающей рыночной средой, интегрирующую деятельность субъектов профессиональной подготовки, влияющую на профессиональное становление качеств личности специалиста сферы малого бизнеса и отношение студентов к обучению; использование психолого-педагогических технологий, которые инициируют процессы личностно-профессионального развития будущего специалиста, обеспечивают качественное достижение прогнозируемого результата профессиональной подготовки и придают образовательному процессу функциональный характер; 5. Разработаны организационно-методические и технологические подходы по реализации модели инновационного образовательного процесса практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса, обеспечивающие представление модернизированных образовательных ресурсов по усвоению необходимых уровней профессиональных компетенций таких специалистов; 6. Выявлены и обоснованы критерии и показатели эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: 1. Дополнено обоснование эффективности использования интегративно-развивающего подхода в педагогике профессионального образования для решения проблемы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса; 2. Уточнено понятие «профессиональная деятельность специалиста сферы малого бизнеса», под которой понимается мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых специалистом сферы малого бизнеса действий, направленных на выполнение определенных практико19
Стр.19
ориентированных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей; 3. Изучены содержательные характеристики и особенности профессиональной деятельности специалистов сферы малого бизнеса и факторы, влияющие на успешность их деятельности. На основании этого сделан вывод о необходимом адекватном содержании и технологии их профессиональной подготовки, о необходимости наличия у них не только и не просто предпринимательской хватки и связанных с ней других свойств личности, но и глубоких разносторонних знаний, причем в большем объеме, чем у работника массового производства, и в более системном виде; 4. Разработаны концептуальные положения и комплекс педагогических условий повышения эффективности практикоориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса дополняют представления о возможностях педагогического содействия исследуемому феномену и способствуют решению исследуемой проблемы; 5. Получено экспериментальное подтверждение влияния результатов изыскания на повышение эффективности практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса. Практическая значимость исследования заключается в том, что авторский проект системы практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса был реализован в рамках пилотного российско-германского проекта в 2004-2006гг. и в рамках приоритетного национального проект «Образование» (приказ Минобрнауки Р. Ф. от 25. 05. 2007 г. № 148). Он содержит инвариантную основу и применяется в ряде учреждений СПО в Бурятии, Иркутской, Курганской, Читинской областях. Представлено содержательно-методическое обеспечение профессиональных образовательных программ практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров в колледже для сферы малого бизнеса 20
Стр.20
на различных уровнях: концептуально-целевом, интегративносодержательном, предметно-дифференцированном, пакетно-выраженном. Созданная система научно-методических рекомендаций по практикоориентированной профессиональной подготовке кадров в колледже для сферы малого бизнеса, которая имеет методический уровень практической значимости. Определена область практического использования результатов исследования для разработки государственных и региональных программ управления развитием систем профессионального образования в Российской Федерации; для создания государственных образовательных стандартов и программ обучения, рекомендаций и пособий для руководителей, специалистов, педагогов и студентов. Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована: широкой источниковой базой, включающей в себя как историкофилософскую и психолого-педагогическую литературу, так и государственно-правовые документы; методологической основой исходных параметров исследования; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике изыскания; преемственностью и взаимообусловленностью результатов, полученных на разных этапах исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью опытных данных; сочетанием количественного и качественного анализов материалов исследования, сопоставлением с массовым педагогическим опытом. 21
Стр.21
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В КОЛЛЕДЖЕ ДЛЯ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 1.1 Тенденции и проблемы развития практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса Задачей параграфа является представление социально-экономического значения малого бизнеса в современном мире; раскрытие понятия «малый бизнес» и условий поддержки малого предпринимательства; выявление тенденций и проблем развития практико-ориентированной профессиональной подготовки кадров для сферы малого бизнеса. В современном мире неоценимое значение для экономики всех стран играет малый и средний бизнес. Этот сектор экономики в большинстве стран мира определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые формы бизнеса быстро реагируют на запросы рынка, придают экономике эластичность и адаптивность, формируют необходимую конкурентную среду, способствуют преодолению монополизма. Малые и средние производственные бизнес-предприятия («реальный сектор» сферы малого бизнеса) более мобильны при внедрении инноваций, не требуют крупных стартовых инвестиций, эффективнее используют трудовые и иные ресурсы. Темпы освоения новых видов продукции и услуг на таких предприятия на 30 %, а эффективность – в 8 раз выше, чем в крупных промышленных структурах [55, с. 27]. В национальной экономике такие предприятия являются необходимым дополнением крупных производственных единиц. Число предприятий малого бизнеса по данным мировой статистики все время увеличивается и требует для себя необходимого кадрового обеспечения. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью слоя мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее 22
Стр.22
существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Малый бизнес – самое серьезное средство борьбы с безработицей в условиях, связанных с резким сокращением промышленного производства. Это в очередной раз со всей очевидностью показал разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис. «Только широкая сеть малых и средних предприятий в условиях жесткого ограничения финансовых возможностей государства позволяет эффективно решить эту проблему», - отмечается в этой связи в материалах заседания Президиума Государственного Совета РФ от 27.03.2008 г.[216, с. 2]. Развитие малого бизнеса эффективно способствует формированию среднего класса и борьбе с бедностью, а это – одна из основ политической стабильности любого общества. «Где развивается малый бизнес, – там меньше бедных …», – отмечает В. В. Путин [289, с. 5]. Необходимо отметить и еще ряд позитивных социально-экономических оснований развития малого бизнеса, кроме уже названных. А именно: – саморегуляция рыночной экономики; – проникновение духа предпринимательства во все сферы общественной жизни; – мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными; – селекция творческих, ответственных, активных граждан, самореализованных в профессиональной деятельности. В нашей стране преимущества крупных промышленных предприятий долгие годы абсолютизировались. Как следствие, этот сектор приобрел гипертрофированный вид, что в конечном итоге не замедлило сказаться на дефиците отечественных потребительских товаров широкой номенклатуры. Сам же малый бизнес, любые формы частного предпринимательства рассматривались либо как элементы, чуждые социалистическому образу жизни, либо как малозначимые для экономики страны формы 23
Стр.23
экономического уклада. Даже существовал специфический термин, характеризующий в определенной степени исследуемый нами феномен – «кустарное производство». А в «Советском энциклопедическом словаре» «бизнес» трактовался с негативным акцентом как «деятельность, дело, занятие, являющееся источником наживы» [356, c. 27]. В последнее время в России приходит понимание значения и роли этого явления, в национальной экономике определился курс на сочетание бизнес-предприятий разных масштабов деятельности. Крупные предприятия успешно функционируют в условиях массового производства продукции и стабильной номенклатуры изделий, имеют дело с оптовыми покупателями, а малые – ориентированы на изготовление продукции мелкими партиями, выполнение индивидуальных заказов, обслуживание индивидуальных клиентов. Но десятилетиями складывающаяся ситуация недооценки или полного отрицания малых форм бизнеса и многоукладности экономики не может быть изменена сиюминутно. Россия в настоящее время, несмотря на предпринимаемые усилия, занимает последнее место среди развитых стран мира по масштабам малого и среднего предпринимательства. Это иллюстрируют данные таблицы 1.1-1. Таблица 1.1-1 Состояние малого и среднего предпринимательства (бизнеса) в некоторых странах на 1 января 2009г. Страны Кол-во МСП, МСП, тыс. ед. Великобритания Германия Италия Франция Страны ЕС США Япония Россия (2003 г.) 2 630 2 290 3 920 1 980 15 770 19 300 6 450 1 190 Кол-во МСП на 1000 жителей 46 37 68 35 45 74,2 49,6 8 24 Занято в МСП, млн. человек 13,6 18,5 16,8 15,2 68 70,2 39,5 10 Доля занятых в общей численности занятых, % 49 46 73 54 72 54 78 15 Доля МСП в ВВП, % 50-53 50-54 57-60 55-62 63-67 50-52 52-55 18
Стр.24

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.