А.Ф.Дорофеев РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ Белгород 2003 УФК 37.01 130.1(07) Дорофеев А.Ф. <...> Реализация педагогических идей Марии Монтессори в системе образования Германии. <...> Эффективность воспитательной системы итальянского педагога подтверждена многолетней мировой практикой её использования в работе с дошкольниками и школьниками, а также детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. <...> За почти вековой период своего существования система Монтессори получила мировое признание и широкое распространение во многих странах: Голландии, Германии, Франции, Италии, Испании, США, Австралии и других. <...> После десятилетий забвения возрождается педагогика Монтессори и в России. <...> Анализ отечественной психолого-педагогической литературы показывает, что объектом изучения большинства исследований по педагогике Монтессори является дошкольное воспитание. <...> На сегодняшний день практически отсутствуют исследования, раскрывющие механизмы реализации её идей на средней и старшей ступенях школьного образования. <...> Это объясняется, во-первых, засильем традиционалистского подхода, согласно которому педагогика Монтессори рассматривается лишь в качестве педагогики дошкольного возраста; во-вторых, отсутствием достаточной практической базы, необходимой для проведения таких исследований. <...> Монтессори уже давно перешагнула рамки детского сада и начальной школы, и успешно используется в средних и старших классах общеобразовательных школ Голландии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Австралии и других стран. <...> Организационные и методические условия для осуществления свободного выбора в процессе обучения в немецких Монтессори-образовательных учреждениях Следуя положению М. <...> Содержание этого принципа многогранно: ребенок выбирает предметную область, конкретный дидактический материал, форму работы (индивидуальная, групповая или работа в паре), место, темп и время <...>
Реализация_педагогических_идей_Марии_Монтессори_в_системе_образования_Германии.pdf
А.Ф.Дорофеев
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
МАРИИ МОНТЕССОРИ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ
Белгород 2003
Стр.1
УФК 37.01 130.1(07)
Дорофеев А.Ф. Реализация педагогических идей Марии Монтессори в
системе образования Германии. Изд-во БелГСХА, 2003. - 43 с.
11ечатается по решению кафедры истории и философии БелГСХА
Гсцскзеш кандидат (философских наук Крикун ГС.В.
© Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, 2003
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация российского образования, обозначившийся диалог культур, в
частности, российской и западноевропейской, актуализируют необходимость
переосмысления творческого наследия зарубежных представителей
реформаторской педагогики (П.Петерсена, С.Френе, Р .Штейнера, А.Нейла,
М.Монтессори. А.Лайя), в основе которой лежат идеи свободного воспитания.
Одним из ярких представителей этого направления в педагогике является
итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори (1870-1952). В основе
педагогики Монтессори лежит ориентация на природу ребенка, принципиальный
отказ от авторитаризма в воспитании, понимание ребенка как субъекта
собственного развития, а воспитания - как необходимой помощи в личностном
становлении.
Эффективность воспитательной системы итальянского педагога
подтверждена многолетней мировой практикой её использования в работе с
дошкольниками и школьниками, а также детьми с ограниченными
возможностями жизнедеятельности. За почти вековой период своего
существования система Монтессори получила мировое признание и широкое
распространение во многих странах: Голландии, Германии, Франции, Италии,
Испании, США, Австралии и других.
После десятилетий забвения возрождается педагогика Монтессори и в
России.
Практическое использование методики М. Монтессори в российских
детских садах и школах поставило вопрос о необходимости проведения серьёзных
научных исследований в этой области. Во второй половине 90-х годов XX века в
отечественной психолого-педагогической литературе стали появляться
соответствующие работы, направленные на теоретическое осмысление основных
идей и принципов педагогики Монтессори, на определение психологических и
дидактико-методических особенностей реализации этой концепции в условиях
з
Стр.3
современного образования, на выработку рекомендаций, способствующих
успешной адаптации и внедрению ей в современном российском образовании.
Анализ отечественной психолого-педагогической литературы показывает,
что объектом изучения большинства исследований по педагогике Монтессори
является дошкольное воспитание. На сегодняшний день практически отсутствуют
исследования, раскрывющие механизмы реализации её идей на средней и старшей
ступенях школьного образования. Это объясняется, во-первых, засильем
традиционалистского подхода, согласно которому педагогика Монтессори
рассматривается лишь в качестве педагогики дошкольного возраста; во-вторых,
отсутствием достаточной практической базы, необходимой для проведения таких
исследований.
Между тем мировой опыт показывает, что педагогика М.Монтессори уже
давно перешагнула рамки детского сада и начальной школы, и успешно
используется в средних и старших классах общеобразовательных школ
Голландии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Австралии и других стран.
Более чем семидесятилетний опыт реализации идей М.Монтессори в
Германии свидетельствует о возможности их успешного использования на
различных этапах обучения (начиная от детского сада и заканчивая старшими
классами средней школы). Изучение такого опыта будет способствовать более
глубокому пониманию этой гуманистической педагогической концепции, а также
поиску путей и способов использования её в практике отечественного образования.
4
Стр.4