Виды психологического влияния в зависимости от уровня его организации. <...> Виды психологического влияния в зависимости от коммуникативноличностного потенциала субъекта влияния . <...> Место манипуляции в системе человеческих отношений . <...> Скрытое управление проводится помимо воли адресата, т.е. тайно, в эгоистических интересах манипулятора, что нельзя не признать аморальным. <...> При этом адресату воздействия наносится материальный или психологический ущерб. <...> Пристальное рассмотрение проблемы психологического влияния позволит убе диться в том, насколько глубоко в нашу жизнь проникло скрытое управление и его эгоистическая разновидность — манипулирова ние людьми. <...> В данном учебном пособии рассматриваются базовые темы курса («Виды психологического влияния», «Сферы психологичес кого влияния», «Манипулирование», «Механизмы манипулятивно го воздействия», «Механизмы психологического воздействия лиде ров», «Защита от манипуляции», «Деструктивность манипулятив ного взаимодействия»), представлены библиографический список, методики диагностики индивидуальных особенностей внушаемости и способности противостоять влиянию, тестовые задания к экзаме ну (зачету). <...> Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности). <...> В Оксфордском словаре термин «манипуляция» опреде ляется как акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или об работка. <...> Виды психологического влияния в зависимости от уровня его организации В зависимости от уровня организации различают непреднаме ренное и целенаправленное психологическое влияние. <...> Возникает в неорганизованной общности людей (толпа, уча стники религиозного шествия или сеанса массового целительства, зрители, болельщики и т.п.) <...> Убеждение — в отличие от внушения, воздействует на со знание личности через обращение к ее собственному критическому <...>
Психология_влияния_.pdf
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4я73
Х21
Г л а в н ы й р е д а к т о р Д.И. Фельдштейн
З а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов,
И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко
Р е ц е н з е н т ы:
др психол. наук. А.И. Щебетенко;
канд. психол. наук, доц. кафедры психологии ПГПУ Т.А. Попова
харламова т.М.
Х21
Психология влияния : учебное пособие / Т.М. Харламова.
— 5е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 111 с. —
ISBN 9785976501393. — Текст : электронный.
Психология влияния изучает процессы и результаты изменения поведения
человека, его воззрений и суждений другим человеком, средствами массовой
информации, рекламой и пр. Пособие рассматривает базовые тему данного курса.
Даются тестовые задания к экзамену (зачету) и диагностический инструментарий.
Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов
высших учебных заведений.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4я73
ISBN 9785976501393
© Харламова Т.М., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателям ............................................................................................... 5
Тема 1. Виды психологического влияния ............................................... 6
1.1. Предмет, задачи, основные понятия психологии влияния ......... 6
1.2. Виды психологического влияния в зависимости от уровня
его организации ............................................................................ 8
1.3. Виды психологического влияния в зависимости
от коммуникативноличностного потенциала
субъекта влияния ....................................................................... 11
Тема 2. Сферы психологического влияния .......................................... 15
2.1. Семья .......................................................................................... 16
2.2. Образовательное учреждение ................................................... 20
2.3. Профессиональная деятельность .............................................. 22
2.4. Торговля и сервисные службы ................................................... 26
2.5. Реклама ...................................................................................... 28
2.6. Политика .................................................................................... 31
2.7. Эстрада, кино, театр .................................................................. 33
Тема 3.Манипулирование ..................................................................... 36
3.1. Подходы к пониманию термина «манипуляция»
в отечественной и зарубежной психологии ............................... 36
3.2. Место манипуляции в системе человеческих отношений ........ 40
3.3. Манипулятивные технологии .................................................... 42
3.4. Планирование манипуляции ...................................................... 44
Тема 4. Механизмы манипулятивного воздействия ............................ 47
4.1. Общие механизмы психологического воздействия................... 47
4.2. Виды и процессы манипулятивного воздействия ...................... 49
4.3. Типы манипуляторов (по Э. Шострому) ................................... 53
Тема 5. Механизмы психологического воздействия лидеров ............ 56
5.1. Виды лидеров ............................................................................. 57
5.1.1. Репрезентативный лидер ................................................ 57
5.1.2. Каталитический лидер .................................................... 57
5.1.3. Командный лидер ............................................................ 57
5.1.4. Старший лидер ................................................................ 58
5.1.5. Юный лидер .................................................................... 59
5.1.6. Лидер меньшинства ........................................................ 59
5.1.7. Лидер большинства ........................................................ 60
3
Стр.3
5.1.8. Проигравший лидер ...................................................... 61
5.1.9. Победивший лидер ........................................................ 61
5.1.10. Закулисный лидер ......................................................... 62
5.1.11. Женщиналидер ............................................................ 63
5.2. Механизмы психологического воздействия лидеров ................ 65
5.2.1. Отождествление ............................................................ 65
5.2.2. Подражание ................................................................... 67
5.2.3. Внушение ....................................................................... 68
5.2.4. Призывы ........................................................................ 69
5.2.5. Логические коммуникации............................................ 70
5.2.6. Психологические трюки ................................................ 71
Тема 6. Защита от манипуляции ........................................................... 74
6.1. Причины внушаемости .............................................................. 74
6.2. Понятие психологических защит ............................................... 78
6.3. Виды психологических защит .................................................... 80
6.4. Механизмы психологических защит .......................................... 84
6.5. Проблема распознавания угрозы манипулятивного
вторжения .................................................................................. 87
Тема 7. Деструктивность манипулятивного взаимодействия ............. 90
7.1. Деструктивный эффект манипулятивного взаимодействия ..... 90
7.2. Общие правила противостояния деструктивному влиянию ..... 92
7.3. Экспериментальное исследование манипулятивного
взаимодействия .......................................................................... 93
Библиография ......................................................................................... 98
Приложения ......................................................................................... 100
1. Методики диагностики индивидуальных особенностей
внушаемости и способности противостоять влиянию ................... 100
2. Тестовые задания к экзамену (зачету) по курсу
«Психология влияния» .................................................................. 105
4
Стр.4