Е56 Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.Ю. Елькина; Н.Л. Сабурова. <...> Взаимосвязь структурных компонентов качества начального образования и показателей учебных достижений младших школьников . <...> Построение теоретической модели мониторинга учебных достижений младших школьников, обеспечивающей повышение качества начального образования . <...> Реализация теоретической модели мониторинга учебных достижений младших школьников, ориентированной на повышение качества начального образования . <...> Анализ научной литературы позволяет заключить, что в существующих подходах качество образования оценивается преимущественно по результатам, в которых главное место отводится их когнитивным аспектам; не всегда принимается во внимание школьные условия, содержание и организация образовательного процесса, в которых эти результаты были получены. <...> В педагогике (Е. В. Бондаревская, З. И. Калмыкова, Н. Д. Левитов и др.) под учебными достижениями обучающихся понимается возрастание объема знаний, умений и навыков, уровень освоения которых оценивается при помощи балльной отметки. <...> Следствием этого является несистематичное отслеживание учебных достижений младших школьников, недостаточное внимание к вопросам преемственности начальной школы и основной, в частности, к показателям прочности образовательных результатов. <...> С их точки зрения, образование – это: − общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути; − значимая ценность – социальная и индивидуальная; 10 − функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию, обществу и государству; − сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее <...>
Мониторинг_учебных_достижений_младших_школьников_как_средство_повышения_качества_начального_образования_(1).pdf
О.Ю. Елькина
Н.Л. Сабурова
МОНИТОРИНГ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2025
Стр.1
УДК 373.3(075.8)
ББК 74.2я73
Е56
Е56
Елькина О.Ю.
Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство
повышения качества начального образования : учеб. пособие / О.Ю. Елькина;
Н.Л. Сабурова. —3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2025. — 162 с. —
ISBN 978-5-9765-1485-0. – Текст : электронный.
В пособии представлены теоретические основы повышения качества начального
образования. На основе анализа философской, психологической и педагогической
литературы, практики начального образования выявлено состояние проблемы
повышения качества начального образования, проведен педагогический анализ
систем измерения качества начального образования, определены его структурные
компоненты, критерии и показатели. В книге приводятся результаты
экспериментальной работы, в ходе которой доказана взаимосвязь структурных
компонентов качества начального образования и учебных достижений младших
школьников. Авторами разработана и реализована в эксперименте теоретическая
модель мониторинга учебных достижений младших школьников, обеспечивающего
повышение качества начального образования.
Для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов.
УДК 373.3(075.8)
ББК 74.2я73
ISBN 978-5-9765-1485-0
© Елькина О.Ю., Сабурова Н.Л., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
Оглавление
Введение ..............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы повышения качества начального
образования ..........................................................................................................6
1.1. Повышение качества начального образования как педагогиче-ская
проблема ...........................................................................................................6
1.2. Педагогический анализ систем измерения качества начального
образования..................................................................................................24
1.3. Критерии и показатели качества начального образования .....................36
Глава 2. Педагогические условия повышения качества начального
образования средствами мониторинга учебных дости-жений
младших школьников . ............................................................................52
2.1. Взаимосвязь структурных компонентов качества начального образования
и показателей учебных достижений младших школьников . .................52
2.2. Построение теоретической модели мониторинга учебных достижений
младших школьников, обеспечивающей повышение качества начального
образования . ................................................................................................64
2.3. Реализация теоретической модели мониторинга учебных достижений
младших школьников, ориентированной на повышение качества начального
образования ..................................................................................................77
Заключение . .....................................................................................................100
Список литературы. ...........................................................................................106
Приложения.............................................................................................................122
Стр.3