Б.Р. Мандель ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ФЛИНТА•НАУКА Б.Р. <...> Цель курса «Зоопсихология и сравнительная психология» - формирование базы теоретических знаний о психической жизни животных в связи со средой их обитания, поведением, способами жизнедеятельности, что, в общем, дает возможность понять исходные предпосылки и условия возникновения и развитие психики человека в процессе эволюции. <...> 7 знать: определения объекта и предмета зоопсихологии; основные психологические принципы и научные подходы к изучению поведения и психики животных; историю исследований поведения и психики животных в зарубежной и отечественной психологии; роль зоопсихологии для понимания других отраслей психологии и разнообразные направления и школы традиционной и современной зоопсихологии; определения категорий: поведение, психика, мышление, сознание, научение, онтогенез, врожденное и приобретенное, общение и язык и пр.; экспериментальные методы изучения поведения и психики животных; стадии эволюции психики; вклад знаний по зоопсихологии в понимание происхождения психики человека. уметь: анализировать теоретический материал по основным проблемам зоопсихологии; соотносить результаты изучения поведения для описания психики животных. иметь навыки: нахождения и использования информации о современных исследованиях в области зоопсихологии и сравнительной психологии; Компетенции, формируемые в результате обучения по данной дисциплине в соответствии с ФГОС ВПО: 8 - использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4). - применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9). <...> Таким образом, зоопсихология – наука о психике животных, о проявлениях, закономерностях <...>
Зоопсихология_и_сравнительная_психология._Модульный_курс_в_соответствии_с_ФГОС.pdf
Б.Р. Мандель
ЗООПСИХОЛОГИЯ И
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Модульный курс в соответствии с
ФГОС
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
(бакалавры, магистры)
2-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Москва
Стр.1
УДК 591.51(075.8)
ББК 88.2
М23
Мандель Б.Р.
М23
Зоопсихология и сравнительная психология. Модульный курс в
соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –2-е изд.,
стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. – 304 с.
ISBN 978-5-9765-1842-1
В пособии представлены
интегрированные
данные
из зоопсихологии, исторической и этнической психологии. Автор сравнивает
психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе,
обнаруживает качественные различия, обусловленные социальноисторическими
факторами, развитием трудовой деятельности, общественной
жизни, речи и сознания человека.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология», а
также для всех, интересующихся поведением и психикой животных.
УДК 591.51(075.8)
ББК 88.2
ISBN 978-5-9765-1842-1
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
Введение………………………………………………………............ 3
Модуль I Общая характеристика психической деятельности
животных и основы теории эволюции……………………………... 11
Тема 1 Основные этапы эволюционного развития психики
животных………………………………………………. 11
31
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 1..
Тема 2 Теория отражения……………………………………... 32
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 2..
Тема 3 Проблема инстинкта и научения……………………... 48
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 3..
Тема 4 Поведение животных………………………………….. 59
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 4..
Тема 5 Психическая деятельность животных в онтогенезе… 78
47
58
76
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 5…… 102
Модуль II
Взаимодействие животных как фактор эволюции………………... 104
Тема 6 Коммуникативное поведение животных…………….. 104
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 6..
Тема 7 Сообщества животных………………………………... 120
119
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 7…… 134
Модуль III
Эволюция психики…………………………………………………... 135
Тема 8 Основные этапы эволюционного развития психики
животных……………………………………………….. 135
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 8........ 145
Тема 9 Общее представление о стадиях и уровнях
эволюции психики……………………………………... 146
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 9........ 153
Тема 10 Сенсорная стадия развития психики………………….. 154
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 10….. 164
Тема 11 Перцептивная стадия развития психики……………... 165
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 11….. 169
Тема 12 Интеллектуальная стадия развития психики………… 170
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 12….. 176
Тема 13 Научение животных как основа поведения…………... 178
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 13….. 194
Модуль IV Психология одомашненных и дрессированных
животных……………………………………………………………... 196
Тема 14 Человек и животные: история взаимоотношений…… 196
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 14….. 209
Тема 15 Одомашнивание животных: история и психология…. 210
302
Стр.302
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 15….. 233
Тема 16 Прикладное значение зоопсихологии………………… 234
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 16….. 244
Тема 17 Животные: использование в развивающей работе и
педагогике………………………………………………. 245
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 17….. 250
Тема 18 Анималотерапия – история и современность,
проблемы и направления………………………………. 251
Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 18….. 263
Заключение…………………………………………………………… 264
Терминологический словарь………………………………………... 266
Тематика семинарских и практических занятий…………………... 281
Примерные вопросы для самоподготовки (вариант к зачету)…… 283
Примерные вопросы для самоподготовки (вариант к экзамену)… 285
Примерные варианты тестовых заданий…………………………… 288
Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины…………………………………………………………... 296
Ресурсы Интернета…………………………………………………... 299
Варианты заданий для самостоятельной работы или обсуждения
на круглых столах……………………………………………………. 300
Примерная тематика эссе/контрольных работ……………………... 301
Стр.303