Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современные проблемы русского языка. Словообразование и морфология (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторШацкая М. Ф.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц151
ID244745
АннотацияВ учебном пособии предпринята попытка осветить спорные и трудные вопросы словообразования и морфологии русского языка, приведены наиболее приемлемые варианты интерпретации при словообразовательном анализе, представлены приемы, позволяющие на методическом уровне определять частеречный статус конкретной лексической единицы в условиях контекста, а также выявлять лексико-грамматический разряд данной части речи. Упражнения, данные в Приложениях, помогут закрепить полученные навыки.
Кому рекомендованоДля студентов-филологов 2 и 3 курсов стационара, 2, 3 и 4 курсов заочного обучения, преподавателей вузов, лицеев, гимназий и педагогических колледжей.
ISBN978-5-9765-1587-1
УДК811.161.1’366(075.8)
ББК81.2.Рус-2-923
Шацкая, М.Ф. Современные проблемы русского языка. Словообразование и морфология : учеб. пособие / М.Ф. Шацкая .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 151 с. — ISBN 978-5-9765-1587-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/244745 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.Ф. Шацкая СовреМенные проблеМы руССкого языка Словообразование и МорФология Учебное пособие Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2013 1 УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.2. <...> ISBN 978-5-9765-1587-1 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037856-8 (Наука) В учебном пособии предпринята попытка осветить спорные и трудные вопросы словообразования и морфологии русского языка, приведены наиболее приемлемые варианты интерпретации при словообразовательном анализе, представлены приемы, позволяющие на методическом уровне определять частеречный статус конкретной лексической единицы в условиях контекста, а также выявлять лексико-грамматический разряд данной части речи. <...> Словообразовательная структура слова и его морфемный состав . <...> Асемантические элементы — бывшие суффиксы — в конце слов . <...> Интерпретация терминов «производящая основа» — «мотивирующая основа», «производное слово» — «мотивированное слово» . <...> 49 3 глава 2. переходные явления в современной морфологии 2.1. <...> Омонимия/полисемия грамматических форм слова и лексем разной частеречной отнесенности. <...> Зоны образования и типы функциональных омонимов (единиц частеречных поликомплексов) . <...> Распознавание омонимичных форм различных грамматических разрядов . <...> Приемы разграничения лексико-грамматических разрядов имен прилагательных . <...> Приемы разграничения местоимений и их грамматических омонимов . <...> Приемы разграничения кратких прилагательных и причастий в форме среднего рода, наречий, слов категории состояния . <...> Способы разграничения омонимичных форм сравнительных степеней на -ее, -е и -ше прилагательных, наречий и слов категории состояния . <...> Приемы разграничения производных предлогов от омонимичных им частей речи . <...> Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов . <...> Прием субституции (замены) как основной в определении частеречного статуса слов при модаляции и партикуляции . <...> Связка — новая служебная часть речи в современном русском языке? <...> Тренировочные упражнения к разделу «Переходные <...>
Современные_проблемы_русского_языка._Словообразование_и_морфология.pdf
УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.2.Рус-2-923 Ш32 Ш32 Шацкая М.Ф. Современные проблемы русского языка. Словообразование и морфология : учебное пособие / М.Ф. Шацкая. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. — 151 с. — ISBN 978-5-9765-1587-1. — Текст : электронный. В учебном пособии предпринята попытка осветить спорные и трудные вопросы словообразования и морфологии русского языка, приведены наиболее приемлемые варианты интерпретации при словообразовательном анализе, представлены приемы, позволяющие на методическом уровне определять частеречный статус конкретной лексической единицы в условиях контекста, а также выявлять лексико-грамматический разряд данной части речи. Упражнения, данные в Приложениях, помогут закрепить полученные навыки. Для студентов-филологов 2 и 3 курсов стационара, 2, 3 и 4 курсов заочного обучения, преподавателей вузов, лицеев, гимназий и педагогических колледжей. УДК 811.161.1’366(075.8) ББК 81.2.Рус-2-923 ISBN 978-5-9765-1587-1 2 © Шакцая М.Ф., 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОгЛАВЛеНИе Предисловие ................................................................................................................... 6 глава 1. Трудные и спорные случаи словообразовательного анализа 1.1. Основа слова ................................................................................................... 8 1.1.1. Определение границы основы слова .......................................... 8 1.1.2. Установление членимости основы .............................................16 1.2. Словообразовательная структура слова и его морфемный состав ...............................................................................................................19 1.3 Интерпретация асемантических элементов словообразовательной структуры слова .............................................21 1.3.1. Тематические гласные ....................................................................21 1.3.2. Прокладки между основой слова и суффиксом в сложных словах .............................................................................24 1.3.3. Асемантические элементы — бывшие суффиксы — в конце слов .......................................................................................26 1.4. Толкование соотносительных терминов .............................................28 1.4.1. Интерпретация терминов «производящая основа» — «мотивирующая основа», «производное слово» — «мотивированное слово» ..............................................................28 1.4.2. Трактовка понятий и терминов «морф» и «морфема» .......30 1.5. Варианты неоднозначности членения слов .......................................32 1.5.1. Установление нулевой суффиксации .......................................32 1.5.2. Членение основ в парах типа «физика — физик» ................34 1.5.3. Выделение составных (производных) суффиксов и префиксов .......................................................................................35 1.6. О понятиях «словообразовательный тип», «словообразовательная модель», «морфонологическая модель» ...........................................................................................................38 1.7. единственность и неединственность (множественность) словообразовательной структуры и словообразовательной мотивации ......................................................................................................40 1.8. Особые способы синхронного словообразования ...........................42 1.8.1. Редеривация (реверсия) ................................................................43 1.8.2. Конверсия (транспозиция) ..........................................................43 1.8.3. Калькирование .................................................................................44 1.8.4. графодеривация. Понятие псевдомотивации ........................46 1.9. Морфемный и словообразовательный анализ ..................................49 3
Стр.3
глава 2. переходные явления в современной морфологии 2.1. Функциональные омонимы (единицы частеречных поликомплексов). Омонимия/полисемия грамматических форм слова и лексем разной частеречной отнесенности. Зоны образования и типы функциональных омонимов (единиц частеречных поликомплексов) .............................................57 2.2. Распознавание омонимичных форм различных грамматических разрядов .........................................................................64 2.2.1. Приемы разграничения омонимичных форм падежей ......64 2.2.2. Приемы разграничения лексико-грамматических разрядов имен прилагательных ..................................................68 2.3. Определение частеречного статуса лексической единицы ..........69 2.3.1. Приемы определения субстантиватов .....................................69 2.3.2. Приемы разграничения местоимений и их грамматических омонимов .................................................75 2.3.3. Приемы разграничения причастий, адъективированных причастий, отглагольных прилагательных ................................................................................76 2.3.4. Приемы разграничения деепричастий и адвербиализованных деепричастий ......................................79 2.3.5. Приемы разграничения кратких прилагательных и причастий в форме среднего рода, наречий, слов категории состояния .............................................................81 2.3.6. Способы разграничения омонимичных форм сравнительных степеней на -ее, -е и -ше прилагательных, наречий и слов категории состояния ............................................................................................83 2.3.7. Приемы разграничения производных предлогов от омонимичных им частей речи ................................................87 2.3.8. Приемы разграничения омонимичных союзов и союзных слов .................................................................................89 2.3.9. Прием субституции (замены) как основной в определении частеречного статуса слов при модаляции и партикуляции ................................................96 2.3.10. Связка — новая служебная часть речи в современном русском языке? Способы распознавания слов-связок .......98 2.4. НЛО — неопознанные лингвистические объекты в области морфологии .............................................................................103 4
Стр.4
ПРИЛОжеНИя: приложение 1. Примерные темы практических занятий по курсу «Словообразование русского языка», упражнения и задания к ним ..................................................................................................110 приложение 2. Тренировочные упражнения к разделу «Переходные явления в современной морфологии» ............................123 Литература ..................................................................................................................140 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ