Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Актуальные проблемы современной лингвистики (1500,00 руб.)

0   0
АвторыЧурилина Л. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц412
ID244737
АннотацияПредлагаемое учебное пособие включает развернутую программу учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики», хрестоматию и систему заданий творческого и проблемного характера. Издание призвано обеспечить изучение цикла общелингвистических дисциплин: «Теория языка», «Общее языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики», включенных в блок специальных дисциплин государственного образовательного стандарта по направлению «Филология», а также в образовательный стандарт подготовки магистров по направлениям «Филология» и «Языковое образование».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) — Филологическое образование
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей-филологов.
ISBN978-5-89349-892-9
УДК81(075.8)
ББК81.2-5я73
Актуальные проблемы современной лингвистики : учеб. пособие / Л.Н. Чурилина .— 12-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2023 .— 412 с. — ISBN 978-5-89349-892-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/244737 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм . <...> Краткая история генеративной грамматики (Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления) . <...> Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах . <...> Ментальный лексикон: модели организации знаний в памяти человека. <...> Ментальный лексикон с позиций разных подходов . <...> О ментальном лексиконе: лексикон как компонент языковой способности человека. <...> Прежде всего отмечается многообразие предлагаемых подходов к решению проблем, относимых к разряду «вечных», а также обращение лингвистов к вопросам, которые априори не могут найти однозначного ответа (к числу таковых относится, например, вопрос о существовании языкового модуля). <...> Необходимость введения студентов старших курсов филоло гических факультетов, магистрантов и аспирантов в круг актив но обсуждаемых в мировой лингвистике проблем очевидна. <...> Основные типы функциональнограмматических описаний, предлагаемых в мировой лингвистике. <...> Генеративная лингвистика Место генеративных исследований в современной лингвис тике. <...> Когнитивная лингвистика: предтечи когнитивизма в лингви стике (идеи В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Э. <...> Уорфа и др.), начальные этапы станов ления когнитвизма, роль когнитивного направления в современ ной мировой лингвистике. <...> Отношение к «языковому модулю»: суть оппозиции модулярного и немодуляр ного подходов к языку. <...> Раздел 3 ЧАСТНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ В РАМКАХ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ Теория языковой личности Языковая личность как специфический объект исследования. <...> Экспериментальные методы в исследовании феномена «языковая личность». <...> Подходы к трактовке значения слова как достояния индиви да, предлагаемые в мировой лингвистике (ассоциативные моде ли, групповые модели, сетевые модели). <...> Метафорический подход в рамках современных семантичес ких исследований (работы представителей Московской <...>
Актуальные_проблемы_современной_лингвистики_.pdf
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ Учебное пособие Составитель Л.Н. Чурилина 12-е издание, стереотипное Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) — Филологическое образование Москва Издательство «ФЛИНТА» 2023
Стр.1
rdj 81(075) aaj 81.2-5 `43 Составитель д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка Магнитогорского государственного университета Ë.Í. Чурилина Рецензенты : канд. филол. наук, доцент Е.В. Грудева (Санкт-Петербургский государственный университет); канд. филол. наук, доцент Д.З. Сулейманова (Магнитогорский государственный университет) Актуальные проблемы современной лингвистики : `43 учебное пособие / сост. Л.Н. Чурилина. — 12-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 412 с. — ISBN 978-5-89349892-9. — Текст : электронный. Предлагаемое пособие включает развернутую программу учебной дисциплины «Актуальные проблемы современной лингвистики», хрестоматию и систему заданий творческого и проблемного характера. Издание призвано обеспечить изучение цикла общелингвистических дисциплин: «Теория языка», «Общее языкознание», «Актуальные проблемы современной лингвистики», включенных в блок специальных дисциплин государственного образовательного стандарта по направлению «Филология», а также в образовательный стандарт подготовки магистров по направлениям «Филология» и «Языковое образование». Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей-филологов. rdj 81(075) aaj 81.2-5 ISBN 978-5-89349-892-9 I hƒд=2ель“2"% &tkhmŠ`[, 2006 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Вводные замечания . ........................................................................... 5 Основное содержание ......................................................................... 9 Хрестоматия и учебные задания Тема 1. Современная лингвистика в свете теории смены научных парадигм . ............................................................. 16 Т. Кун. Структура научных революций . .............................. 17 Р.М. Фрумкина. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? ........................................................... 41 Е.С. Кубрякова. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) . ............................................................................. 46 Тема 2. Функциональное направление в современной лингвистике ........................................................................ 60 В.Б. Касевич. Семантика. Синтаксис. Морфология ............ 61 А.В. Бондарко. Функциональная грамматика . ..................... 63 Г.А. Золотова. Очерк функционального синтаксиса русского языка ................................................................................... 86 Г.А. Золотова. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса ........................................................................ 101 Тема 3. Дискурсивные исследования: история и перспективы . .... 107 М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. Современная городская коммуникация: тенденции развития . ............................... 113 Русская разговорная речь. Тексты. .................................... 128 Тема 4. Генеративное направление в лингвистике: истоки, цели, задачи, основные положения . ................................. 136 Дж. Бейлин. Краткая история генеративной грамматики (Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления) . ..................................... 137 Н. Хомский. Вопросы теории порождающей грамматики ....................................................................... 141 Н. Хомский. Современные исследования по теории врожденных идей . ............................................................ 161 Д. Слобин. Психолингвистика ........................................... 171 Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков и др. Краткий словарь когнитивных терминов . .................................................... 185 Тема 5. Когнитивное направление в современной лингвистике: цели, задачи, центральные положения теории . ................ 192 В.Б. Касевич. О когнитивной лингвистике. ....................... 192 3
Стр.3
В.И. Писаренко. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» .................................. 200 Тема 6. Теория языковой личности в русистике .............................. 206 Ю.Н. Караулов. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения ............................................. 207 В.В. Красных. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? ...................................................................... 214 А.А. Леонтьев. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах ...................................................... 217 Л.Н. Чурилина. Концепт «Любовь» как фрагмент коллективной и индивидуальной картины мира: ассоциативный аспект .......................................................... 219 Тема 7. Значение слова как достояние индивида: слово и концепт, значение и смысл................................................ 233 А. Вежбицкая. Семантические универсалии и описание языков ................................................................ 251 Тема 8. «Метафоры, которыми мы живем»: теория концептуальной метафоры ................................................... 266 Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем ............................................................................... 267 В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян. Метафора в семантическом представлении эмоций ............................ 293 Тема 9. Ментальный лексикон: модели организации знаний в памяти человека.................................................................. 307 Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. Краткий словарь когнитивных терминов ...... 308 А.А. Залевская. Ментальный лексикон с позиций разных подходов .................................................................... 311 Е.С. Кубрякова. О ментальном лексиконе: лексикон как компонент языковой способности человека................ 327 Тема 10. Проблемы порождения и восприятия речи в современной лингвистике ................................................. 343 В.Б. Касевич. Семантика. Синтаксис. Морфология ........... 344 А.В. Венцов, В.Б. Касевич. Проблемы восприятия речи...... 368 А.В. Венцов, В.Б. Касевич, Е.В. Ягунова. Корпус русского языка и восприятие речи....................................... 385 Список литературы .............................................................................. 401 Перечень базовых понятий дисциплины ........................................... 407 4
Стр.4