А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов ТЕОРИЯ ЯЗЫКА Учебное пособие Под редакцией проф. <...> Сжато описываются основные этапы: филология древности, языкознание Нового времени (XVII—XVIII вв.), возникновение самостоятельной науки о языке в связи с появлением сравнительноисторического язы кознания (конец XVIII—начало XIX вв.), возникновение об щего языкознания (философия языка В. Гумбольдта <...> Здесь читатель найдет как традиционные, но 5 остающиеся актуальными, так и новые темы общего языкоз нания: происхождение человека и его языка; знаковость как основа коммуникации; язык и мышление; язык и речь; язык и этнос; язык и культура; предмет, задачи и проблемы совре менной социолингвистики; система языка, ее ярусная орга низация; основные ярусы языка и их единицы; промежуточ ные ярусы; контакты языков; эволюция языка; стихийное и сознательное в развитии языка; языковая политика; приклад ные проблемы науки о языке; проблемы экологии языка. <...> В третьей части дается понятие о лингвистических ме тодах и характеризуются наиболее продуктивные из них — описательный, таксономический, лингвогенетические, коли чественные. <...> 6 Часть 1 ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ История лингвистических учений в составе курса «Теория языка» История языкознания мыслилась как первая часть курса «Общее языкознание», вводившегося в вузовские планы в 1961 г. С тех пор стали появляться учебные пособия трех видов: а) по всем трем частям курса, напр., Кодухов В.И. <...> — Пермь, 1973; в) только по второй части (напр., Общее языкознание / Под общей редакцией А.Е. Супруна. <...> Томсен: «Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты на ука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX в., да и то научившись многому у индийцев» [Томсен 1938: 10]. <...> Сравнительноисторическое языкознание, которое включает в себя три области: 1) сравнительноисторическое 10 языкознание; 2) сравнительнотипологическое языкозна ние. <...> Древние лингви <...>
Теория_языка.pdf
А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов
ТЕОРИЯ
ЯЗЫКА
Учебное пособие
Под редакцией проф. В.Д. Бондалетова
4-е издание, стереотипное
Рекомендовано Министерством образования
Российской федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений
филологических и гуманитарных профилей
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 811.161.1(078)
ББК 81.2Р
Х94
Р е ц е н з е н т ы:
Е.Б. Артёменко, д-р филол. наук, проф. Воронежского гос. пед. ун-та,
заслуженный деятель науки РФ;
Г.А. Богатова, д-р филол. наук, акад. Междунар. Акад.
наук, искусств, образования и культуры,
гл. науч. сотр. Ин-а рус. яз. РАН;
Л.Ю. Астахина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Ин-та рус. яз. РАН;
В.К. Харченко, д-р филол. наук, проф., зав. каф. общ. филологии Белгородского
гос. ун-та;
С.П. Щавелев, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии
Курского гос. мед. ун-та
Хроленко А.Т.
Х94
Теория языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие /А.Т.
Хроленко, В.Д. Бондалетов; под ред. В.Д. Бондалетова. — 4-е
изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 512 с.
ISBN 978-5-89349-583-6
Учебное пособие состоит из трех частей, предусмотренных программой
курса высших учебных заведений филологических и гуманитарных
профилей: I. История лингвистических учений; II. Теория языка; III. Методы
изучения и описания языка. На базе современных научных данных
обсуждаются фундаментальные проблемы истории и теории языка, методы
лингвистики и футурология языка.
Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и всех, кого
интересует современная наука о языке.
УДК 811.161.1(078)
ББК 81.2Р
ISBN 978-5-89349-583-6
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .............................................................................................. 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ................... 7
1. Сравнительноисторическое языкознание.
Первый период: 20—70е годы XIX века ................................ 29
2. Младограмматизм. Второй период сравнительно
исторического языкознания: 1870—1900 годы ..................... 49
3. Третий период истории языкознания.
Конец XIX—первая четверть XX века .................................... 57
4. Четвёртый период языкознания. Возникновение
новых направлений, их проблематика
(с 20х до 70х годов XX века) .................................................... 71
5. Современный период в истории языкознания.
70е гг. XX в.—начало XXI в. ...................................................... 96
ЧАСТЬ II. Теория языка....................................................................... 136
1. Происхождение человека и его языка ................................... 136
2. Язык и функциональный базис речи ...................................... 151
3. Знаковость как основа коммуникации .................................. 171
4. Язык и мышление ........................................................................ 180
5. Язык и речь ................................................................................... 217
6. Этнос и язык ................................................................................. 226
7. Язык и культура ........................................................................... 237
8. Язык и общество. Предмет, задачи и проблемы
социолингвистики ..................................................................... 267
9. Социальная дифференциация языка ..................................... 273
10. Языковая ситуация ...................................................................... 294
11. Язык и государство. Языковая политика ............................... 302
12. Коллективистическая ментальность,
государственная идеология и язык ........................................ 319
13. Система языка. Внутренняя организованность
языка ............................................................................................. 330
14. Универсальность языка .............................................................. 357
509
Стр.509
15. Контакты языков ......................................................................... 362
16. Эволюция языка .......................................................................... 373
17. Экология языка ............................................................................ 394
18. Будущее языка как объект науки ............................................ 402
ЧАСТЬ III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ
ЯЗЫКА ............................................................................... 421
1. Понятие о лингвистическом методе ....................................... 421
2. Описательный метод .................................................................. 432
3. Таксономический метод ............................................................ 441
4. Лингвогенетические методы .................................................... 450
5. Типологический метод ............................................................... 462
6. Методика количественного анализа ....................................... 467
Вместо заключения. Наука о языке в системе
человеческого знания.................................................................... 480
Использованная и цитируемая литература .................................... 492
•²•
Стр.510