Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Теория языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторХроленко А. Т.
АвторыБондалетов В. Д.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц512
ID244718
АннотацияУчебное пособие состоит из трех частей, предусмотренных программой курса высших учебных заведений филологических и гуманитарных профилей: I. История лингвистических учений; II. Теория языка; III. Методы изучения и описания языка. На базе современных научных данных обсуждаются фундаментальные проблемы истории и теории языка, методы лингвистики и футурология языка.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений филологических и гуманитарных профилей
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и всех, кого интересует современная наука о языке.
ISBN978-5-89349-583-6
УДК811.161.1(078)
ББК81.2Р
Хроленко, А.Т. Теория языка : учеб. пособие / В.Д. Бондалетов; А.Т. Хроленко .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 512 с. — ISBN 978-5-89349-583-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/244718 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов ТЕОРИЯ ЯЗЫКА Учебное пособие Под редакцией проф. <...> Сжато описываются основные этапы: филология древности, языкознание Нового времени (XVII—XVIII вв.), возникновение самостоятельной науки о языке в связи с появлением сравнительноисторического язы кознания (конец XVIII—начало XIX вв.), возникновение об щего языкознания (философия языка В. Гумбольдта <...> Здесь читатель найдет как традиционные, но 5 остающиеся актуальными, так и новые темы общего языкознания: происхождение человека и его языка; знаковость как основа коммуникации; язык и мышление; язык и речь; язык и этнос; язык и культура; предмет, задачи и проблемы совре менной социолингвистики; система языка, ее ярусная орга низация; основные ярусы языка и их единицы; промежуточ ные ярусы; контакты языков; эволюция языка; стихийное и сознательное в развитии языка; языковая политика; приклад ные проблемы науки о языке; проблемы экологии языка. <...> В третьей части дается понятие о лингвистических ме тодах и характеризуются наиболее продуктивные из них — описательный, таксономический, лингвогенетические, коли чественные. <...> 6 Часть 1 ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ История лингвистических учений в составе курса «Теория языка» История языкознания мыслилась как первая часть курса «Общее языкознание», вводившегося в вузовские планы в 1961 г. С тех пор стали появляться учебные пособия трех видов: а) по всем трем частям курса, напр., Кодухов В.И. <...> — Пермь, 1973; в) только по второй части (напр., Общее языкознание / Под общей редакцией А.Е. Супруна. <...> Томсен: «Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты на ука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX в., да и то научившись многому у индийцев» [Томсен 1938: 10]. <...> Сравнительноисторическое языкознание, которое включает в себя три области: 1) сравнительноисторическое 10 языкознание; 2) сравнительнотипологическое языкозна ние. <...> Древние лингви <...>
Теория_языка.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.509
Стр.510
Теория_языка.pdf
А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов ТЕОРИЯ ЯЗЫКА Учебное пособие Под редакцией проф. В.Д. Бондалетова 4-е издание, стереотипное Рекомендовано Министерством образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений филологических и гуманитарных профилей Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018
Стр.1
УДК 811.161.1(078) ББК 81.2Р Х94 Р е ц е н з е н т ы: Е.Б. Артёменко, д-р филол. наук, проф. Воронежского гос. пед. ун-та, заслуженный деятель науки РФ; Г.А. Богатова, д-р филол. наук, акад. Междунар. Акад. наук, искусств, образования и культуры, гл. науч. сотр. Ин-а рус. яз. РАН; Л.Ю. Астахина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Ин-та рус. яз. РАН; В.К. Харченко, д-р филол. наук, проф., зав. каф. общ. филологии Белгородского гос. ун-та; С.П. Щавелев, д-р филос. наук, проф., зав. каф. философии Курского гос. мед. ун-та Хроленко А.Т. Х94 Теория языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие /А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов; под ред. В.Д. Бондалетова. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 512 с. ISBN 978-5-89349-583-6 Учебное пособие состоит из трех частей, предусмотренных программой курса высших учебных заведений филологических и гуманитарных профилей: I. История лингвистических учений; II. Теория языка; III. Методы изучения и описания языка. На базе современных научных данных обсуждаются фундаментальные проблемы истории и теории языка, методы лингвистики и футурология языка. Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и всех, кого интересует современная наука о языке. УДК 811.161.1(078) ББК 81.2Р ISBN 978-5-89349-583-6 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .............................................................................................. 3 ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ................... 7 1. Сравнительноисторическое языкознание. Первый период: 20—70е годы XIX века ................................ 29 2. Младограмматизм. Второй период сравнительно исторического языкознания: 1870—1900 годы ..................... 49 3. Третий период истории языкознания. Конец XIX—первая четверть XX века .................................... 57 4. Четвёртый период языкознания. Возникновение новых направлений, их проблематика (с 20х до 70х годов XX века) .................................................... 71 5. Современный период в истории языкознания. 70е гг. XX в.—начало XXI в. ...................................................... 96 ЧАСТЬ II. Теория языка....................................................................... 136 1. Происхождение человека и его языка ................................... 136 2. Язык и функциональный базис речи ...................................... 151 3. Знаковость как основа коммуникации .................................. 171 4. Язык и мышление ........................................................................ 180 5. Язык и речь ................................................................................... 217 6. Этнос и язык ................................................................................. 226 7. Язык и культура ........................................................................... 237 8. Язык и общество. Предмет, задачи и проблемы социолингвистики ..................................................................... 267 9. Социальная дифференциация языка ..................................... 273 10. Языковая ситуация ...................................................................... 294 11. Язык и государство. Языковая политика ............................... 302 12. Коллективистическая ментальность, государственная идеология и язык ........................................ 319 13. Система языка. Внутренняя организованность языка ............................................................................................. 330 14. Универсальность языка .............................................................. 357 509
Стр.509
15. Контакты языков ......................................................................... 362 16. Эволюция языка .......................................................................... 373 17. Экология языка ............................................................................ 394 18. Будущее языка как объект науки ............................................ 402 ЧАСТЬ III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА ............................................................................... 421 1. Понятие о лингвистическом методе ....................................... 421 2. Описательный метод .................................................................. 432 3. Таксономический метод ............................................................ 441 4. Лингвогенетические методы .................................................... 450 5. Типологический метод ............................................................... 462 6. Методика количественного анализа ....................................... 467 Вместо заключения. Наука о языке в системе человеческого знания.................................................................... 480 Использованная и цитируемая литература .................................... 492 •²•
Стр.510