Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Публицистический текст: лингвистический анализ (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторТрофимова О. В.
АвторыКузнецова Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц302
ID244670
АннотацияУчебное пособие включает в себя курс лекций, практикумы, тесты для самопроверки. Курс лекций совмещает авторское исследование и хрестоматию; значительное место занимают выдержки из современной научной литературы по теме, что обусловлено дискуссионностью на сегодняшний день многих теоретических положений и терминологии. Основным материалом для анализа послужили газетные тексты из центральной и региональной печати.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика»
Кому рекомендованоДля студентов специальности «Журналистика», а также для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Филология», и практикующих журналистов.
ISBN978-5-9765-0931-3
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-5
Трофимова, О.В. Публицистический текст: лингвистический анализ : учеб. пособие / Н.В. Кузнецова; О.В. Трофимова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 302 с. — ISBN 978-5-9765-0931-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244670 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Функции текста и речевые интенции адресанта . <...> Публицистический стиль в зеркале текстовых категорий . <...> Не случайно лингвисты говорят, что язык СМИ становится моделью общенационального языка — «великого и могучего». <...> <…> Такое повышенное внимание именно к языку газеты вполне закономерно: во-первых, газета является старейшим средством массовой информации, в котором складывались и формировались основные стилистические приемы и средства, характерные для языка массовой коммуникации в целом, во-вторых, газетные тексты представляют собой наиболее доступный и удобный с точки зрения лингвистического описания материал, так как не требуют предварительной записи и последующей расшифровки, как, например, радио- и видеоматериалы. <...> Этот вид непосредственно работающей памяти обычно называют оперативной памятью, в отличие от долговременной» [Откупщикова 1982: 38]. <...> 5 Ср. цитату из статьи 1976 г., которую приводит М.И. Откупщикова: «…понятие “связный текст” во всех известных нам работах приводится без определения» [Откупщикова 1982: 26]. <...> Ученые опираются на следующий постулат: текст предназначен для передачи информации, а «передача и распознавание смысла (информации) является фундаментальной задачей акта коммуникации, без разрешения которой акт коммуникации не может состояться» [Откупщикова 1982: 30]. <...> Исследователи предлагают в каждом конкретном случае «членения» потока речи на тексты руководствоваться следующим правилом: «Если данная последовательность предложений (или данное предложение) не связана со следующей за ней последовательностью (предложением) семантически, что выражено при помощи того или иного языкового способа связи, то мы имеем в данном случае границу связного текста» [Откупщикова 1982: 30]. <...> Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетентности «Особым объектом прагмалингвистического рассмотрения становится дискурс, содержащий чужую речь. <...> Фрагмент книги Русская речь в средствах массовой <...>
Публицистический_текст_лингвистический_анализ.pdf
О.В. Трофимова, Н.В. Кузнецова ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: Лингвистический анализ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5 Т76 Рецензенты: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета Н.А. Аксарина; д-р филол. наук, профессор, завкафедрой теории речевой деятельности и языка массовой коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета В.И. Коньков; канд. истор. наук, секретарь Союза журналистов России Л.А. Речицкий Трофимова О.В. Т76 Публицистический текст : Лингвистический анализ [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О.В. Трофимова, Н.В. Кузнецова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 302 с. ISBN 978-5-9765-0931-3 Учебное пособие включает в себя курс лекций, практикумы, тесты для самопроверки. Курс лекций совмещает авторское исследование и хрестоматию; значительное место занимают выдержки из современной научной литературы по теме, что обусловлено дискуссионностью на сегодняшний день многих теоретических положений и терминологии. Основным материалом для анализа послужили газетные тексты из центральной и региональной печати. Для студентов специальности «Журналистика», а также для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Филология», и практикующих журналистов. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-5 ISBN 978-5-9765-0931-3 © Трофимова О.В., Кузнецова Н.В., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ......................................................................................................................6 Предисловие авторов ......................................................................................................7 Методические указания ...............................................................................................10 Часть первая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ. Текст как высшая лингвистическая единица. Многомерность текста ...........................................................................................12 1.1. Понятие о тексте в лингвистике и семиотике .......................................12 1.2. Признаки текста как лингвистической единицы .................................16 1.3. Медиатекст .........................................................................................................23 1.4. «Семь критериев текстуальности» ............................................................25 1.5. Дискуссии об интертекстуальности ..........................................................28 1.6. «Чужое слово» в тексте ..................................................................................34 1.7. «Чужое слово» в газете ..................................................................................39 ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ. Современные направления в исследовании текста .....42 2.1. Лингвоцентрический подход .......................................................................42 2.2. Текстоцентрическнй подход ........................................................................43 2.3. Антропоцентрический подход ....................................................................43 2.4. Когнитивное направление ............................................................................52 2.5. Методы изучения медиатекстов .................................................................53 ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ. Понятие дискурса .....................................................................55 3.1. Историческая многозначность термина дискурс ..................................55 3.2. Современное понимание терминов текст и дискурс ..........................57 3.3. Понятийный аппарат лингвистики дискурса ........................................58 3.4. Публичный дискурс ........................................................................................63 Практикум первый ........................................................................................................67 Тесты для самоконтроля .............................................................................................69 Часть вторая. ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. Речевые интенции. Речевой акт и речевой жанр .....79 4.1. Функции текста и речевые интенции адресанта ..................................79 4.2. Терминологический аппарат: речевой акт, перформатив .................82 4.3. Типология иллокутивных целей (речевых интенций) .......................83 4.4. Речевой жанр .....................................................................................................96 3
Стр.3
ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ. Коммуникативная структура текста. Речевая тактика и речевая стратегия .............................................................................................. 100 5.1. Понятие темы и ремы в тексте ................................................................. 100 5.2. Элементарные тема-ремные структуры в тексте ............................... 102 5.3. Теория рематических доминант .............................................................. 104 5.4. Речевая (текстовая) тактика и стратегия ............................................. 115 Практикум второй. ..................................................................................................... 123 Тесты для самоконтроля .......................................................................................... 130 Часть третья. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ. Понятие функции языка. Функциональная грамматика. Функциональные стили ............................................................ 138 6.1. Понятие функции языка ............................................................................ 138 6.2. Функциональная грамматика .................................................................. 141 6.3. Понятие функционального стиля ........................................................... 144 ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ. Комплекс стилеобразующих факторов для публицистического стиля на фоне других стилей литературного языка ..... 152 7.1. Экстралингвистические факторы ........................................................... 153 7.2. Собственно лингвистические факторы ................................................ 158 7.2.1. Объектная информация (о предмете речи) .............................. 158 7.2.2. Субъектная информация (о позиции говорящего) ............... 160 7.2.3. Соотношение эксплицитной и имплицитной информации (наличие подтекста) .................................................................................... 161 7.3. Специфика публицистического стиля (по классическим и современным источникам) .................................................................... 178 7.4. Язык СМИ и современное общество ..................................................... 184 Практикум третий ...................................................................................................... 189 Тесты для самоконтроля .......................................................................................... 192 Часть четвертая. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОГО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ. Основные законы связного текста. Способы выражения цельности и связности текста ................................................... 204 8.1. Связность и цельность как предмет теории текста ........................... 204 8.2. Законы связного текста .............................................................................. 205 8.2.1. Закон связности ................................................................................. 205 8.2.2. Закон антагонизма между линейной организацией текста и его гиперсинтаксической и смысловой структурой ..................... 206 4
Стр.4
8.2.3. Закон повторяемости смысла ........................................................ 206 8.2.4. Закон сокращения (экономии) ..................................................... 208 8.2.5. Закон избыточности ......................................................................... 210 8.3. Способы выражения связности текста .................................................. 211 ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ. Текст как совокупность текстовых категорий. Специфика текстовых категорий в публицистическом стиле .............. 217 9.1. Текст как система текстовых категорий ............................................... 217 9.2. Понятие текстовой категории. Набор текстовых категорий ......... 218 9.3. Средства выражения текстовых категорий ......................................... 219 9.3.1. Тематическая цепочка ...................................................................... 219 9.3.2. Логическая цепочка .......................................................................... 227 9.3.3. Категория тональности .................................................................... 235 9.3.4. Категория оценочности ................................................................... 242 9.3.5. Категория темпоральности ............................................................ 246 9.3.6. Категория локальности ................................................................... 250 9.3.7. Композиция текста ............................................................................ 251 9.4. Публицистический стиль в зеркале текстовых категорий ............. 254 9.5. Примеры комплексного анализа газетного текста в аспекте текстовых категорий .................................................................................... 255 Практикум четвертый ............................................................................................... 262 Тесты для самоконтроля .......................................................................................... 277 Тематический указатель ........................................................................................... 289 Литература .................................................................................................................... 292 Ключи к тестам для самопроверки ....................................................................... 298
Стр.5