Не случайно одновре менно с появлением компьютеров в середине ХХ в. стал разви ваться целый ряд направлений, синтезировавших в себе разные дисциплины, например математическая лингвистика, когнитив ная наука (немного позже — когнитивная лингвистика). <...> Теорети ческие перевороты и методологический мятеж в лингвистике ХХ века // Вопр. языкознания. <...> Такие глубоко укоренившиеся привычные поло жения имеются и в исследующих язык науках, в частности в линг вистике. <...> Однако традиция исследования «языка в празд ности» имеет очень длинную предысторию, именно она в значи тельной степени предопределила то концептуальное простран ство, которое традиционно принято использовать при обсужде нии языка. <...> Эта убежденность, в свою очередь, восходила к ар хаическому, мифологическому мышлению, для которого «имя не раздельно связано с вещью, является носителем ее свойств, маги ческим заместителем»2 . <...> Приверженцы первого мнения именовались аналогистами, приверженцы второго — аномалистами. <...> Лагерь аномалистов возглавлял стоик Кратет из Малла (II в. до н.э.), ла герь аналогистов — Аристарх Самофракийский (ок. <...> Вместе с тем античные логики, занимавшиеся исследованием логического устройства текстов и анализом парадоксов, внесли ог ромный вклад в развитие семантики и прагматики. <...> Возможно, традиция не связывать эти результаты античных логиков со становлением лингвистики, точнее двух ее разделов — семантики и прагматики, объясняется тем, что эти разделы языко знания оформились значительно позже, чем грамматика, — лишь во второй половине XIX в. <...> Термин «прагма тика» появился также в конце XIX в., его использовал один из осно воположников семиотики логик и философ Ч.С. Пирс. <...> Язык начинает осознаваться не просто как средство создания словес ных отчетов о реально имевшихся фактах, но и как средство обсуж дения ситуаций, никогда не существовавших, придуманных, пред ставленных только своим словесным <...>
Язык_с_позиций_философии,_психологии,_математики__(2).pdf
УДК 81’23’32:1(075.8)
ББК 81.2я73
Т41
Р е ц е н з е н т:
д-р филол. наук, проф. Н.А. Лукьянова
Т41
Тимофеева М.К.
Язык с позиций философии, психологии, математики: учеб.
пособие / М.К. Тимофеева. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА,
2025. — 175 с. — ISBN 978-5-9765-0774-6. — Текст : электронный.
Учебное пособие содержит базовые сведения, необходимые для
междисциплинарных исследований языка, проводимых на стыке
лингвистики с философией, психологией, математикой. Рассматривается
вклад философии, психологии, математики в познание природы языка,
специфика их целей и интересов, особенности терминологии.
Предназначено для студентовфилологов, а также для тех, кто
интересуется проблемами междисциплинарных исследований языка.
УДК 81’23’32:1(075.8)
ББК 81.2я73
ISBN 9785976507746
© Тимофеева М.К., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение . ........................................................................................................ 5
2. Язык с позиции философии .......................................................................... 10
2.1. ПАРАДОКСЫ ..................................................................................... 12
2.1.1. Нечеткие понятия . .................................................................. 17
2.1.2. Неполнота знания ................................................................... 20
2.1.3. Самоотрицание . ...................................................................... 21
2.1.4. Невозможность референции . ................................................. 25
2.1.5. Парадоксы и язык повседневного общения . ......................... 28
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА И СМЫСЛ ТЕКСТА . ............................. 31
2.2.1. Язык — номенклатура идей . ................................................... 35
2.2.2. Язык — система ....................................................................... 36
2.2.3. Язык — последовательность выражений ................................ 40
2.2.4. «Лингвистический солипсизм» . ............................................. 51
2.3. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК .............................................................. 54
2.4. ЯЗЫК И РЕАЛЬНОСТЬ .................................................................... 63
3. Язык с позиции психологии .......................................................................... 74
3.1. ПСИХОЛОГИЯ + ЛИНГВИСТИКА → ПСИХОЛИНГВИСТИКА
............................................................................................................... 74
3.1.1. Ассоцианистское направление . .............................................. 77
3.1.2. Трансформационистское направление .................................. 82
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................... 88
3.2.1. Детская речь . ........................................................................... 89
3.2.2. Патология речи . ...................................................................... 94
4. Язык с позиции математики .......................................................................... 99
4.1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА ....................................... 100
4.1.1. Немного об истории . ............................................................ 104
3
Стр.3
4.1.2. Функциональные модели языка .......................................... 108
4.1.3. О некоторых терминах и догмах ......................................... 114
4.1.4. Поиски универсальности в языке ........................................ 125
4.1.5. Функциональное моделирование как создание
новых языков ....................................................................... 132
4.1.6. Синтаксические структуры ................................................. 135
4.2. ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО ОПИСАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА .............................................................. 151
4.3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ................................................... 165
5. Заключение .............................................................................................. 169
Рекомендуемая литература .......................................................................... 172
4
Стр.4