Синтаксис сложно го предложения (теоретический курс) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.С. Скобликова. <...> Аналитически рассматриваются проблемные вопросы, относя щиеся к классификации сложноподчиненных, сложносочинен ных, бессоюзных сложных предложений, к интерпретации тек ста, к оценке принципов русской пунктуации. <...> 8 Вопрос о противопоставленности сложносочиненных и сложноподчиненных предложений . <...> 13 Вопрос о принципах классификации сложноподчиненных предложений в истории русской лингвистики . <...> 54 Предложения с придаточными образа действия и степени . <...> 158 Предложения, выражающие определительные отношения, значения образа действия и степени . <...> По тем же причинам (но уже традиционно!) бессоюз ные сложные предложения рассматриваются после союз ных. <...> Типы бессоюзных предложений, характеризующихся неравноправием частей, рассматриваются несколько бо лее укрупненно, чем это делается обычно. <...> На таком сопоставлении в целом строится, в частности, раздел «Сложноподчинен ные предложения, выражающие отношения обусловлен ности», обобщающий данные о предложениях с придаточ ными причины, следствия, цели, условия и уступки. <...> Оно представляет собой грамматическое объединение двух или нескольких пре дикативных единиц, каждая из которых имеет свой грам матический центр и по своей структуре подобна просто му предложению. <...> Каждая из предикативных единиц в сложном предло жении, подобно простому предложению, отражает опре деленную ситуацию, а объединение их в составе сложно го предложения призвано передавать различные соотно шения между соответствующими ситуациями1 . <...> В этом отношении каждая из предикатив ных частей в сложном предложении характеризуется относительной автономией (так же как, например, и в вы ражении модальных отношений). ны, в связях между словами — членами предложения, с другой — между предикативными единицами. <...> Двусторонней связью и с глав ной, и с придаточной <...>
Современный_русский_язык._Синтаксис_сложного_предложения_(теоретический_курс).pdf
Е.С. Скобликова
СОВРЕМЕННЫЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Синтаксис
сложного предложения
(теоретический курс)
Учебное пособие
5-е издание, стереотипное
Рекомендовано Учебнометодическим объединением
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению 031000
и специальности 031001 — Филология
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Ðóñ
Ñ44
Ñ44
Скобликова Е.С.
Современный русский язык. Синтаксис сложно
го предложения (теоретический курс) [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / Е.С. Скобликова. — 5е изд.,
стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 263 с.
ISBN 978-5893497168
Книга представляет собой вторую часть теоретического
вузовского курса синтаксиса современного русского языка.
Кроме характеристики всех основных типов сложных предло
жений, пособие включает разделы «Текст» и «Пунктуация».
Аналитически рассматриваются проблемные вопросы, относя
щиеся к классификации сложноподчиненных, сложносочинен
ных, бессоюзных сложных предложений, к интерпретации тек
ста, к оценке принципов русской пунктуации. В предисловии
освещаются особенности структуры книги, объясняются при
нятые теоретические установки. Разные типы сложных пред
ложений рассматриваются как в их смысловой противопостав
ленности, так и во взаимодействии с вниманием к их стилис
тическим качествам.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологичес
ких факультетов вузов, учителейсловесников.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Ðóñ
ISBN 978-5893497168
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Содержание
Предисловие ............................................................................................... 5
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ......................................................... 8
Общая характеристика ...................................................................... 8
Вопрос о противопоставленности сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений ....................................... 13
Вопрос о принципах классификации
сложноподчиненных предложений в истории
русской лингвистики ...................................................................... 29
Типы сложноподчиненных предложений .............................. 43
Предложения с придаточным изъяснительным.............. 43
Предложения с придаточными определительными ...... 54
Предложения с придаточными образа действия
и степени ......................................................................................... 67
Предложения со сравнительными придаточными ......... 71
Предложения с придаточными места .................................. 76
Предложения с придаточными времени ............................ 79
Предложения, выражающие отношения
обусловленности ......................................................................... 87
Предложения с придаточными
присоединительными............................................................... 101
Типы сложносочиненных предложений ............................... 105
Предложения, выражающие соединительные
отношения .................................................................................... 106
Предложения, выражающие присоединительные
отношения .................................................................................... 123
Предложения, выражающие противительные
отношения .................................................................................... 125
Предложения, выражающие разделительные
отношения .................................................................................... 137
Многочленные сложные предложения .................................. 139
Многочленные сложноподчиненные предложения .... 140
Сложносочиненные предложения, осложненные
подчинением ................................................................................ 147
Бессоюзные сложные предложения ........................................ 150
Предложения с изъяснительным значением .................. 156
3
Стр.3
Предложения, косвенно выражающие
изъяснительные отношения .................................................. 158
Предложения, выражающие определительные
отношения, значения образа действия и степени ......... 160
Предложения, выражающие
временные отношения ............................................................. 161
Предложения, выражающие
отношения обусловленности ................................................ 162
Предложения, выражающие отношения
конкретизации ............................................................................ 168
ЧУЖАЯ РЕЧЬ ..................................................................................... 171
ТЕКСТ ..................................................................................................... 189
ПУНКТУАЦИЯ .................................................................................. 222
Вопрос о принципах русской пунктуации................................. 222
Функции разных знаков препинания.......................................... 237
Литература ............................................................................................. 261
4
Стр.4