В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология определяется как составная часть орудиеведения — общей науки о человеческих инструментах. <...> 112 Теоретические сведения о природе произведения словесного искусства . <...> 171 Различие соотносительных языковых средств по их роли в построении стилистической системы художественного произведения . <...> Итак, эта книга о том, как «сквозной элемент» и «средства словесной экспликации» в книгах отца стали «острием» и «рукоятью» в книгах сына. <...> 4 12 качества той или иной реалии в той или иной степени, справедливы. <...> Сущность — это самое важное, самое главное качество реалии. <...> Очевидно, что функциональные качества реалии, так же как и субстанциональные, образуют стратифицированное множество, в центре которого — главное, основное, функциональное качество, которое мы предлагаем обозначать термином фу н к - ц и я. <...> До того, как начать писать эту книгу, я хотел написать другую: «Топороведение для лингвистов». <...> 27 глава 2 ТопоРовеДеНие ДЛя ЛиНгвисТов история топора 9 Для функционалиста очевидно, что феномен «топорности» возникает задолго до феномена «железности» + «деревянности». <...> С появлением железных топоров землянки сменились избами, а лодки — ладьями. <...> Очеловечивание мира есть преобразование мира в соответствии с представлениями человека о «должном», о том, каким должен быть этот мир «в идеале». <...> Очеловечивание мира есть 42 инвариант по отношению к бесконечному множеству деятельностей. <...> .15 Очеловечивание мира не имеет пространственных и временных границ. <...> Итак, очеловечивание мира — это следствие нашей деятельности, наше несогласие с данностью, т.е. желание преобразовать Универсум с помощью орудий так, как нам представляется правильным. <...> Орудиеведение, или тулистика, или инструментология, создание которой, по нашему глубокому убеждению, является настоятельной потребностью сегодняшнего этапа развития нашей цивилизации, это пока гипотетическая отрасль <...>
Топоры_и_тексты._Лингвистическая_инструментология.pdf
А.Н. Рудяков
ТопоРы и ТексТы
ЛиНгвисТическАя иНсТРумеНТоЛогия
Учебное пособие
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
1
Стр.1
УДК 811.161.1’42(075.8)
ББК 81.2Рус-3-923
Р83
Рудяков А.Н.
Р83
Топоры и тексты. Лингвистическая инструментология
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Н. Рудяков. — М. :
ФЛИНТА, 2013. — 312 с.
ISBN 978-5-9765-1625-0
Книга посвящена вопросам, связанным с функциональной стороной
текста. В свете регулятивной теории языка лингвистическая инструментология
определяется как составная часть орудиеведения —
общей науки о человеческих инструментах. Автор обосновывает
мысль о том, что методика стилистического анализа художественного
текста, предложенная в работах Н.А. Рудякова, является основой
функционального понимания устройства текста. Данное устройство
обусловлено необходимостью воздействовать на систему ценностей
читателя и представляет собой универсальную для всех инструментов
функциональную систему: соединение «острия» и «рукояти».
Для специалистов в области гуманитарных наук, философов,
языковедов, преподавателей языка и литературы, студентов
филологических факультетов.
УДК 811.161.1’42(075.8)
ББК 81.2Рус-3-923
ISBN 978-5-9765-1625-0
2
© Рудяков А.Н., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
соДеРЖАНие
Предисловие ...................................................................................................................4
Глава 1. Основы орудийной теории языка .................................................10
Глава 2. Топороведение для лингвистов ......................................................28
Глава 3. Тексты для воздействия на систему ценностей ........................59
Вместо заключения ..................................................................................................105
ПРИЛОжеНИе
Н.А. Рудяков. основы анализа художественного текста .......................112
Введение .......................................................................................................................112
Теоретические сведения о природе произведения словесного
искусства ......................................................................................................................121
Идейно-образное содержание литературно-художественного
произведения ......................................................................................................122
Художественный образ ....................................................................................130
Образные средства языка художественного произведения ...............132
Различие языковых средств по характеру и степени участия
в выражении образного содержания ..........................................................137
Специфика художественного текста. Стиль художественного
произведения ......................................................................................................153
Закономерности стиля художественного произведения ....................161
Закономерности стиля лирического произведения ..............................163
Закономерности стиля эпического произведения ................................171
Различие соотносительных языковых средств по их роли
в построении стилистической системы художественного
произведения ......................................................................................................180
Опыты анализа эпических произведений ........................................................186
Опыты анализа драматических произведений ...............................................265
Опыты анализа лирических произведений .....................................................292
Заключение .................................................................................................................308
3
Стр.3