Romanicheva.qxd 17.02.2011 12:52 Page 1 Е.С. Романичева, И.В. Сосновская Введение в методику обучения литературе Учебное пособие Романичева Елена Станиславовна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент, Заслуженный учитель РФ, член авторского коллектива учебников «В мире литературы» для 5–11х классов общеобразовательной школы. <...> Сфера научных интересов — методология методики, проблемы содержания современного литературного образования, школьный учебник литературы, подготовка учителейсловесников. <...> Сфера научных интересов — проблемы литературного развития школьников, школьный литературный анализ, технологии литературного образования. <...> Автор книг «Живая методика» для 5–6х классов, научных и научнометодических статей по методике преподавания литературы. <...> Введение в методику обучения литературе Учебное пособие Е.С. Романичева, И.В. Сосновская ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Е.С. <...> Романичева, И.В. Сосновская Введение в методику обучения литературе Е.С. Романичева, И.В. Сосновская ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ Учебное пособие Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили «Литература» и «Русский язык») Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012 УДК 372.882(075.8) ББК 74.268.3я73 Р69 Раздел «Введение» и лекции 1−7, 10 написаны Е.С. Романичевой, лекции 8−9 И.В. Сосновской. <...> ISBN 978-5-9765-1034-0 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037345-7 (Наука) Пособие раскрывает содержание тех разделов современной теории и методики обучения литературе, которые помогут в понимании и освоении методологических подходов к преподаванию литературы на современном этапе и подготовят студентов-бакалавров к изучению более сложного в научно-методическом отношении магистерского курса методики преподавания литературы <...>
Введение_в_методику_обучения_литературе_(2).pdf
УДК 372.882(075.8)
ББК 74.268.3я73
Р69
Раздел «Введение» и лекции 1−7, 10 написаны Е.С. Романичевой,
лекции 8−9 И.В. Сосновской.
Р69
Романичева Е.С.
Введение в методику обучения литературе : учеб.
пособие / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. — 5-е изд.,
стер. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 204 с. — ISBN
978-5-9765-1034-0. — Текст : электронный
Пособие раскрывает содержание тех разделов современной теории
и методики обучения литературе, которые помогут в понимании и
освоении методологических подходов к преподаванию литературы на
современном этапе и подготовят студентов-бакалавров к изучению более
сложного в научно-методическом отношении магистерского курса
методики преподавания литературы. Пособие представляет собой цикл
лекций, каждая из которых сопровождается вопросами и заданиями
для самостоятельной работы, списком рекомендуемой литературы.
Предлагаемое учебное пособие адресовано студентам-специалистам
и студентам-бакалаврам (специальность 050301.65 – «Русский
язык и литература»; направление подготовки 050300.62 – бакалавр
филологического образования); также оно может быть использовано
при работе по новым стандартам ФГОС ВПО «Педагогическое образование».
УДК
372.882(075.8)
ББК 74.268.3я73
ISBN 978-5-9765-1034-0
© Романичева Е.С., Сосновская И.В., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................................. 4
Лекция 1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.
Статус методики как науки, взаимосвязь с другими дисциплинами ....14
Лекция 2. Литература как учебный предмет в современной школе.
Цели литературного образования. Принципы обучения литературе ...35
Лекция 3. Парадигмы литературного образования. Содержание
литературного образования. Критерии отбора художественных
текстов для изучения .............................................................................................55
Лекция 4. Стандарт, предметная программа и предметный учебник .........73
Лекция 5. Современная концепция чтения. Чтение школьника как
социально-методическая проблема. Новая модель детского чтения ....91
Лекция 6. Чтение как диалог. Чтение «как труд и творчество» ................ 107
Лекция 7. Обучение пониманию художественного текста как задача
литературного образования. Понимание и смысл .................................... 118
Лекция 8. Школьный литературный анализ художественного
произведения ......................................................................................................... 129
Лекция 9. Приемы и технологии школьного литературного анализа ..... 156
Лекция 10. Интерпретация художественного произведения в системе
школьного литературного образования: филологический
и методический аспекты .................................................................................... 179
Список литературы .................................................................................................... 195
Стр.3