ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX – 1-я половина ХХ в. <...> Часть 2 Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология» Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 801 (091) ББК 81-93 И90 И90 История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. <...> Блумфилд Ряд постулатов для науки о языке . <...> Основные проблемы социолингвистического метода в языке . <...> В хрестоматии представлены работы представителей трех национальных школ структурализма – датской (копенгагенская школа – глоссематика), пражской (Пражский лингвистический кружок), американской (дескриптивизм). <...> Глоссематика как целостное научное направление существует с начала 30-х до начала 50-х годов ХХ в. <...> Термин «глоссематика» был введен авторами научной теории для того, чтобы в самом названии обозначить своеобразие теоретических установок по сравнению с традиционной лингвистикой, методологическое сближение с дисциплинами математического цикла. <...> Основным источником своей теории представители датского структурализма считали учение Ф. де Соссюра. <...> В языке выделяются два плана: план выражения – звуковая, графическая или какая-либо другая оболочка выражения мысли, план содержания – вся масса смысла, выражаемая в языке. <...> При анализе единиц плана выражения копенгагенцы опираются на фонологическую теорию Пражского лингвистического кружка. <...> Пражский лингвистический кружок (ПЛК) был организован известным чешским ученым Вилемом Матезиусом (1882–1945). <...> Пражский лингвистический кружок издавал с 1929 по 1939 г. серию «Труды Пражского лингвистического кружка», а с 1935 г. – журнал «Слово и словесность». <...> Пражские лингвисты своими предшественниками видели Б. де Куртенэ и Ф. де Соссюра. <...> От Ф. де Соссюра идет прежде всего осознание важности синхронного подхода к изучению языка, важности представления языка как структуры. <...> От Б. де Куртенэ были восприняты <...>
История_языкознания_XIX_-_первая_половина_ХХ_века_Хрестоматия_в_2-х_частях._Часть_2-я_(1).pdf
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ:
ХIХ – 1-я пол. ХХ в.
Часть 2
Хрестоматия
2-е издание, стереотипное
Допущено УМО по классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия
по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология»
Москва
Издательство «Флинта»
2012
Стр.1
УДК 801 (091)
ББК 81-93
И90
И90
История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. [Электронный
ресурс] : хрестоматия : в 2 ч. / сост., авт. коммент. и
заданий д-р филол. наук З.И. Резанова.. – 2-е изд., стер. – М. :
Флинта, 2012. – Ч. 2. – 279 с.
ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.)
ISBN 978-5-9765-1390-7 (Ч. 2)
В хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений
собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики
ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются
авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые
в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания,
научные направления и место представленных в разделе фрагментов
научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи.
Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей.
УДК
801 (091)
ББК 81-93
ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.)
ISBN 978-5-9765-1390-7 (Ч. 2)
© Издательство «Флинта», 2012
Стр.2
Оглавление
Раздел 3. Языкознание первой половины ХХ в. ..................................................... 5
Предмет и методы исследования в языкознании первой половины ХХ в. ............... 5
3.1. Структурализм ..................................................................................................... 18
3.1.1. Датский структурализм. Глоссематика ................................................ 18
В. Брендаль
Структуральная лингвистика ............................................................................... 18
Л. Ельмслев
Понятие управления ............................................................................................. 26
Метод структурного анализа в лингвистике ...................................................... 28
Язык и речь ............................................................................................................ 34
3.1.2. Пражский лингвистический кружок .................................................... 38
Тезисы Пражского лингвистического кружка .................................................... 38
В. Скаличка
Копенгагенский структурализм и «пражская школа» ....................................... 54
Б. Трнка и др.
К дискуссии по вопросам структурализма ......................................................... 63
3.1.3. Американский структурализм. Дескриптивизм ................................. 77
Л. Блумфилд
Ряд постулатов для науки о языке ....................................................................... 77
З. С. Херрис
Метод в структуральной лингвистике ................................................................ 88
Вопросы для обсуждения ................................................................................... 106
3.2. Коммуникативно-функциональное направление ........................................ 108
В.Н. Волошинов
Марксизм и философия языка. Основные проблемы
социолингвистического метода в языке ............................................................ 108
Л. Bитгенштейн
Философские исследования ............................................................................... 132
Вопросы для обсуждения ................................................................................... 152
Стр.3
3.3. Когнитивно-функциональное направление .................................................. 154
3.3.1. Сравнительно-исторические исследования ....................................... 154
Э. Бенвенист
Общая лингвистика ............................................................................................ 154
3.3.2. Этнолингвистика, неогумбольдтианство ........................................... 179
Ф. Боас
Введение к «Руководству по языкам американских индейцев» ..................... 179
Э. Сэпир
Язык ..................................................................................................................... 191
Грамматист и его язык ....................................................................................... 215
Б. Уорф
Отношение норм поведения и мышления к языку ........................................... 227
Л. Вайсгербер
Родной язык и формирование духа ................................................................... 247
Вопросы для обсуждения ................................................................................... 276
Рекомендуемая литература ........................................................................................ 278
Стр.4