Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 567260)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История языкознания: XIX - 1-я пол. XX в. В 2 ч. Ч. 2 (1500,00 руб.)

0   0
АвторыРезанова З. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц280
ID244563
АннотацияВ хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи.
Кем рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология»
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей.
ISBN978-5-9765-1390-7 (Ч. 2)
УДК801(091)
ББК81-93
История языкознания: XIX - 1-я пол. XX в. В 2 ч. Ч. 2 : хрестоматия / З. И. Резанова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2012 .— 280 с. — ISBN 978-5-9765-1390-7 (Ч. 2) .— ISBN 978-5-9765-1388-4 (общ.) .— URL: https://rucont.ru/efd/244563 (дата обращения: 31.07.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ XIX – 1-я половина ХХ в. <...> Часть 2 Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология» Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 801 (091) ББК 81-93 И90 И90 История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. <...> Блумфилд Ряд постулатов для науки о языке . <...> Основные проблемы социолингвистического метода в языке . <...> В хрестоматии представлены работы представителей трех национальных школ структурализма – датской (копенгагенская школа – глоссематика), пражской (Пражский лингвистический кружок), американской (дескриптивизм). <...> Глоссематика как целостное научное направление существует с начала 30-х до начала 50-х годов ХХ в. <...> Термин «глоссематика» был введен авторами научной теории для того, чтобы в самом названии обозначить своеобразие теоретических установок по сравнению с традиционной лингвистикой, методологическое сближение с дисциплинами математического цикла. <...> Основным источником своей теории представители датского структурализма считали учение Ф. де Соссюра. <...> В языке выделяются два плана: план выражения – звуковая, графическая или какая-либо другая оболочка выражения мысли, план содержания – вся масса смысла, выражаемая в языке. <...> При анализе единиц плана выражения копенгагенцы опираются на фонологическую теорию Пражского лингвистического кружка. <...> Пражский лингвистический кружок (ПЛК) был организован известным чешским ученым Вилемом Матезиусом (1882–1945). <...> Пражский лингвистический кружок издавал с 1929 по 1939 г. серию «Труды Пражского лингвистического кружка», а с 1935 г. – журнал «Слово и словесность». <...> Пражские лингвисты своими предшественниками видели Б. де Куртенэ и Ф. де Соссюра. <...> От Ф. де Соссюра идет прежде всего осознание важности синхронного подхода к изучению языка, важности представления языка как структуры. <...> От Б. де Куртенэ были восприняты <...>
История_языкознания_XIX_-_первая_половина_ХХ_века_Хрестоматия_в_2-х_частях._Часть_2-я_(1).pdf
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ: ХIХ – 1-я пол. ХХ в. Часть 2 Хрестоматия 2-е издание, стереотипное Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология» Москва Издательство «Флинта» 2012
Стр.1
УДК 801 (091) ББК 81-93 И90 И90 История языкознания: ХIХ – 1-я половина ХХ в. [Электронный ресурс] : хрестоматия : в 2 ч. / сост., авт. коммент. и заданий д-р филол. наук З.И. Резанова.. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2012. – Ч. 2. – 279 с. ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.) ISBN 978-5-9765-1390-7 (Ч. 2) В хрестоматии представлены извлечения репрезентативных произведений собственно языковедческой и лингвофилософской проблематики ХIХ – первой половины ХХ в. Разделы хрестоматии предваряются авторскими введениями, в которых характеризуются отражаемые в соответствующем разделе этапы в развитии языкознания, научные направления и место представленных в разделе фрагментов научных трудов в общей парадигме знания соответствующей эпохи. Для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей. УДК 801 (091) ББК 81-93 ISBN 978-5-9765-1388-4 (Общ.) ISBN 978-5-9765-1390-7 (Ч. 2) © Издательство «Флинта», 2012
Стр.2
Оглавление Раздел 3. Языкознание первой половины ХХ в. ..................................................... 5 Предмет и методы исследования в языкознании первой половины ХХ в. ............... 5 3.1. Структурализм ..................................................................................................... 18 3.1.1. Датский структурализм. Глоссематика ................................................ 18 В. Брендаль Структуральная лингвистика ............................................................................... 18 Л. Ельмслев Понятие управления ............................................................................................. 26 Метод структурного анализа в лингвистике ...................................................... 28 Язык и речь ............................................................................................................ 34 3.1.2. Пражский лингвистический кружок .................................................... 38 Тезисы Пражского лингвистического кружка .................................................... 38 В. Скаличка Копенгагенский структурализм и «пражская школа» ....................................... 54 Б. Трнка и др. К дискуссии по вопросам структурализма ......................................................... 63 3.1.3. Американский структурализм. Дескриптивизм ................................. 77 Л. Блумфилд Ряд постулатов для науки о языке ....................................................................... 77 З. С. Херрис Метод в структуральной лингвистике ................................................................ 88 Вопросы для обсуждения ................................................................................... 106 3.2. Коммуникативно-функциональное направление ........................................ 108 В.Н. Волошинов Марксизм и философия языка. Основные проблемы социолингвистического метода в языке ............................................................ 108 Л. Bитгенштейн Философские исследования ............................................................................... 132 Вопросы для обсуждения ................................................................................... 152
Стр.3
3.3. Когнитивно-функциональное направление .................................................. 154 3.3.1. Сравнительно-исторические исследования ....................................... 154 Э. Бенвенист Общая лингвистика ............................................................................................ 154 3.3.2. Этнолингвистика, неогумбольдтианство ........................................... 179 Ф. Боас Введение к «Руководству по языкам американских индейцев» ..................... 179 Э. Сэпир Язык ..................................................................................................................... 191 Грамматист и его язык ....................................................................................... 215 Б. Уорф Отношение норм поведения и мышления к языку ........................................... 227 Л. Вайсгербер Родной язык и формирование духа ................................................................... 247 Вопросы для обсуждения ................................................................................... 276 Рекомендуемая литература ........................................................................................ 278
Стр.4