Культурные концепты как содержательная основа мира ценностей в языковом менталитете . <...> Национальнокультурные коннотации как способ воплощения мира ценностей в языковом менталитете . <...> Принципы формирования мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете . <...> Основные единицы мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете . <...> Все они — от В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни до А. <...> Одна из известнейших и проницательнейших философских интуиций В. фон Гумбольдта «Язык народа есть его дух» со време нем наполняется все большей и большей лингвистической опреде ленностью. <...> Как особое меж дисциплинарное направление, возникшее на стыке лингвистики, философии, культурологии, психологии, этнологии и других дис циплин в сфере наук о человеке, изучение языкового менталитета находится в русле так называемой антропоцентрической парадиг мы в современном лингвистическом знании. <...> Современный лингвистический антропоцентризм восходит к основополагающим идеям В. фон Гумбольдта (подробнее об исто риконаучных предпосылках этого направления в аспекте изуче ния языкового менталитета см. раздел 1.1. настоящего пособия). <...> Сепира и Б.Л. Уорфа, А.Ф. Лосева, Н.Д. Арутюнову и др.) к современной новомосковской школе кон цептуального анализа Анны А. Зализняк <...> Напротив того, смысло вые компоненты, которые входят в значение слов и выражений в форме непосредственных утверждений, могут быть предметом спо ра между разными носителями языка и тем самым не входят в об щий фонд представлений, формирующий языковую картину мира» [Зализняк, Левонтина, Шмелев 2005: 9]. <...> Какой подход к анализу языкового менталитета обосновывает сле дующее высказывание А.Д. Шмелева: «Точно так же мы не можем делать вывод, что для русской языковой картины мира характерно представление, согласно которому чувство любви неподвластно воле человека и рациональным соображениям, на основании та ких пословиц, как Любовь зла, полюбит <...>
Основы_изучения_языкового_менталитета.pdf
Т.Б. Радбиль
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЯЗЫКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА
Учебное пособие
4-е издание, стерелтипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 81(075.8)
ББК 81923
Р15
Радбиль Т.Б.
Р15
Основы изучения языкового менталитета [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / Т.Б. Радбиль. — 4-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2016. — 328 с.
ISBN 9785976507005
Учебное пособие включает обзор и систематизацию многочислен
ных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных про
блеме национального своеобразия языка и культуры, этнической и
культурной обусловленности взгляда на мир; знакомит читателя с са
мыми актуальными положениями лингвистического антропоцент
ризма и лингвистического когнитивизма, концептуального анализа
ключевых идей и др. В качестве иллюстративного материала привле
каются данные современных западных и восточных, а также древ
них языков.
Для студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарного цикла,
преподавателей, журналистов.
УДК 81(075.8)
ББК 81923
ISBN 9785976507005
© Радбиль Т.Б., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................................5
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................9
Вопросы и задания ...................................................................................................... 17
Литература .................................................................................................................. 18
Глава 1. ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК СПОСОБ ЖИТЬ,
ДУМАТЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ ......................................................................... 20
1.1. Историконаучные предпосылки изучения языкового
менталитета .................................................................................................. 23
1.2. Менталитет и языковой менталитет................................................... 47
1.3. Возможная стратификация языкового менталитета:
выделимость уровней и составных частей ....................................... 66
1.4. Языковой менталитет как инвариантновариантное
образование: диалектика стабильности и изменчивости............ 73
Вопросы и задания ...................................................................................................... 81
Литература .................................................................................................................. 84
Глава 2. О НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ЯЗЫКА
(ВЕРБАЛЬНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ).................................... 86
2.1. Антропоцентризм — фундаментальное свойство языка ............. 89
2.2. «Внутренняя форма языка» как фактор его национального
своеобразия ................................................................................................. 107
2.3. Национальная специфика лексической системы языка ........... 113
2.4. Национальная специфика грамматической системы языка ...... 132
Вопросы и задания .................................................................................................... 158
Литература ................................................................................................................ 161
Глава 3. ЗНАНИЕ О МИРЕ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ
(ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ) .................................................. 163
3.1. Проблема языковой концептуализации мира............................... 166
3.2. Языковая картина мира как содержательная основа
знания о мире в языковом менталитете ......................................... 173
3.3. Языковая мифологизация как способ интерпретации
знания о мире в языковом менталитете ......................................... 197
3.4. Основные единицы концептуальной системы этноса ............... 202
Вопросы и задания .................................................................................................... 218
Литература ................................................................................................................ 221
3
Стр.3
Глава 4. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ
МЕНТАЛИТЕТЕ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)...................... 223
4.1. Принципы формирования аксиологической сферы
в языковом менталитете ........................................................................ 226
4.2. Культурные концепты как содержательная основа
мира ценностей в языковом менталитете ....................................... 233
4.3. Национальнокультурные коннотации как способ
воплощения мира ценностей в языковом менталитете ............. 256
Вопросы и задания .................................................................................................... 266
Литература ................................................................................................................ 269
Глава 5. ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
СТЕРЕОТИПЫ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕ
(МОТИВАЦИОННОПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) .................. 271
5.1. Принципы формирования мотивационнопрагматической
сферы в языковом менталитете .......................................................... 274
5.2. Национальнокультурная обусловленность жизненных
установок и поведенческих стереотипов в языковом
менталитете ................................................................................................ 283
5.3. Основные единицы мотивационнопрагматической
сферы в языковом менталитете .......................................................... 291
Вопросы и задания .................................................................................................... 311
Литература ................................................................................................................ 313
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НАЧАЛА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ) ........................ 315
Вопросы и задания .................................................................................................... 324
Литература ................................................................................................................ 326
4
Стр.4