Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Основы изучения языкового менталитета (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторРадбиль Т. Б.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц328
ID244556
АннотацияУчебное пособие включает обзор и систематизацию многочисленных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме национального своеобразия языка и культуры, этнической и культурной обусловленности взгляда на мир; знакомит читателя с самыми актуальными положениями лингвистического антропоцентризма и лингвистического когнитивизма, концептуального анализа ключевых идей и др. В качестве иллюстративного материала привлекаются данные современных западных и восточных, а также древних языков.
Кому рекомендованоДля студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарного цикла, преподавателей, журналистов.
ISBN978-5-9765-0700-5
УДК81(075.8)
ББК81-923
Радбиль, Т.Б. Основы изучения языкового менталитета : учеб. пособие / Т.Б. Радбиль .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 328 с. — ISBN 978-5-9765-0700-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/244556 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Культурные концепты как содержательная основа мира ценностей в языковом менталитете . <...> Национальнокультурные коннотации как способ воплощения мира ценностей в языковом менталитете . <...> Принципы формирования мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете . <...> Основные единицы мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете . <...> Все они — от В. фон Гумбольдта и А.А. Потебни до А. <...> Одна из известнейших и проницательнейших философских интуиций В. фон Гумбольдта «Язык народа есть его дух» со време нем наполняется все большей и большей лингвистической опреде ленностью. <...> Как особое меж дисциплинарное направление, возникшее на стыке лингвистики, философии, культурологии, психологии, этнологии и других дис циплин в сфере наук о человеке, изучение языкового менталитета находится в русле так называемой антропоцентрической парадиг мы в современном лингвистическом знании. <...> Современный лингвистический антропоцентризм восходит к основополагающим идеям В. фон Гумбольдта (подробнее об исто риконаучных предпосылках этого направления в аспекте изуче ния языкового менталитета см. раздел 1.1. настоящего пособия). <...> Сепира и Б.Л. Уорфа, А.Ф. Лосева, Н.Д. Арутюнову и др.) к современной новомосковской школе кон цептуального анализа Анны А. Зализняк <...> Напротив того, смысло вые компоненты, которые входят в значение слов и выражений в форме непосредственных утверждений, могут быть предметом спо ра между разными носителями языка и тем самым не входят в об щий фонд представлений, формирующий языковую картину мира» [Зализняк, Левонтина, Шмелев 2005: 9]. <...> Какой подход к анализу языкового менталитета обосновывает сле дующее высказывание А.Д. Шмелева: «Точно так же мы не можем делать вывод, что для русской языковой картины мира характерно представление, согласно которому чувство любви неподвластно воле человека и рациональным соображениям, на основании та ких пословиц, как Любовь зла, полюбит <...>
Основы_изучения_языкового_менталитета.pdf
Т.Б. Радбиль ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА Учебное пособие 4-е издание, стерелтипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 1
Стр.1
УДК 81(075.8) ББК 81923 Р15 Радбиль Т.Б. Р15 Основы изучения языкового менталитета [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т.Б. Радбиль. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 328 с. ISBN 9785976507005 Учебное пособие включает обзор и систематизацию многочислен ных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных про блеме национального своеобразия языка и культуры, этнической и культурной обусловленности взгляда на мир; знакомит читателя с са мыми актуальными положениями лингвистического антропоцент ризма и лингвистического когнитивизма, концептуального анализа ключевых идей и др. В качестве иллюстративного материала привле каются данные современных западных и восточных, а также древ них языков. Для студентов, магистрантов, аспирантов гуманитарного цикла, преподавателей, журналистов. УДК 81(075.8) ББК 81923 ISBN 9785976507005 © Радбиль Т.Б., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................................5 ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................9 Вопросы и задания ...................................................................................................... 17 Литература .................................................................................................................. 18 Глава 1. ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК СПОСОБ ЖИТЬ, ДУМАТЬ И РАЗГОВАРИВАТЬ ......................................................................... 20 1.1. Историконаучные предпосылки изучения языкового менталитета .................................................................................................. 23 1.2. Менталитет и языковой менталитет................................................... 47 1.3. Возможная стратификация языкового менталитета: выделимость уровней и составных частей ....................................... 66 1.4. Языковой менталитет как инвариантновариантное образование: диалектика стабильности и изменчивости............ 73 Вопросы и задания ...................................................................................................... 81 Литература .................................................................................................................. 84 Глава 2. О НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ЯЗЫКА (ВЕРБАЛЬНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ).................................... 86 2.1. Антропоцентризм — фундаментальное свойство языка ............. 89 2.2. «Внутренняя форма языка» как фактор его национального своеобразия ................................................................................................. 107 2.3. Национальная специфика лексической системы языка ........... 113 2.4. Национальная специфика грамматической системы языка ...... 132 Вопросы и задания .................................................................................................... 158 Литература ................................................................................................................ 161 Глава 3. ЗНАНИЕ О МИРЕ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ (ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ) .................................................. 163 3.1. Проблема языковой концептуализации мира............................... 166 3.2. Языковая картина мира как содержательная основа знания о мире в языковом менталитете ......................................... 173 3.3. Языковая мифологизация как способ интерпретации знания о мире в языковом менталитете ......................................... 197 3.4. Основные единицы концептуальной системы этноса ............... 202 Вопросы и задания .................................................................................................... 218 Литература ................................................................................................................ 221 3
Стр.3
Глава 4. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕТЕ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)...................... 223 4.1. Принципы формирования аксиологической сферы в языковом менталитете ........................................................................ 226 4.2. Культурные концепты как содержательная основа мира ценностей в языковом менталитете ....................................... 233 4.3. Национальнокультурные коннотации как способ воплощения мира ценностей в языковом менталитете ............. 256 Вопросы и задания .................................................................................................... 266 Литература ................................................................................................................ 269 Глава 5. ЖИЗНЕННЫЕ УСТАНОВКИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В ЯЗЫКОВОМ МЕНТАЛИТЕ (МОТИВАЦИОННОПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) .................. 271 5.1. Принципы формирования мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете .......................................................... 274 5.2. Национальнокультурная обусловленность жизненных установок и поведенческих стереотипов в языковом менталитете ................................................................................................ 283 5.3. Основные единицы мотивационнопрагматической сферы в языковом менталитете .......................................................... 291 Вопросы и задания .................................................................................................... 311 Литература ................................................................................................................ 313 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (ЯЗЫКОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ НАЧАЛА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ) ........................ 315 Вопросы и задания .................................................................................................... 324 Литература ................................................................................................................ 326 4
Стр.4