ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ ПРЕШОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ПРЕШОВЕ (СЛОВАКИЯ) КАФЕДРА РУСИСТИКИ И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНА МАСАРИКА В БРНО (ЧЕХИЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СБОРНИК СТАТЕЙ Сургут 2014 1 УДК 80(08) ББК 80р30я431 Ф 54 Рецензенты: Корычанкова Симона, PhDr, Ph.D., Mgr., заведующая кафедрой русского языка и литературы педагогического факультета университета им. <...> Масарика (Брно, Чехия) Ларкович Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент, декан филологического факультета Сургутского государственного педагогического университета (Сургут, Россия) Редакционная коллегия: Гололобов Евгений Ильич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, проректор по науке Сургутского государственного педагогического университета Ганущак Николай Васильевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Парфёнова Нина Никифоровна, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета (ответственный редактор) Зворыгина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета Ф 54 Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве : сб. статей Международ. науч. интернет-конф., проходившей в рамках <...>
Филологическое_образование_в_российско-европейском_образовательном_пространстве.pdf
УДК 80(08)
ББК 80р30я431
Ф 54
Рецензенты:
Корычанкова Симона, PhDr, Ph.D., Mgr.,
заведующая кафедрой русского языка и литературы
педагогического факультета университета им. Масарика (Брно, Чехия)
Ларкович Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, доцент,
декан филологического факультета
Сургутского государственного педагогического университета (Сургут, Россия)
Редакционная коллегия:
Гололобов Евгений Ильич, доктор исторических наук, доцент, профессор
кафедры социально-гуманитарных дисциплин, проректор по науке
Сургутского государственного педагогического университета
Ганущак Николай Васильевич, кандидат филологических наук,
заведующий кафедрой филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета
Парфёнова Нина Никифоровна, доктор филологических наук, профессор
кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета
Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент
кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета (ответственный редактор)
Зворыгина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент
кафедры филологического образования и журналистики
Сургутского государственного педагогического университета
Ф 54 Филологическое образование в российско-европейском образовательном пространстве :
сб. статей Международ. науч. интернет-конф., проходившей в рамках года науки и культуры
Россия-ЕС, 10–12 апр. 2014 г. / ГОУ ВПО ХМАО–Югры [редкол. : Гололобов и др. (отв. ред.)
Е.И. Бреусова]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 222, [1] с.
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
ISBN 978-5-93190-325-5
В сборник включены доклады Международной научной интернет-конференции «Филологическое
образование в российско-европейском образовательном пространстве», проходившей в рамках Года науки
и культуры Россия-ЕС. Разделы сборника отражают основные направления работы конференции, в рамках
которой обсуждались вопросы филологии и филологического образования как консолидирующего фактора
формирования российско-европейского образовательного пространства, взаимоотношения языков, литератур,
культур, этносов в условиях полиэтничности и мультикультурного пространства.
Сборник адресован специалистам в области филологии, культурологии, методики преподавания филологических
дисциплин, учителям-словесникам, а также аспирантам, магистрантам и студентам филологических
и социально-гуманитарных специальностей.
В издании справочный аппарат, аутентичность и точность цитат, имён, названий и иных сведений,
а также соблюдение законов об интеллектуальной собственности находятся в сфере ответственности авторов.
УДК 80(08)
ББК 80р30я431
ISBN 978-5-93190-325-5
2
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
АВТОРСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «ВЕЧНЫХ» СМЫСЛОВ
В РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Березина Т.Ю. Пантеистическая традиция западноевропейской культуры
в ранней лирике А.С. Хомякова ......................................................................................................................... 5
Галян С.В. «Польский вопрос» в творчестве Державина и Тютчева ...................................................... 8
Дронова О.А. Мотив пути в романе Альфреда Дёблина «Берлин Александерплац» ............................. 12
Ермаковская Т.А. Лексико-семантический анализ компонентов микрополя красного цвета
в творчестве Б.К. Зайцева ................................................................................................................................... 16
Ольховская Ю.И. Любовь как составляющая картины мира в дневнике М.М. Пришвина .................. 19
Фёдорова О.А. Эстетика С.П. Шевырева в контексте философских исканий любомудров .................. 23
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
Давыдова А.В. Проблема сохранения национального мира в лирике Ю. Вэлла ....................................... 26
Зензеря И.В. Обращение как средство адресации в поэтическом тексте ................................................... 31
Козубенко Л.Н. Образная палитра повестей М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят», «Щедрый вечер» ...... 36
Кутьева М.В. В ‘кривых’ и ‘правдивых’ зеркалах взаимоотражений:
об одном цветочном мотиве в испанской и русской поэзии символизма ...................................................... 40
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА В ОНТОГЕНЕЗЕ
Бреусова Е.И. О современной письменной коммуникации (онтологический подход) .......................... 46
Ковтун А.А. О деривационной памяти многозначных религиозных лексем .......................................... 50
Курулёнок А.А., Чудак Т.А. Специфика дивергентно-конвергентных преобразований
в русской исторической фонетике ..................................................................................................................... 56
Сафонова Н.Н. Компрессивное словообразование в современном русском языке ............................... 61
Сицына-Кудрявцева А.Н. Антропоцентрические факторы, влияющие
на перемещение лексических единиц в пределах языковой нормы ............................................................... 64
Танчинец М.И. Социокультурные предпосылки варьирования
фонетической системы английского языка ....................................................................................................... 69
ЯЗЫК КАК ОРУДИЕ СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Глушенкова С.В. Специфика русской сокращенной формы имени
в коммуникативном и прагматическом аспекте ............................................................................................... 73
Катермина В.В. Язык как отражение культуры народа ........................................................................... 76
Коваленко Р.В. Выражение концепта PEACE посредством метафоры в английском языке ................. 79
Кожевникова И.Н. Лингвокультурологический анализ культурной коннотации
диалектных единиц в речи жителей г. Куйбышева Новосибирской области ................................................ 82
Летючая Л.П. Оценка как элемент языковой картины мира: возможности глаголов русского языка
в плане порождения оценочных дериватов .................................................................................................................. 85
Тырышкина Е.А. Концептуальная картина мира и художественный мир
литературного произведения (на примере культурной оппозиции жизнь – смерть) .................................. 89
Щербакова Н.Н. Полисемия и омонимия: проблема разграничения ...................................................... 91
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ЭТНОСА
Арбатская О.А. Некоторые особенности употребления сленговой лексики
в современных текстах и дискурсах .................................................................................................................. 93
Бернацкая А.А. Исторические корни лингвоэкологии в истории философии ....................................... 98
Буянова Л.Ю. Национальный язык как этнокультурный код социума:
лингвоконфессиональный аспект ...................................................................................................................... 103
Дронова Н.П. Особенности концептуализации пространства
в немецкой языковой картине мира XVI в. ....................................................................................................... 106
Dudeva B.D. Teaching medical students how to formulate de nitions in english ......................................... 111
Завершинская Е.А. Слово и тело как движущие силы развития культуры ............................................ 113
Исламова Ю.В. Отражение социальной информации
в ойконимии Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры ............................................................................... 116
3
Стр.3
Кржижова К. Кальки с компонентом «вод-» в русском языке ................................................................ 120
Парфёнова Н.Н. Топонимия и этнонимия ХМАО-Югры:
межэтническое и межъязыковое взаимодействие ............................................................................................ 124
Письменная О.А. Словообразовательный аспект в анализе концепта жизнь
(на материале русского языка) ........................................................................................................................... 126
Пшеор М. «Под большим вопросом». Значение языковой картины мира
в межкультурном общении ................................................................................................................................. 128
Руднева О.В. Фрейм «русский пейзаж» как сегмент национальной картины мира
(на материале малой прозы И.А. Бунина) ......................................................................................................... 131
Самойлова А.В. Категория времени в русском и английском языках:
лингвокультурологические особенности .......................................................................................................... 134
Федосова О.В. Понятие «любовь» в испанской концептуальной картине мира.
Его актуализация в языке и речи ....................................................................................................................... 138
Чумичева Н.В. Динамика концептосферы в среде вынужденных мигрантов на Кубани ...................... 143
Шульга Е.П. Русский язык как фактор трансформации этнической идентичности
(на примере славянских диаспор Киргизии) .................................................................................................... 148
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ
Бирова И. Сопоставление коннотативных значений имён
в обучении переводу болгарских русистов-магистрантов .............................................................................. 154
Марченко Н.Н. Особенности и причины возникновения ошибок при изучении немецкого языка
как иностранного русскоязычными студентами .............................................................................................. 158
Саболова Д. Сопоставительное изучение отдельных лексических единиц
экономической сферы ......................................................................................................................................... 163
Ушакова О.Г. К вопросу о предикативах с оценочной семантикой в компаративном плане
(на примере русского и чешского языков) ........................................................................................................ 167
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ
Бушев А.Б. Языковые феномены политического медиадискурса ............................................................ 170
Зворыгина О.И. Языковые маркеры психологического пространства
русской литературной сказки ............................................................................................................................. 174
Зотова В.А., Кучерявых Ю.Н. Культурно-языковые особенности функционирования рекламы
в России и Испании ............................................................................................................................................ 178
Норлусенян В.С. Прагматика иноязычных эвфемизмов в текстах современной прозы ........................ 181
Скляренко О.Б. Художественное пространство и время в рассказах Ингеборг Бахманн ..................... 183
ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ.
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Гаврилов В.В. Анализ концептуального пространства текста как форма организации работы
по развитию культуры речи студентов вузов .................................................................................................... 187
Кожокарь О.П. Формирование у студентов педагогического вуза понятийного мышления
при составлении тематических и предметных тезаурусов ............................................................................. 192
Кравченко Е.В. Развитие творческого потенциала студентов-филологов
в ходе педагогической практики ........................................................................................................................ 196
Ларкович Е.Д. Развитие произвольного внимания младших школьников
посредством формирования метапредметных действий на уроках русского языка ..................................... 200
Ларкович М.Е. Особенности дополнительных коррекционно-развивающих программ
обучения русскому языку детей-инофонов ...................................................................................................... 203
Савчук О.Г. Эффективные способы формирования навыков письменной речи ..................................... 206
Санникова И.Р. Особенности результативности профессионально ориентированного
обучения английскому языку студентов педагогического вуза ...................................................................... 210
Сироткина Т.А. Этнонимика как одна из составляющих регионального компонента образования ... 215
Хардина В.В. Методы и формы продуктивного обучения на уроках литературы
(на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») ..................................................................... 218
Сведения об авторах ......................................................................................................................................... 220
4
Стр.4