ISBN 978-5-9765-0994-8 В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности его развития, представлена система лексико-семантической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе их обучения родному (русскому) языку. <...> Осознанное планирование и проведение педагогом лексической работы в системе развития речи детей требует от них знания как общих закономерностей речевого онтогенеза, так и закономерностей овладения лексикой родного языка. <...> Развитие лексикона ребенка рассматривается в двух аспектах: лингвистическом и методическом. <...> Лингвистическое описание процесса лексического развития ребенка включает характеристику единиц детского лексикона (прежде всего их содержательной стороны) в динамике от раннего возраста до десяти-одиннадцати лет и основных тенденций развития семантической структуры слова в сознании ребенка, анализ типичных для детей ошибок лексического характера, в которых ярко проявляются особенности функционирования их лексикона. <...> Раскрытие особенностей организации педагогического процесса, направленного на овладение детьми лексикой родного языка, с опорой на понимание лингвистических закономерностей развития детского лексикона должно способствовать повышению уровня теоретико-методической подготовки будущих педагогов. <...> Материал пособия, в котором обобщены данные психологических, психолингвистических, лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей, восполняет недостаточное освещение теоретических аспектов проблемы развития лексикона ребенка в учебной литературе, адресованной будущим педагогам дошкольного образования и начальной школы. <...> Пособие поможет формированию у студентов 1) представлений о процессе речевого онтогенеза и его основных закономерностях <...>
Развитие_лексикона_ребенка.pdf
С.В. Плотникова
РАЗВИТИЕ
ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Министерства образования и науки РФ в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 050700 Педагогика
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 81'233(075.8)
ББК 81-5+88.8я73
П39
Р е ц е н з е н т
д-р филол. наук, проф. кафедры теоретической и прикладной лингвистики
лингвистического факультета ГОУ ВПО МГОУ О.И. Максименко
П39
Плотникова С.В.
Развитие лексикона ребенка [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / С.В. Плотникова. – 3-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2018. – 224 с.
ISBN 978-5-9765-0994-8
В пособии обобщены данные психологических, психолингвистических,
лингвистических и лингвометодических исследований лексикона детей,
описаны особенности лексикона детей разного возраста и основные закономерности
его развития, представлена система лексико-семантической
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в процессе
их обучения родному (русскому) языку.
Для студентов, обучающихся по направлению «Педагогика» (профили
«Речевое дошкольное образование», «Начальное образование»), а также
по специальностям «Педагогика и методика дошкольного образования» и
«Педагогика и методика начального образования».
УДК 81'233(075.8)
ББК 81-5+88.8я73
ISBN 978-5-9765-0994-8
© Плотникова С.В., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...............................................................................................................4
Глава 1. ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ И РЕЧЬЮ В ОНТОГЕНЕЗЕ ........8
1.1. Язык. Речь. Языковая способность ................................................8
1.2. Детская речь как объект лингвистического изучения .......... 22
1.3. Этапы речевого онтогенеза ............................................................. 34
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКОНА РЕБЕНКА .......................... 50
2.1. Лексикон ребенка как предмет изучения .................................. 50
2.2. Методы изучения лексикона ребенка ......................................... 66
2.3. Начальный детский лексикон ....................................................... 90
2.4. Развитие лексического значения в сознании ребенка ........ 103
2.5. Овладение производным словом.
Детское словотворчество .............................................................. 122
2.6. Усвоение семантики многозначного слова ............................. 139
2.7. Лексические ошибки в речи детей ............................................. 153
Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ
НАД СЛОВАРЕМ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ЕГО РАЗВИТИЯ ................................................................................ 171
3.1. Общее содержание и принципы организации
лексико-семантической работы в процессе обучения
родному языку .................................................................................. 171
3.2. Методика лексико-семантической работы с детьми
дошкольного возраста .................................................................... 186
3.3. Методика лексико-семантической работы
с младшими школьниками ........................................................... 199
Стр.3