И.Н. Пасечная, С.В. Скоморохова, С.В. Юртаев КУЛЬТУРА РЕЧИ (аспекты порождения высказывания) Учебное пособие •ФЛИНТА• С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев И. Н. <...> Пасечная, КУЛЬТУРА РЕЧИ (аспекты порождения высказывания) 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 Пасечная И. Н., Скоморохова С. В., Юртаев С. В. <...> Культура речи (аспекты порождения высказывания) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев; под ред. <...> К тому же толкование речи дополняется понятиями «сверхъязыковой остаток», «речевой акт». <...> Все то, что в звучании речи является случайным, побочным или дополнительным с точки зрения языка как важнейшего средства общения людей, принадлежит «сверхъязыковому остатку». <...> Однако в науках, имеющих прикладное значение, при определении речи имеется в виду деятельностная сущность этого явления. <...> 1.2 Деятельностная сущность речи Деятельностная сущность явления под названием «речь» выражена в словах А. И. Смирницкого, В. А. Звегинцева. <...> Сопоставим два фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», иллюстрирующие наглядно различия форм речи. <...> Предмет речи рассматривается как часть более широкого явления с присущими для него признаками. <...> Первая часть этого определения подходит для предложений, в которых формы именительного падежа выражают различные предметы речи, вторая – для предложений, в которых формы именительного падежа выражают один и тот же предмет речи. <...> Система членов предложения, по мнению В. А. Белошапковой, включает в себя члены предложения, участвующие и не участвующие в создании предикативной основы. <...> Члены предложения, участвующие в создании предикативной основы, по своей функции делятся на члены предложения, несущие в себе предикативные категории, и члены предложения, не несущие предикативных категорий. <...> Члены предложения, не участвующие в создании предикативной основы, подразделяются на «члены предложения, участвующие в создании «номинативного <...>
Культура_речи._Аспекты_порождения_высказывания.pdf
Министерство образования и науки
российской Федерации
Фгбоу впо «оренбургский государственный
университет»
орский гуМанитарно-технологический институт
И.Н. Пасечная
С.В. Скоморохова
С.В. Юртаев
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Аспекты порождения высказывания
учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
издательство «Флинта»
2019
1
Стр.1
удк 811.161.1(075.8)
ббк 81.2рус-923
п19
реценз ент ы:
д-р пед. наук, проф. кафедры русской классической литературы
и методики преподавания литературы Фгбоу впо «оренбургский
государственный педагогический университет» Беньковская Т.Е.;
д-р филол. наук, проф., зам. директора института русского языка
им. в.в. виноградова российской академии наук Каленчук М.Л.
п19
Пасечная И.Н.
культура речи. аспекты порождения высказывания
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / и.н. пасечная, с.в.
скоморохова, с.в. Юртаев; под ред. с.в. Юртаева. — 3-е изд.,
стер. — М. : Флинта, 2019. — 157 c.
ISBN 978-5-9765-1646-5
учебное пособие ориентировано на совершенствование речевых
возможностей будущих бакалавров, заключающееся в расширении
знаний об уникальном средстве взаимодействия людей
по обмену информацией. Материалы пособия позволяют глубже
осознать этот процесс с точки зрения позитивных качеств речевого
высказывания, соблюдения принятых в обществе носителей
русского языка норм употребления его средств. пособие содержит
информацию о подготовке речевого сообщения, о правилах
речевого поведения.
для студентов нефилологического профиля подготовки в бакалавриате.
удк
811.161.1(075.8)
ббк 81.2рус-923
ISBN 978-5-9765-1646-5
© издательство «Флинта», 2014
2
Стр.2
содерЖание
Введение .......................................................................................................................... 4
Глава 1. РЕЧЬ: зНАЧЕНИЕ ТЕРмИНА
1.1. истолкование понятия «речь» в лингвистике ............................................ 7
1.2. деятельностная сущность речи ........................................................................ 8
Вопросы и задания .......................................................................................................15
Глава 2. РИТоРИЧЕСКИй АСПЕКТ РЕЧИ
2.1. работа над содержанием речи .........................................................................16
2.2. расположение речевого материала ...............................................................20
2.3. выражение мыслей .............................................................................................24
2.4. текст — произведение письменной речи .....................................................31
2.5. публичное выступление ...................................................................................40
Вопросы и задания .......................................................................................................42
Глава 3. ФУНКцИоНАЛЬНыЕ СТИЛИ языКА В РЕЧИ
3.1. сущность функционального стиля языка ..................................................43
3.2. книжные стили языка .......................................................................................50
3.2.1. научный стиль .........................................................................................50
3.2.2. официально-деловой стиль ................................................................63
3.2.3. публицистический стиль .....................................................................83
3.2.4. литературно-художественный стиль ...............................................94
3.3. разговорный стиль языка .................................................................................98
Вопросы и задания .....................................................................................................105
Глава 4. НоРмАТИВНый АСПЕКТ РЕЧИ
4.1. понятие литературной нормы ......................................................................107
4.2. нарушения лексических и грамматико-стилистических
норм в речи ..........................................................................................................112
4.2.1. лексические ошибки .............................................................................112
4.2.2. Морфологические трудности .............................................................123
4.2.3. сложности в построении словосочетаний, предложений .......138
Вопросы и задания .....................................................................................................152
Библиография ...........................................................................................................154
3
Стр.3