Д.Б. Никуличева КАК НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Лингвистические и психологические стратегии полиглотов Учебно-методическое пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 81'243(075.8) ББК 81.2-9 Н65 Утверждено к печати Учреждением Российской академии наук Институтом языкознания РАН Рукопись книги поддержана грантом РГНФ 08-04-938-04/к по подготовке научно-популярных изданий Реценз ен ты: д-р филол. наук, профессор Н.В. Уфимцева (Институт языкознания РАН); д-р филол. наук, профессор Е.В. Бирюкова (Московский гуманитарный педагогический институт); канд. филол. наук, профессор М.Я. Цвиллинг (Московский государственный лингвистический университет) Н65 Никуличева Д.Б. <...> Как найти свой путь к иностранным языкам : лингвистические и психологические стратегии полиглотов: [Электронный ресурс] учеб.-метод. пособие / Д.Б. Никуличева. <...> Книга содержит важные практические рекомендации и упражнения по выработке эффективных стратегий обучения в сфере постановки задач, мотивации, ввода языковой информации, исправления ошибок, преодоления школьных страхов и барьеров в изучении языков. <...> Работая с чисто языковыми упражнениями, построенными на англоязычном материале, читатель получит материал для изучения самого себя, собственных ресурсов, собственных моделей наиболее эффективного обучения, собственного умения активизировать свои визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и кинестетические (сенсорные) способности запоминания. <...> Я впервые встретилась с ней в 1991 году и с тех пор неоднократно сотрудничала с ней как переводчик ее многочисленных семинаров в России по психотерапии, психологии бизнеса, коучингу и по экспертному моделированию. <...> По своей сути, экспертное моделирование – это один из ключевых моментов многих направлений в практической психологии. <...> Основа экспертного моделирования – это конструктивная психология ресурсности. <...> Такой опыт есть у каждого человека, и связан он с его прошлыми <...>
Как_найти_свой_путь_к_иностранным_языкам_лингвистические_и_психологические_стратегии_полиглотов_.pdf
Д.Б. Никуличева
КАК НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ
К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Лингвистические и психологические
стратегии полиглотов
Учебно-методическое пособие
7-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Москва
Стр.1
УДК 81'243(075.8)
ББК 81.2-9
Н65
Учреждением Российской академии наук
Институтом языкознания РАН
Утверждено к печати
Рукопись книги поддержана грантом РГНФ 08-04-938-04/к
по подготовке научно-популярных изданий
Рец енз ен т ы:
д-р филол. наук, профессор Н.В. Уфимцева
(Институт языкознания РАН);
(Московский государственный лингвистический университет)
(Московский гуманитарный педагогический институт);
канд. филол. наук, профессор М.Я. Цвиллинг
д-р филол. наук, профессор Е.В. Бирюкова
Н65
Никуличева Д.Б.
Как найти свой путь к иностранным языкам :
лингвистические и психологические стратегии полиглотов
[Электронный ресурс] :
Никуличева. – 7-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. — 304 с.
учеб.-метод. пособие / Д.Б.
ISBN 978-5-9765-0827-9
В книге предлагается целостная новаторская методика изучения
иностранных языков. Объединен огромный экспериментальный материал
исследования стратегий изучения языков разными людьми, даны комментарии
этих наблюдений с точки зрения современной лингвистики.
Книга содержит важные практические рекомендации и упражнения по выработке
эффективных стратегий обучения в сфере постановки задач, мотивации,
ввода языковой информации, исправления ошибок, преодоления
школьных страхов и барьеров в изучении языков. Читатель узнает, как
научиться эффективным методикам запоминания и речевого поведения,
как расширить свои творческие способности и как получать удовольствие
от каждого занятия иностранным языком.
Для изучающих иностранные языки и преподавателей.
УДК 81'243(075.8)
ББК 81.2-9
ISBN 978-5-9765-0827-9
© Никуличева Д.Б., 2011
© Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. Что это за книга? ..................................................................................... 3
Глава 1. Работа с ограничивающими убеждениями в изучении
иностранных языков ...................................................................................................... 8
ТИПЫ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
(«НЕГАТИВНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»)
В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ............................ 10
■ Приравнивание субъективного восприятия ситуации
объективной реальности ............................................................................... 10
■ «Причинно-следственная ловушка» – готовность заранее
оправдать неудачу ............................................................................................ 14
■ Драматизация ошибок .................................................................................... 18
■ «Чтение мыслей» – привычка ожидать от собеседника негативную
реакцию .............................................................................................................. 21
ПОСТУЛАТЫ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО
ИЗЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................ 27
■ «Карта мира не есть его территория» .......................................................... 28
■ «Каждый человек имеет все необходимые ресурсы
для достижения цели, если цель правильно сформулирована» ........... 32
■ «Человек делает наилучший выбор из возможных для него
в данный момент» ............................................................................................ 35
■ «Поражений нет, есть обратная связь» ....................................................... 37
■ «Вселенная дружественна» ............................................................................ 43
Глава 2. Работа с постановкой цели в изучении языка ...................................... 47
■ Модель S.M.A.R.T. ........................................................................................... 48
■ Модель SMART PEA ....................................................................................... 52
Глава 3. Моделирование ресурсного речевого поведения ................................ 65
ЭКСПЕРИМЕНТ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РЕСУРСНОГО
РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ.................................................................................... 66
■ Таблица моделирования ресурсных состояний в общении
на иностранном языке (в изучении иностранного языка) ................... 69
■ Разбор результатов эксперимента по моделированию
ресурсного речевого поведения. Case studies ........................................... 72
298
■ «Навешивание ярлыков» – привычка к негативным определениям
себя и других...................................................................................................... 12
Стр.298
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОТЛИЧИЯ СОСТОЯНИЙ РЕСУРСНОГО
И НЕРЕСУРСНОГО ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ........... 77
■ Фокусировка внимания ................................................................................. 77
■ Внутренний аудиальный комментарий ..................................................... 88
Глава 4. Моделирование стратегий полиглотов ................................................... 95
ПОЛИГЛОТЫ ПРОШЛОГО .................................................................................. 95
■ Путь Гумбольдта .............................................................................................. 96
■ Путь Вамбери ................................................................................................... 98
■ Путь Шлимана ................................................................................................ 101
ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИГЛОТОВ – НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ ................. 106
■ Моделирование стратегий Поуля Дженьюлуса ..................................... 107
■ Моделирование стратегий Сергея Халипова ......................................... 110
МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОЛИГЛОТА ............ 119
■ Иерархическая организация структуры личности ................................ 119
■ Пирамида личности полиглота ................................................................. 125
■ История Катарины Крель ............................................................................ 136
Глава 5. Активизация аудиальных стратегий в изучении иностранных
языков ............................................................................................................................. 148
ПОЧЕМУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОИЗНОШЕНИЕ? ........................................ 152
АУДИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИГЛОТОВ ..............................................162
МОДЕЛИ И ФАКТЫ ЯЗЫКА: НЕМНОГО ОБ АНГЛИЙСКИХ
ПРАВИЛАХ ЧТЕНИЯ ........................................................................................166
ЧЕТЫРЕ ТИПА АНГЛИЙСКОЙ ИНТОНАЦИИ .........................................172
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЙ ПОНИМАНИЯ ИНОСТРАННОЙ
РЕЧИ НА СЛУХ ...................................................................................................175
■ Вхождение в режим слушания ................................................................... 176
■ Развитие навыков понимания высказывания на слух ......................... 178
■ Развитие навыка прогнозирования последующих реплик
и понимания смысла сообщения в целом ............................................... 181
■ Развитие навыков общей «подготовки понимания» ............................ 189
Глава 6. Развитие визуальных стратегий в изучении иностранных языков.
Работа с лексикой ........................................................................................................ 192
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ РОДНОГО ЯЗЫКА ............................................ 194
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИГЛОТОВ ............................................. 197
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И ЗАПОМИНАНИЕ ЛЕКСИКИ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ .............................................................................200
■ Метод создания словесных сетей .............................................................. 203
299
Стр.299
■ Метод ассоциаций: «левополушарные» и «правополушарные»
ассоциации ...................................................................................................... 207
■ Метод мультисенсорного ввода информации ....................................... 211
ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СТРАТЕГИЙ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ ........................................................215
■ Стадия первичного ввода новой информации ...................................... 218
■ Стадия закрепления новой информации в памяти .............................. 220
■ Стадия организации доступа к ранее усвоенной языковой
информации ................................................................................................... 230
СТАДИАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ................................................236
■ Дифференциация лексических стратегий на разных стадиях
изучения языка .............................................................................................. 237
Глава 7. Работа с грамматикой ................................................................................. 244
О ТРЕХ ТИПАХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ, ТРЕБУЮЩИХ
РАЗЛИЧНЫХ СТРАТЕГИЙ УСВОЕНИЯ ..................................................... 245
■ Грамматические факты ................................................................................ 245
■ Грамматические модели ............................................................................... 257
■ Грамматические варианты .......................................................................... 273
РИТМИКО-МЕЛОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УСВОЕНИЯ
ГРАММАТИКИ .................................................................................................... 275
Глава 8. Стратегии полиглотов и интенсивные методики изучения
иностранных языков: в поисках стратегий обучения, созвучных
работе мозга ................................................................................................................... 282
■ Обучение, созвучное работе мозга ........................................................... 284
■ Вместо заключения ....................................................................................... 291
Литература ...................................................................................................................... 294
Стр.300