К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева ВЗАИМОСВЯЗИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 821.0(072) ББК 74.268.3 Н30 Под ред. <...> Н30 Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе [Электронный ресурс] : кн. для учителя / К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева ; под ред. <...> В ней дается очерк изучения произведений русской и зарубежной литератур XIX–XX вв. в школах России, рассматриваются особенности восприятия учащимися художественных произведений, предлагаются материалы для сопоставления произведений иностранной, русской и национальных литератур России, изучаемых на уроках и факультативных занятиях. <...> Материалы по сопоставлению отечественной и зарубежной классики в старших классах . <...> Выявление стилистического своеобразия авторского текста (Материалы к урокам теоретиколитературного осмысления индивидуально4 5 творческой манеры зарубежных писателей ХХ столетия) . <...> Первая глава книги «Обращение к зарубежной классике в процессе школьного изучения литературы» прослеживает пути взаимосвязанного изучения отечественной и зарубежной классики в школах России на протяжении двух веков ХIX и ХХ. <...> Вторая глава «Знакомство учащихся с произведениями иностранной классики и особенности ее восприятия» демонстрирует своеобразие эмоционально-эстетического восприятия и логического осмысления учащимися произведений зарубежных писателей, выявляет сходство и различие этого процесса относительно произведений отечественной и зарубежной литератур. <...> Третья глава «Взаимосвязанное изучение русской и зарубежной литератур в средней школе» знакомит учителя с этапами развития мирового литературного процесса. <...> В разделах главы представлены материалы по сопоставлению русской и зарубежной литератур в средних и старших классах (Пушкин Шекспир, Лермонтов Байрон, Гоголь Бальзак, Чехов Мопассан, Достоевский Драйзер, «Песнь о Роланде» «Слово о полку <...>
Взаимосвязи_отечественной_и_зарубежной_литератур_в_школьном_курсе.pdf
К.М. Нартов, Н.В. Лекомцева
ВЗАИМОСВЯЗИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУР
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 821.0(072)
ББК 74.268.3
Н30
Под ред. Л.Г. Нартовой и Н.А. Ремизовой
Нартов К.М.
Н30
Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в
школьном курсе [Электронный ресурс] : кн. для учителя / К.М. Нартов,
Н.В. Лекомцева ; под ред. Л.Г. Нартовой. – 5-е изд., стер. –
М. : ФЛИНТА, 2018. – 334 с.
ISBN 978-5-89349-510-2
Книга посвящена проблеме взаимосвязей отечественной и зарубежной
литератур. В ней дается очерк изучения произведений русской и
зарубежной литератур XIX–XX вв. в школах России, рассматриваются
особенности восприятия учащимися художественных произведений,
предлагаются материалы для сопоставления произведений
иностранной, русской и национальных литератур России, изучаемых на
уроках и факультативных занятиях.
Для учителей средней школы и студентов педагогических вузов.
УДК 821.0(072)
ББК 74.268.3
ISBN 978-5-89349-510-2
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
4. Материалы по сопоставлению отечественной
и зарубежной классики в старших классах ............ 127
Выявление типологических схождений
русской и зарубежной классики ......................... 127
Реализм русской и зарубежной литератур ......... 130
Выявление контактных связей русской
и зарубежной классики ........................................ 160
Глава IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЗАИМОСВЯЗАННОГО
ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУР В НАЦИОНАЛЬНЫХ
ШКОЛАХ РОССИИ ............................ 190
1. Ознакомление учащихся с художественноэстетическими
направлениями в литературе
ХХ века ....................................................................... 190
Модернизм и авангард ......................................... 191
Символизм ............................................................. 199
Экспрессионизм ................................................... 205
Футуризм ............................................................... 210
Экзистенциализм .................................................. 217
Неомифологизм .................................................... 220
Постмодернизм ..................................................... 224
2. Проблемно-содержательный анализ
произведений сходной тематики ............................. 227
Антитоталитарный роман на Западе
и в России ............................................................. 227
Антивоенная тема в мировой и отечественной
литературе ХХ âåêà............................................... 232
3. Изучение произведений со сходным мифологическим
сюжетом (Материалы
для сопоставления) .................................................... 242
Архетип античного мифа в литературе
народов мира (îáðàç Ïðîìåòåÿ) ......................... 242
«Вечные образы» в структуре литературного
мифа (На примере произведений
из мировой фаустианы) ....................................... 249
4. Выявление стилистического своеобразия авторского
текста (Материалы к урокам теоретиколитературного
осмысления индивидуально4
Стр.4
творческой манеры зарубежных писателей
ХХ ñòîëåòèÿ) .............................................................. 260
5. Изучение зарубежной лирики с опорой на оригинальные
тексты и их переводы на языки
народов России .......................................................... 276
«Пленяясь звучным именем Шекспира...»
(Материалы к урокам по сонетной ëèðèêå) ..... 276
«И только песни нам останутся от шквала...
»
(Материалы по лирике Адама Мицкевича
и российских ïîýòîâ) ........................................... 287
«Ëþáîâü и свобода вот âñå, что мне íàäî!..»
(Материалы по лирике Ø. Ïåòåôè) ................... 304
Послесловие. О Ê.Ì. Нартове ....................................................... 315
Библиография ................................................................................ 318
5
Стр.5