Ж.Н. Маслова КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ●ФЛИНТА● Ж.Н. Маслова КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Монография Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 81’42 ББК 81.2-7 М31 Рецензенты : д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» М.Н. Макеева; д-р филол. наук, проф. кафедры начального языкового и литературного образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» И.А. Тарасова Маслова Ж.Н. <...> ISBN 978-5-9765-1498-0 Монография посвящена изучению поэтического текста и языка в рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. <...> Поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и комплексно исследуется в контексте филологических и психологических теорий. <...> Поэтическая картина мира как ментальная основа хранения и передачи эмоционально-эстетического опыта. <...> Разграничение понятий поэтическая картина мира и поэтическая модель мира. <...> Процессы категоризации и формирование категорий в поэтической картине мира. <...> Процессы категоризации и категории в поэтической картине мира. <...> Уникальность поэтического языка свидетельствует о существовании особых ментальных структур, позволяющих человеку продуцировать художественные образы, особого концептуального содержания, актуального для поэтического дискурса, межконцептуальных связей и механизмов формирования художественного смысла. <...> Общая цель предложенных классификаций, методики когнитивного анализа поэтического текста заключается в том, чтобы в рамках когнитивной поэтики заложить основы концепции творческого языкового сознания, создать методологическую основу когнитивного изучения художественного текста. <...> Межконцептуальные связи, возникающие в сознании человека, характеризуются скорее такими качествами, как множественность, одновременность и сосуществование. <...> Подходы к изучению картины <...>
Когнитивная_концепция_поэтической_картины_мира.pdf
Ж.Н. Маслова
КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 81’42
ББК 81.2-7
М31
Рецензенты :
д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой иностранных языков
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный
технический университет» М.Н. Макеева;
д-р филол. наук, проф. кафедры начального языкового и литературного
образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского» И.А. Тарасова
Маслова Ж.Н.
Когнитивная концепция поэтической картины мира [Электронный ресурс]:
монография / Ж.Н. Маслова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА,
2017. – 420 с.
ISBN 978-5-9765-1498-0
Монография посвящена изучению поэтического текста и языка в
рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. Поэтическая картина
мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и
комплексно исследуется в контексте филологических и психологических
теорий. В книге представлено описание структурных и содержательных характеристик
поэтической картины мира, описание механизмов формирования
поэтического смысла и механизмов его репрезентации в языке поэтического
текста, метаконцептов; предложены авторская типология и валентная
модель художественного концепта, авторская классификация когнитивных
стратегий творческого освоения мира, авторская методика лингвокогнитивного
анализа поэтического текста. Исследование выполнено на материале
русскоязычных и англоязычных поэтических текстов. Данная работа представляет
собой попытку создания фундаментальной методологической основы
для когнитивного изучения поэтического текста и поэтического творчества.
Монография
адресована когнитологам, лингвистам, литературоведам,
преподавателям и аспирантам филологических специальностей, а также специалистам
в области изучения художественного текста.
УДК 81’42
ББК 81.2-7
ISBN 978-5-9765-1498-0
© Маслова Ж.Н., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................7
Глава I.
ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ
КОГНИТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ...............................................10
§ 1. Концепция картины мира как моделирование позиции
субъекта по отношению к миру. .............................................................10
1.1. Подходы к изучению картины мира в лингвистике....................14
1.2. Языковая картина мира как доступ к изучению содержания
концептуальной картины мира. ............................................................16
§ 2. Подходы к осмыслению статуса языка художественного текста
и художественной реальности. ...............................................................22
2.1. Проблема определения ментальной основы художественного
творчества. Художественная картина мира. ........................................26
§ 3. Поэтическая картина мира как ментальная основа хранения и
передачи эмоционально-эстетического опыта.....................................29
3.1. Теоретические предпосылки исследования поэтической
картины мира в области современного гуманитарного знания. ......31
3.2. Теоретические предпосылки исследования поэтической
картины мира в области психологического знания............................33
3.3. Теоретические предпосылки исследования поэтической
картины мира в области литературоведческого и лингвистического
знания. ...........................................................................................................42
3.4. Разграничение понятий поэтическая картина мира и
поэтическая модель мира. .........................................................................47
§ 4. Структурная организация знания в поэтической
картине мира...............................................................................................49
4.1. Компоненты знания в поэтической картине мира.......................50
4.2. Когнитивные стратегии взаимодействия систем «Я», «МИР» в
3
Стр.3
поэтической картине мира..............................................................................54
4.3. Метаконцепты поэтической картины мира...........................................59
§ 5. Художественный (поэтический) концепт как структурная единица
поэтической картины мира..............................................................................74
5.1. Подходы к изучению концепта................................................................75
5.2. Лингвистические подходы к художественному концепту..................82
5.3. Разграничение понятий художественный образ и художественный
концепт...............................................................................................................85
5.4. Лингвистические типологии художественных концептов..................90
5.5. Структурные модели художественного концепта..............................107
§ 6. Процессы категоризации и формирование категорий в поэтической
картине мира...................................................................................................118
6.1. Категоризация на уровне поэтического дискурса..............................120
6.2. Категоризация на уровне поэтического текста...................................112
6.3. Категоризация на уровне поэтического языка....................................125
§ 7. Поэтический текст как форма языковой репрезентации
концептуального содержания поэтической картины мира.....................133
7.1. Подходы к изучению текста...................................................................133
7.2. Подходы к изучению художественного и поэтического текста........138
§ 8. Факторы, определяющие специфику поэтического текста..............145
8.1. Различение смысла и информативности в поэтическом тексте......145
8.2. Смысл и значение.......................................................................................149
8.3. Пути формирования смысла и информативности в поэтическом
тексте....................................................................................................................155
§ 9. Когнитивный анализ как метод исследования репрезентации
поэтической картины мира в языке поэтического текста.......................162
9.1. Подходы к анализу поэтического текста..............................................162
9.2. Анализ когнитивной основы текста как метод исследования
языковой репрезентации поэтической картины мира.............................168
4
Стр.4
Глава II.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЯЗЫКЕ
ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.................................................................175
§ 1. Принцип селективности при отборе концептуального
содержания в поэтической модели мира. Метаконцепты...............178
1.1. Функционирование Метаконцепта ЦЕННОСТЬ и
Метаконцепта ПОЭТИЧЕСКОЕ..........................................................179
1.2. Функционирование Метаконцепта НОРМА...............................206
1.3. Функционирование Метаконцепта
ЗНАКОВОЕ ОТСУТСТВИЕ..................................................................210
§ 2. Процессы концептуализации и репрезентация концептуального
содержания в поэтической картине мира...........................................213
2.1. Репрезентация звукоритмических концептов в языке
поэтического текста................................................................................214
2.2. Репрезентация предметных концептов в языке поэтического
текста.........................................................................................................220
2.3. Репрезентация процессуально-относительных концептов в
языке поэтического текста....................................................................235
2.4. Репрезентация событийных концептов в языке поэтического
текста.........................................................................................................241
2.5. Репрезентация концепта-впечатления в языке поэтического
текста.........................................................................................................255
2.6. Репрезентация иконических концептов
в поэтическом тексте..............................................................................261
§ 3. Принцип структурного валентного взаимодействия
художественных концептов...................................................................267
§ 4. Процессы категоризации и категории в поэтической картине
мира............................................................................................................280
4.1. Категории поэтического дискурса.................................................281
4.2. Категории поэтического текста.....................................................291
4.3. Категории поэтического языка.....................................................296
5
Стр.5
§ 5. Реализация методики анализа когнитивной основы поэтического
текста как способа исследования.................................................................311
5.1. Конфигурирующий уровень.................................................................312
5.2. Уровень перспективы...........................................................................322
5.3. Уровень отношения................................................................................331
5.4. Уровень силы-движения.........................................................................334
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................353
Список использованной научной литературы..........................................363
Приложение.....................................................................................................413
Стр.6