Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Когнитивная концепция поэтической картины мира (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМаслова Ж. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц420
ID244433
АннотацияМонография посвящена изучению поэтического текста и языка в рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. Поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и комплексно исследуется в контексте филологических и психологических теорий. В книге представлено описание структурных и содержательных характеристик поэтической картины мира, описание механизмов формирования поэтического смысла и механизмов его репрезентации в языке поэтического текста, метаконцептов; предложены авторская типология и валентная модель художественного концепта, авторская классификация когнитивных стратегий творческого освоения мира, авторская методика лингвокогнитивного анализа поэтического текста. Исследование выполнено на материале русскоязычных и англоязычных поэтических текстов. Данная работа представляет собой попытку создания фундаментальной методологической основы для когнитивного изучения поэтического текста и поэтического творчества.
Кому рекомендованоМонография адресована когнитологам, лингвистам, литературоведам, преподавателям и аспирантам филологических специальностей, а также специалистам в области изучения художественного текста.
ISBN978-5-9765-1498-0
УДК81’42
ББК81.2-7
Маслова, Ж. Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира : монография / Ж. Н. Маслова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 420 с. : ил. — Библиогр.: с. 363-412 .— ISBN 978-5-9765-1498-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244433 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ж.Н. Маслова КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ●ФЛИНТА● Ж.Н. Маслова КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Монография Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 81’42 ББК 81.2-7 М31 Рецензенты : д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» М.Н. Макеева; д-р филол. наук, проф. кафедры начального языкового и литературного образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» И.А. Тарасова Маслова Ж.Н. <...> ISBN 978-5-9765-1498-0 Монография посвящена изучению поэтического текста и языка в рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. <...> Поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и комплексно исследуется в контексте филологических и психологических теорий. <...> Поэтическая картина мира как ментальная основа хранения и передачи эмоционально-эстетического опыта. <...> Разграничение понятий поэтическая картина мира и поэтическая модель мира. <...> Процессы категоризации и формирование категорий в поэтической картине мира. <...> Процессы категоризации и категории в поэтической картине мира. <...> Уникальность поэтического языка свидетельствует о существовании особых ментальных структур, позволяющих человеку продуцировать художественные образы, особого концептуального содержания, актуального для поэтического дискурса, межконцептуальных связей и механизмов формирования художественного смысла. <...> Общая цель предложенных классификаций, методики когнитивного анализа поэтического текста заключается в том, чтобы в рамках когнитивной поэтики заложить основы концепции творческого языкового сознания, создать методологическую основу когнитивного изучения художественного текста. <...> Межконцептуальные связи, возникающие в сознании человека, характеризуются скорее такими качествами, как множественность, одновременность и сосуществование. <...> Подходы к изучению картины <...>
Когнитивная_концепция_поэтической_картины_мира.pdf
Ж.Н. Маслова КОГНИТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017
Стр.1
УДК 81’42 ББК 81.2-7 М31 Рецензенты : д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» М.Н. Макеева; д-р филол. наук, проф. кафедры начального языкового и литературного образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» И.А. Тарасова Маслова Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира [Электронный ресурс]: монография / Ж.Н. Маслова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 420 с. ISBN 978-5-9765-1498-0 Монография посвящена изучению поэтического текста и языка в рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. Поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и комплексно исследуется в контексте филологических и психологических теорий. В книге представлено описание структурных и содержательных характеристик поэтической картины мира, описание механизмов формирования поэтического смысла и механизмов его репрезентации в языке поэтического текста, метаконцептов; предложены авторская типология и валентная модель художественного концепта, авторская классификация когнитивных стратегий творческого освоения мира, авторская методика лингвокогнитивного анализа поэтического текста. Исследование выполнено на материале русскоязычных и англоязычных поэтических текстов. Данная работа представляет собой попытку создания фундаментальной методологической основы для когнитивного изучения поэтического текста и поэтического творчества. Монография адресована когнитологам, лингвистам, литературоведам, преподавателям и аспирантам филологических специальностей, а также специалистам в области изучения художественного текста. УДК 81’42 ББК 81.2-7 ISBN 978-5-9765-1498-0 © Маслова Ж.Н., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................7 Глава I. ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОБЪЕКТ КОГНИТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ...............................................10 § 1. Концепция картины мира как моделирование позиции субъекта по отношению к миру. .............................................................10 1.1. Подходы к изучению картины мира в лингвистике....................14 1.2. Языковая картина мира как доступ к изучению содержания концептуальной картины мира. ............................................................16 § 2. Подходы к осмыслению статуса языка художественного текста и художественной реальности. ...............................................................22 2.1. Проблема определения ментальной основы художественного творчества. Художественная картина мира. ........................................26 § 3. Поэтическая картина мира как ментальная основа хранения и передачи эмоционально-эстетического опыта.....................................29 3.1. Теоретические предпосылки исследования поэтической картины мира в области современного гуманитарного знания. ......31 3.2. Теоретические предпосылки исследования поэтической картины мира в области психологического знания............................33 3.3. Теоретические предпосылки исследования поэтической картины мира в области литературоведческого и лингвистического знания. ...........................................................................................................42 3.4. Разграничение понятий поэтическая картина мира и поэтическая модель мира. .........................................................................47 § 4. Структурная организация знания в поэтической картине мира...............................................................................................49 4.1. Компоненты знания в поэтической картине мира.......................50 4.2. Когнитивные стратегии взаимодействия систем «Я», «МИР» в 3
Стр.3
поэтической картине мира..............................................................................54 4.3. Метаконцепты поэтической картины мира...........................................59 § 5. Художественный (поэтический) концепт как структурная единица поэтической картины мира..............................................................................74 5.1. Подходы к изучению концепта................................................................75 5.2. Лингвистические подходы к художественному концепту..................82 5.3. Разграничение понятий художественный образ и художественный концепт...............................................................................................................85 5.4. Лингвистические типологии художественных концептов..................90 5.5. Структурные модели художественного концепта..............................107 § 6. Процессы категоризации и формирование категорий в поэтической картине мира...................................................................................................118 6.1. Категоризация на уровне поэтического дискурса..............................120 6.2. Категоризация на уровне поэтического текста...................................112 6.3. Категоризация на уровне поэтического языка....................................125 § 7. Поэтический текст как форма языковой репрезентации концептуального содержания поэтической картины мира.....................133 7.1. Подходы к изучению текста...................................................................133 7.2. Подходы к изучению художественного и поэтического текста........138 § 8. Факторы, определяющие специфику поэтического текста..............145 8.1. Различение смысла и информативности в поэтическом тексте......145 8.2. Смысл и значение.......................................................................................149 8.3. Пути формирования смысла и информативности в поэтическом тексте....................................................................................................................155 § 9. Когнитивный анализ как метод исследования репрезентации поэтической картины мира в языке поэтического текста.......................162 9.1. Подходы к анализу поэтического текста..............................................162 9.2. Анализ когнитивной основы текста как метод исследования языковой репрезентации поэтической картины мира.............................168 4
Стр.4
Глава II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЯЗЫКЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.................................................................175 § 1. Принцип селективности при отборе концептуального содержания в поэтической модели мира. Метаконцепты...............178 1.1. Функционирование Метаконцепта ЦЕННОСТЬ и Метаконцепта ПОЭТИЧЕСКОЕ..........................................................179 1.2. Функционирование Метаконцепта НОРМА...............................206 1.3. Функционирование Метаконцепта ЗНАКОВОЕ ОТСУТСТВИЕ..................................................................210 § 2. Процессы концептуализации и репрезентация концептуального содержания в поэтической картине мира...........................................213 2.1. Репрезентация звукоритмических концептов в языке поэтического текста................................................................................214 2.2. Репрезентация предметных концептов в языке поэтического текста.........................................................................................................220 2.3. Репрезентация процессуально-относительных концептов в языке поэтического текста....................................................................235 2.4. Репрезентация событийных концептов в языке поэтического текста.........................................................................................................241 2.5. Репрезентация концепта-впечатления в языке поэтического текста.........................................................................................................255 2.6. Репрезентация иконических концептов в поэтическом тексте..............................................................................261 § 3. Принцип структурного валентного взаимодействия художественных концептов...................................................................267 § 4. Процессы категоризации и категории в поэтической картине мира............................................................................................................280 4.1. Категории поэтического дискурса.................................................281 4.2. Категории поэтического текста.....................................................291 4.3. Категории поэтического языка.....................................................296 5
Стр.5
§ 5. Реализация методики анализа когнитивной основы поэтического текста как способа исследования.................................................................311 5.1. Конфигурирующий уровень.................................................................312 5.2. Уровень перспективы...........................................................................322 5.3. Уровень отношения................................................................................331 5.4. Уровень силы-движения.........................................................................334 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................353 Список использованной научной литературы..........................................363 Приложение.....................................................................................................413
Стр.6