Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История языкознания в текстах и лицах (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторЛыкова Н. Н.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц192
ID244415
АннотацияВ учебном пособии представлены фрагменты произведений языковедов китайской, индийской и греко-латинской лингвистической традиции. История изучения языка прослеживается с помощью трудов философов и языковедов, принадлежащих к разным школам, направлениям, национальным традициям. Пособие содержит ряд практических заданий и контрольных вопросов, способствующих формированию у студентов навыков самостоятельной работы с первоисточниками и теоретической литературой.
Кому рекомендованоДля студентов языковых и филологических факультетов и вузов; может быть востребовано магистрантами, обучающимися по направлению «Лингвистика», и аспирантами языковедческих специальностей.
ISBN978-5-9765-0920-7
УДК80/81(075.8)
ББК81я73
Лыкова, Н.Н. История языкознания в текстах и лицах : учеб. пособие / Н.Н. Лыкова .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 192 с. : ил. — ISBN 978-5-9765-0920-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244415 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Н. Лыкова История языкознания в текстах и лицах Учебное пособие 2-е изданпие, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 УДК 80/81(075.8) ББК 81я73 Л88 Л88 Лыкова Н.Н. <...> История языкознания в текстах и лицах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Н. Лыкова. <...> Лунь юй Цзы-лу спросил: – Вэйский правитель намеревается привлечь вас к управлению [государством]. <...> Именно поэтому Цзы-лу стал расспрашивать Конфуция о том, что он сделает прежде всего, если вэйский правитель возьмет его на службу. <...> Так, вэйский правитель Чу Гун-чжэ, к которому приехал Конфуций, не был законным правителем, поскольку управление Вэй завещалось Лин-гуном не ему, а Ину – сыну Лин-гуна. <...> Таково учение о том, что то и это взаимно порождают друг друга. <...> Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение о идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия). <...> Элемент – неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово. <...> Ведь и у животных есть неделимые звуки, но ни одного из них я не называю элементом. <...> Сумма теологии По закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все наше познание берет исток в чувственных восприятиях (Сумма теол., I, q. <...> <.> Следует, однако, знать, что и абстрагированное знание можно понимать двояко: в одном смысле это знание чего-то абстрагированного от множества единичных вещей, и тогда абстрагированное знание есть не что иное, как знание чего-то общего, что можно абстрагировать от множества вещей. <...> Если же общее есть истинное качество, существующее в душе как ее субъект (subjective), что можно считать вероятным, то придется согласиться, что постигнуть общее можно интуитивно и что если таким образом понимать абстрагированное знание, то одно и то же знание будет в одно и то же время интуитивным и абстрагированным. <...> <.> Абстрагированное же знание – это знание, посредством которого нельзя с очевидностью <...>
История_языкознания_в_текстах_и_лицах.pdf
Н.Н. Лыкова История языкознания в текстах и лицах Учебное пособие 2-е изданпие, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016
Стр.1
УДК 80/81(075.8) ББК 81я73 Л88 Л88 Лыкова Н.Н. История языкознания в текстах и лицах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Н. Лыкова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 192 с. ISBN 978-5-9765-0920-7 В учебном пособии представлены фрагменты произведений языковедов китайской, индийской и греко-латинской лингвистической традиций. История изучения языка прослеживается с помощью трудов философов и языковедов, принадлежащих к разным школам, направлениям, национальным традициям. Пособие содержит ряд практических заданий и контрольных вопросов, способствующих формированию у студентов навыков самостоятельной работы с первоисточниками и теоретической литературой. Для студентов языковых и филологических факультетов и вузов; может быть востребовано магистрантами, обучающимися по направлению «Лингвистика», и аспирантами языковедческих специальностей. УДК 80/81(075.8) ББК 81я73 ISBN 978-5-9765-0920-7 © Лыкова Н.Н., 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ......................................................................................................................6 1. Китайская и индийская языковедческая мысль ...........................................9 Конфуций .....................................................................................................................9 Лао-цзы .......................................................................................................................10 Чжуан-цзы .................................................................................................................11 Ригведа ........................................................................................................................12 Задания и вопросы ..................................................................................................16 2. Лингвофилософская и грамматическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме ......................................................................................18 Гераклит ......................................................................................................................18 Демокрит ...................................................................................................................19 Протагор .....................................................................................................................20 Платон .........................................................................................................................21 Аристотель ................................................................................................................24 Эпикур и эпикурейцы ............................................................................................30 Диоген из Эноанды .................................................................................................32 Тит Лукреций Кар ..................................................................................................32 Диодор Сицилийский ...........................................................................................34 Диоген Вавилонский .............................................................................................35 Хрисипп .....................................................................................................................36 Дионисий Фракиец ................................................................................................37 Секст Эмпирик ........................................................................................................38 Марк Теренций Варрон ........................................................................................39 Элий Донат ...............................................................................................................41 Присциан ....................................................................................................................42 Задания и вопросы ..................................................................................................43 3. Теория языка в Средние века .............................................................................44 Боэций ........................................................................................................................44 Исидор Севильский ...............................................................................................45 Алкуин ........................................................................................................................46 Пьер Абеляр .............................................................................................................48 Фома Аквинский .....................................................................................................50 Уильям Оккам ..........................................................................................................52 Модисты ....................................................................................................................56 Задания и вопросы ..................................................................................................59 3
Стр.3
4. Всеобщая и рациональная грамматика ..........................................................60 Антуан Арно и Клод Лансло ................................................................................60 Задания и вопросы ..................................................................................................63 5. Сравнительно-историческое языкознание ....................................................64 Расмус Раск ..............................................................................................................64 Франц Бопп ..............................................................................................................66 Якоб Гримм ................................................................................................................70 Александр Христофорович Востоков .............................................................72 Задания и вопросы ..................................................................................................75 6. Вильгельм фон Гумбольдт ...................................................................................76 Задания и вопросы ..................................................................................................83 7. Натуралистическое и психологическое направления в историческом языкознании ...........................................................................84 Август Шлейхер ......................................................................................................84 Гейман Штейнталь .................................................................................................86 Задания и вопросы ..................................................................................................89 8. Александр Афанасьевич Потебня ....................................................................90 Задания и вопросы ..................................................................................................92 9. Младограмматизм ...................................................................................................93 Герман Остгоф и Карл Бругман ........................................................................93 Герман Пауль ...........................................................................................................95 Бертольд Дельбрюк ............................................................................................ 100 Задания и вопросы ............................................................................................... 100 10. Московская и Казанская школы языкознания ..................................... 101 Филипп Федорович Фортунатов .................................................................. 101 Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ .................................................... 105 Задания и вопросы ............................................................................................... 108 11. Фердинанд де Соссюр ...................................................................................... 109 Задания и вопросы ............................................................................................... 116 12. Неолингвистика .................................................................................................. 118 Джулиано Бонфанте ........................................................................................... 118 Задания и вопросы ............................................................................................... 123 4
Стр.4
13. Пражская лингвистическая школа ............................................................. 124 Тезисы Пражского лингвистического кружка .......................................... 124 Вилем Матезиус ................................................................................................... 125 Николай Сергеевич Трубецкой ...................................................................... 128 Богуслав Гавранек ............................................................................................... 132 Задания и вопросы ............................................................................................... 133 14. Копенгагенский структурализм ................................................................... 134 Луи Ельмслев ........................................................................................................ 134 Задания и вопросы ............................................................................................... 139 15. Американский структурализм ...................................................................... 140 Эдуард Сепир ........................................................................................................ 140 Леонард Блумфилд ............................................................................................. 145 Бенджамин Ли Уорф ......................................................................................... 149 Чарлз Карпентер Фриз ...................................................................................... 152 Ноам Хомский ....................................................................................................... 155 Юджин Алберт Найда ....................................................................................... 157 Задания и вопросы ............................................................................................... 160 16. Лондонская лингвистическая школа .......................................................... 161 Джон Руперт Фёрс .............................................................................................. 161 Задания и вопросы ............................................................................................... 165 17. Люсьен Теньер .................................................................................................... 166 Задания и вопросы ............................................................................................... 171 18. Эмиль Бенвенист ................................................................................................ 172 Задания и вопросы ............................................................................................... 184 Литература и принятые сокращения ................................................................... 185
Стр.5