Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКострова О. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц242
ID244360
АннотацияВ пособии впервые систематизируются экспрессивные свойства основных синтаксических единиц немецкого языка: словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого. В рамках предлагаемого подхода экспрессивность рассматривается как результат процессов метафоризации, метонимизации, импликации, обобщающего повторения, расчленения, включения, перемещения и метасимволизации.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033200 – иностранный язык
Кому рекомендованоДля студентов-германистов, изучающих курсы теоретической грамматики и стилистики, для преподавателей и аспирантов.
ISBN978-5-89349-556-0
УДК811.112.2(075.8)
ББК81.2Нем
Кострова, О.А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка : учеб. пособие / О.А. Кострова .— 4-е изд., испр. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 242 с. — ISBN 978-5-89349-556-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244360 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Риторичность словосочетания в персонально окрашенном письменном тексте . <...> Экспрессивные возможности простого предложения в разных типах текста . <...> Простое предложение в функции структурирования дискурса . <...> Декларативные предложения в диалогическом единстве: прямые и косвенные функции. <...> Когнитивнопрагматическая вариантность СПП с временными придаточными . <...> Сложное предложение в ситуации непосредственного общения . <...> Диалогическое единство как разновидность сложного синтаксического целого . <...> 6 Часть I НОРМАТИВНЫЙ И ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС Глава 1 Предмет и объект синтаксиса Синтаксис традиционно определяют как раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также средства свя зи, с помощью которых образуются указанные языковые едини цы. <...> Такие еди ницы получили разные названия: «сверхфразовое единство», 7 Предмет и объект синтаксиса «сложное синтаксическое целое», «текст». <...> Уже это свидетельству ет о том, что предмет и объект синтаксиса не могут оставаться закрытыми. <...> 8 Предмет и объект синтаксиса Итак, традиционное синтаксическое учение в германистике подводит к осознанию необходимости: • исследовать достаточное количество текстов с целью описа ния входящих в них единиц; • рассматривать эти единицы как определенный инструмента рий1 коммуникативной деятельности; • учитывать так называемые экстралингвистические факторы, в рамках которых осуществляется эта деятельность. <...> Таким образом, текст, а точнее минитекст, представляет собой одновременно и результат речевой деятель ности, принадлежащий языку, и дискурсивный процесс, принад лежащий речи. <...> Следовательно, объектом синтаксичес кого исследования должны быть (мини)тексты, понимаемые как языковые продукты и дискурсивные проявления. <...> Языковые предпочтения рас сматриваются, в свою очередь, как результат когнитивнопраг матического выбора синтаксических знаков в разных условиях порождения письменного <...>
Экспрессивный_синтаксис_современного_немецкого_языка.pdf
О.А. Кострова ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Учебное пособие 4-е издание, исправленное Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033200 – иностранный язык Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 811.112.2(075) ББК 81.2Нем К72 Р е ц е н з е н ты: Т.С. Глушак — докт. филол. наук, проф. (Минский лингвистический университет); А.И. Волокитина — канд. филол. наук, доц. (Самарский государственный университет); Ю.Е. Сорокин — канд. филол. наук, доц. (Самарский государственный педагогический университет) Кострова О.А. К72 Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М. : ФЛИНТА, 2021. — 243 с. ISBN 978-5-89349-556-0 В пособии впервые систематизируются экспрессивные свойства основных синтаксических единиц немецкого языка: словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого. В рамках предлагаемого подхода экспрессивность рассматривается как результат процессов метафоризации, метонимизации, импликации, обобщающего повторения, расчленения, включения, перемещения и метасимволизации. Для студентов-германистов, изучающих курсы теоретической грамматики и стилистики, для преподавателей и аспирантов. УДК 811.112.2(075) ББК 81.2Нем ISBN 978-5-89349-556-0 © Кострова О.А., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Предисловие к четвертому изданию...................................................................6 Оглавление К читателю.................................................................................................................7 Часть I. НОРМАТИВНЫЙ И ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС............8 Глава 1. Предмет и объект синтаксиса........................................................8 Глава 2. Принципы функционального описания синтаксиса.................................................................................................12 2.1. О функционировании синтаксического знака.........................12 2.2. Оперативный подход к исследованию синтаксических знаков.................................................................................................25 2.3. Экспрессивно-синтаксические значения: функционально-креативный аспект..........................................30 Часть II. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭСКПРЕССИВНОСИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННОГО НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА....................................41 Глава 3. Универсальные синтактико-стилистические средства.....................................................................................................43 3.1.Поверхностно-синтаксический уровень анализа.....................43 3.1.1. Размер синтаксических единиц..........................................43 3.1.2. Эллипсис..................................................................................50 3.2. Абстрактно-семантический уровень анализа..........................65 3.2.1. Словорасположение.............................................................65 3.2.2. Синтаксическая метафора..................................................74 3.3. Дискурсивный (идеализированно-прагматический) уровень анализа..............................................................................92 3.3.1. Прагматические вставки......................................................92 3.3.2. Синтаксические повторы....................................................96 Часть III. ТЕНДЕНЦИИ ДИСКУРСИВНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ СИНТАКТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ...................104 Глава 4. Дискурсивно предпочитаемые типы словосочетаний.....................................................................................105 4.1.Словосочетание в объективированном тексте.......................105
Стр.3
Оглавление 4.2. Риторичность словосочетания в персонально окрашенном письменном тексте ............................................ 106 4.3. Словосочетание в дискурсивном проявлении .................. 109 Глава 5. Экспрессивные возможности простого предложения в разных типах текста ............................................. 112 5.1. Простое предложение в объективированном тексте ................................................................................................ 112 5.2. Простое предложение в дискурсивном проявлении ..................................................................................... 115 5.2.1. Простое предложение в функции структурирования дискурса ...................................... 115 5.2.2. Декларативные предложения в диалогическом единстве: прямые и косвенные функции.............. 118 5.2.3. Интеррогативные предложения в дискурсивном проявлении ..................................... 122 5.2.4. Императивные предложения ...................................... 135 5.2.5. Экскламативные предложения .................................. 139 5.3. Простое предложение в персональноокрашенном тексте ................................................................................................ 144 5.3.1. Колингвистический способ персонализации предложения .................................................................... 145 5.3.2. Риторический способ персонализации предложения .................................................................... 152 Глава 6. Дискурсивно связанные типы сложных предложений........................................................................................... 165 6.1. Типы СПП в объективированной речи ................................ 173 6.1.1. Когнитивнопрагматическая вариантность СПП с временными придаточными ....................... 174 6.1.2. Когнитивнопрагматическая вариантность СПП с придаточными определительными .......... 176 6.2. Сложное предложение в ситуации непосредственного общения ................................................... 180 6.2.1. Типы и частотность сложных предложений в спонтанной речи.......................................................... 180 6.2.2. Экспрессивные функции придаточных предложений .................................................................... 181 6.3. Типы СПП в персональноокрашенной речи .................... 190 6.3.1. Когнитивнопрагматическая вариантность в СПП с придаточными причины ........................... 190 4
Стр.4
Оглавление 6.3.2. Экспрессивный потенциал других типов СПП..................................................................................... 192 6.3.3. Грамматическая недооформленность в сложных комплексах ................................................. 195 Глава 7. Дискурсивно предпочитаемые типы ССЦ ........................ 198 7.1. ССЦ с коммуникативной интенцией объективирования ....................................................................... 200 7.2. Диалогическое единство как разновидность сложного синтаксического целого ........................................ 203 7.3. ССЦ с коммуникативной интенцией личностного участия ............................................................................................. 208 Заключение ............................................................................................................ 213 Библиография ....................................................................................................... 215 Источники .............................................................................................................. 224 Предметный указатель ...................................................................................... 227 Терминологический словарь ........................................................................... 234 5
Стр.5