– – В монографии анализируется феномен аргументации, рассматриваемый не только как логико-философское или рационально-эвристическое явление, но и как имманентное свойство речевой коммуникации в целом, в том числе и в ее повседневном модусе. <...> Речевое общение как способ осуществления ориентирующего поведения 1.2.5. <...> Сравнительный анализ наиболее частотных ассоциатов в различных возрастных группах . <...> Виды и способы аргументативной организации речевого взаимодействия . <...> Норма, эталон, прототип как базовые категории когнитивно-языковой аргументации . <...> Взаимосвязь личностной аргументации с другими аспектами аргументативного процесса . <...> Языковая основа реализации аргументативной деятельности в повседневном речевом общении . <...> Именно индивидуальные и мгновенные проявления речевой деятельности человека говорящего являются ярким образцом неравновесных структур, где факторы Времени (и Пространства), Хаоса и Уникальности, сочетаясь, рождают свой, особенный порядок, который является свойством не каждого отдельного речевого произведения, но всей совокупности речевой практики в рамках определенного национально-лингвокультурного сообщества. <...> Данный способ организации обусловливает и множественность подходов, концепций, мнений относительно принципов, конституирующих упорядоченность хаоса речевой практики. <...> . Со временем в рамках дискурс-анализа были разработаны такие понятия, как коммуникативная компетенция умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение в соответствии с нормами социального взаимодействия, принятыми в конкретном этносе (Седов 2004), коммуникативная координация личностные особенности выстраивания отношений с партнером по коммуникации (Борисова 2001), речевой типаж квант переживаемого знания о типичном представителе общества, языковая личность, рассмотренная в аспекте типизированного лингвокультурного своеобразия коммуникативного поведения <...>
Аргументация_в_речевой_повседневности_.pdf
А.В. Колмогорова
АРГУМЕНТАЦИЯ
В РЕЧЕВОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Монография
3-е издание, стереотипное
Издательство «ФЛИНТА»
2021
1
Москва
Стр.1
УДК 81
ББК 81.2-5
К60
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензенты:
д-р фИЛОЛ. наук, проф. Костюшкина ЕМ.
д-р фИЛОЛ. наук, проф. Шкуропацкая М.Г.
Введение. Неолингвистика, или лингвистика повседневности
Глава I. Лингвистика и повседневность
К60
Колмогорова А-В.
Аргументация в речевой повседневности [Электронный
1.1. Повседневность как модус бытия
1.1.1. О статусе повседневности
ресурс] : монография / А.В. Колмогорова. — 3-е изд., стер. — М. :
ФЛИНТА, 2021. — 151 с.
В монографии анализируется феномен аргументации, рассматриваемый не
только как логико-философское или рационально-эвристическое явление, но и
как имманентное свойство речевой коммуникации в целом, в том числе и в ее
повседневном модусе. На обширном эмпирическом материале и с опорой на
результаты экспериментальной работы выятятся способы осущестления
аргументации в повседневном речевом общении, описываются характерные
особенности
речевого аргументативного поведения в различных возрастных группах.
УДК 81
ББК 81.2-5
I5ВN 978-5-9765-0804-О (Флинта)
ISBN 978-5-9765-0804-0
1.2. Речевое общение
1.2. 1. Речевое общение и коммуникация
1.2.2. Речевое общение и деятельность
1.2.3. К вопросу об объективности, субъективности
и интерсубъективности в парадигме философии
нестабильности
1.2.4. Речевое общение как способ осуществления
ориентирующего поведения
1.2.5. Ценностный аспект ориентирующей
деятельности общения
13
17
18
20
21
23
26
1.3. Языковое значение как структура знаний и опыта ......... 30
1.3.1. А что есть Смысл? (Биологический аспект) . ....... 30
1.3.2. А что есть Смысл? (Социальный аспект) . ........... 32
1.3.3. А что есть Смысл? (Лингвистический аспект) ...... 33
1.3.3.1. Смысл и значение языкового знака ......... 34
Глава II. Психологически реальное значение слова аргументировать в
русском языковом сознании ................................................... 42
2.1. Аргументировать в русской речевой практике:
пять коммуникативных установок
15ВN 978-5-9765-0804-О (Флинта)
I5ВN 978-5-02-034779-3 (Наука)
ISBN 978-5-9765-0804-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
© Колмоюрова А.В., 2009
© Изиательство «Флинта», 2009
2.2. Ассоциативное поле глагола аргументировать
в русском языковом сознании
3
43
54
6
12
12
12
1.1 .2. Конститутивные черты повседневности . .................. .
Стр.2
2.2.1. Экспериментальная основа исследования .......... 54
2.2.2. Сравнительный анализ наиболее частотных
ассоциатов в различных возрастных группах ..... 55
2.2.3. Сравнительный анализ периферийных групп
ассоциатов ..................................................... 57
Глава III. Виды и способы аргументативной организации
речевого взаимодействия .................................................. 64
3.1. Когнитивно-языковая аргументация ........................... 64
3.1.1. Ââåäåíèå: несколько примеров ......................... 64
3.1.2. Теория «аргументации в ÿçûêå» Î. Дюкро ........ 65
3.1.3. Íîðìà, ýòàëîí, прототип как базовые
категории когнитивно-языковой
аргументации ................................................. 67
3.2. Социально-речевая аргументация ............................... 72
3.2.1. Общие замечания ........................................... 72
3.2.2. Природа и функции социально-речевой
аргументации ................................................. 75
3.2.2.1. Феномен «потенциального òåêñòà» ....... 75
3.2.3. Социальный стереотип и аргументация ............. 77
3.2.4. Лингвистические маркеры социально-речевой
аргументации ................................................. 85
3.3. Экспериментальные основания гипотезы .................... 97
3.4. Личностная аргументация ........................................ 105
3.4.1. Взаимосвязь личностной аргументации
с другими аспектами аргументативного
процесса ...................................................... 109
3.5. Языковая основа реализации аргументативной
деятельности в повседневном речевом общении .......... 113
3.6. Жанровые формы речевого аргументативного
поведения в повседневном общении .......................... 118
3.6.1. К определению понятия «æàíð» ..................... 119
3.6.2. Экспериментальная работа ............................ 122
3.6.2.1. Типология форм речевого
аргументативного поведения ............... 123
4
5
3.6.2.2. Особенности эволюции форм
речевого аргументативного поведения
в процессе становления
коммуникативной компетенции
старших школьников и студентов ........ 127
Заключение ....................................................................................... 130
Библиография ................................................................................... 132
Стр.3