Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Словарь словообразовательных метафор русского языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКозинец С. Б.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц285
ID244326
АннотацияСловарь содержит лексикографическое описание производных слов с метафорической мотивацией – словообразовательных метафор. Словарная статья, включающая текстовые иллюстрации и гнездо слов, образованных от заглавного, дает представление о словообразовательной и семантической продуктивности слов с метафорической мотивацией.
Кому рекомендованоСловарь адресован в первую очередь филологам, составителям словарей, а также всем, интересующимся русским языком.
ISBN978-5-9765-1074-6
УДК811.161.1(038)
ББК81.2Рус-4
Козинец, С.Б. Словарь словообразовательных метафор русского языка / С.Б. Козинец .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 285 с. — ISBN 978-5-9765-1074-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/244326 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Словарь включает производные слова с метафорической (образной) словообразовательные метафоры1. <...> Переносное значение таких слов а) возникает в деривационном акте при изменении морфологической структуры слова (подноготная, чугунеть, разлапистый) и б) наследуется от производящего слова или фразеологизма (обезьянничать, очковтиратель). <...> Словообразовательная метафора (далее – СМ) обладает основными свойствами метафоры лексической – образностью и двуплановостью. <...> Прием буквализации еще одно доказательство ее существования, в этом случае производное слово будет мотивироваться прямым значением производящего. <...> Словообразовательная метафора может быть охарактеризована с точки зрения языковых функций, свойственных метафоре лексической. <...> Разграничение словообразовательных метафор и смежных явлений Итак, к словообразовательным метафорам мы относим производные, метафорическое значение которых а) возникает в деривационном акте при изменении морфологической структуры слова (сердце → бессердечный, цепь → цепенеть) и б) наследуется от производящего слова (попугай → попугайничать) или фразеологизма (драть шкуру → шкуродёр). <...> Метафорическая мотивация у подобных прилагательных всегда соседствует с метонимическим значением: мозговитый ‘умный, сообразительный’ (мозг как орган интеллектуальной деятельности) и синонимичное ему башковитый (башка как вместилище ума). <...> Е.В. Огольцева отмечает, что «у прилагательных данной модели преобладает не отраженная, а деривационная (то есть являющаяся результатом деривационного акта) деривационная образность является либо метафорическим значением, производным от прямого: водянистый ‘содержащий много воды’ (водянистый картофель) и ‘бесцветный’ (водянистые глаза), либо выражает компаративное значение: серебристый ‘цветом напоминающий серебро’ (серебристый иней), бархатистый, шелковистый и под., т.е. указывает на признак предмета не на прямую, а через сравнение <...>
Словарь_словообразовательных_метафор_русского_языка.pdf
С.Б. Козинец СЛОВАРЬ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТАФОР РУССКОГО ЯЗЫКА 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017
Стр.1
УДК 811.161.1(038) ББК 81.2Рус-4 К64 Р е ц е н з е н т ы : д-р филол. наук Л.В. Рацибурская; д-р филол. наук И.А. Тарасова Козинец С.Б. К64 Словарь словообразовательных метафор русского языка [Электронный ресурс] / С.Б. Козинец. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 285 с. ISBN 978-5-9765-1074-6 Словарь содержит лексикографическое описание производных слов с метафорической мотивацией – словообразовательных метафор. Словарная статья, включающая текстовые иллюстрации и гнездо слов, образованных от заглавного, дает представление о словообразовательной и семантической продуктивности слов с метафорической мотивацией. Словарь адресован в первую очередь филологам, составителям словарей, а также всем, интересующимся русским языком. УДК 811.161.1(038) ББК 81.2Рус-4 ISBN 978-5-9765-1074-6 © Издательство «ФЛИНТА», 2017 © Козинец С.Б., 2017
Стр.2
28 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………………………………………………. 3 Производные слова и образная мотивация………………………………….………….. 3 Разграничение словообразовательных метафор и смежных явлений…….……….…. 6 Способы возникновения словообразовательных метафор……........................……... 11 Структура словаря………………………..………………………………………………… 16 Условные сокращения………………………..…………………………………….…….... 25 Условные знаки...................................................................................................................... 26 Словарь…………………………………………………………………………………..….. 27 Алфавитный указатель………………………………………………………...…….….... 276
Стр.284