Словарь включает производные слова с метафорической (образной) словообразовательные метафоры1. <...> Переносное значение таких слов а) возникает в деривационном акте при изменении морфологической структуры слова (подноготная, чугунеть, разлапистый) и б) наследуется от производящего слова или фразеологизма (обезьянничать, очковтиратель). <...> Словообразовательная метафора (далее – СМ) обладает основными свойствами метафоры лексической – образностью и двуплановостью. <...> Прием буквализации еще одно доказательство ее существования, в этом случае производное слово будет мотивироваться прямым значением производящего. <...> Словообразовательная метафора может быть охарактеризована с точки зрения языковых функций, свойственных метафоре лексической. <...> Разграничение словообразовательных метафор и смежных явлений Итак, к словообразовательным метафорам мы относим производные, метафорическое значение которых а) возникает в деривационном акте при изменении морфологической структуры слова (сердце → бессердечный, цепь → цепенеть) и б) наследуется от производящего слова (попугай → попугайничать) или фразеологизма (драть шкуру → шкуродёр). <...> Метафорическая мотивация у подобных прилагательных всегда соседствует с метонимическим значением: мозговитый ‘умный, сообразительный’ (мозг как орган интеллектуальной деятельности) и синонимичное ему башковитый (башка как вместилище ума). <...> Е.В. Огольцева отмечает, что «у прилагательных данной модели преобладает не отраженная, а деривационная (то есть являющаяся результатом деривационного акта) деривационная образность является либо метафорическим значением, производным от прямого: водянистый ‘содержащий много воды’ (водянистый картофель) и ‘бесцветный’ (водянистые глаза), либо выражает компаративное значение: серебристый ‘цветом напоминающий серебро’ (серебристый иней), бархатистый, шелковистый и под., т.е. указывает на признак предмета не на прямую, а через сравнение <...>
Словарь_словообразовательных_метафор_русского_языка.pdf
С.Б. Козинец
СЛОВАРЬ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
МЕТАФОР
РУССКОГО ЯЗЫКА
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 811.161.1(038)
ББК 81.2Рус-4
К64
Р е ц е н з е н т ы :
д-р филол. наук Л.В. Рацибурская;
д-р филол. наук И.А. Тарасова
Козинец С.Б.
К64
Словарь словообразовательных метафор русского языка
[Электронный ресурс] / С.Б. Козинец. – 2-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2017. – 285 с.
ISBN 978-5-9765-1074-6
Словарь содержит лексикографическое описание производных
слов с метафорической мотивацией – словообразовательных
метафор. Словарная статья, включающая текстовые иллюстрации и
гнездо слов, образованных от заглавного, дает представление о
словообразовательной и семантической продуктивности слов с
метафорической мотивацией.
Словарь адресован в первую очередь филологам, составителям
словарей, а также всем, интересующимся русским языком.
УДК 811.161.1(038)
ББК 81.2Рус-4
ISBN 978-5-9765-1074-6
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
© Козинец С.Б., 2017
Стр.2
28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………………. 3
Производные слова и образная мотивация………………………………….………….. 3
Разграничение словообразовательных метафор и смежных явлений…….……….…. 6
Способы возникновения словообразовательных метафор……........................……... 11
Структура словаря………………………..………………………………………………… 16
Условные сокращения………………………..…………………………………….…….... 25
Условные знаки...................................................................................................................... 26
Словарь…………………………………………………………………………………..….. 27
Алфавитный указатель………………………………………………………...…….….... 276
Стр.284