Л.Г. Кайда КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОЭТИКА ТЕКСТА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 81'38 ББК 81-5 К15 Кайда Л.Г. К15 Композиционная поэтика текста [Электронный ресурс] : монография / Л.Г. Кайда. <...> ISBN 978-5-9765-0961-0 Эта монография является первым системным исследованием научных истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции. <...> Взгляд на то, что было исследовано с позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления современных теорий в развитии нового направления в филологии – композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей категории – «читатель и авторский подтекст». <...> Все куда проще: пришло время научно осмыслить тридцатипятилетний труд исследования проблем стилистики текста художественной и нехудожественной (документальной) словесности, в котором вначале преобладала газетная публицистика во всем своем жанровом многообразии. <...> Лингвистический подход к проблеме читателя, развитие научного статуса композиции в аспекте стилистики текста, разработка композиционного анализа и специальной методики декодирования подтекста и авторского «я» были новыми направлениями филологических исследований. <...> Развитие теории композиции отражает фило5 софию мышления и уровень знаний о сложнейшем явлении композиционно-речевой системы любого текста. <...> Это переосмысление вызвано также всем контекстом новых знаний о композиционной поэтике, коммуникативных возможностях текста и его антропоцентрической сущности, вбирающей в себя два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента – «читатель–авторский подтекст». <...> Если говорить более конкретно, речь идет о стилистических механизмах их проявления во всех видах текста, а именно это позволяет нам вести композиционный анализ. <...> Современный взгляд на текст как на систему в ее живом функционировании позволяет выявить лингвистическую эффективность композиционно-речевых <...>
Композиционная_поэтика_текста.pdf
Л.Г. Кайда
КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОЭТИКА ТЕКСТА
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «Флинта»
2016
Стр.1
УДК 81'38
ББК 81-5
К15
Кайда Л.Г.
К15
Композиционная поэтика текста [Электронный
ресурс] : монография / Л.Г. Кайда. – М. : Флинта, 2016.
– 403 с.
ISBN 978-5-9765-0961-0
Эта монография является первым системным исследованием
научных истоков формирования лингвистической эффективности любого
текста на уровне композиции. Взгляд на то, что было исследовано с
позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления
современных теорий в развитии нового направления в филологии –
композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей
категории – «читатель и авторский подтекст». Это наука о том, как быть
с текстом «на ты», а с его автором – в совместном творческом поиске.
Современное понимание коммуникативных возможностей текста и его
антропоцентрической сущности позволяет автору монографии говорить
о рождении композиционной поэтики текста как новой научной
дисциплины. Книга состоит из пяти глав, связанных между собой
логикой зарождения и развития теории композиционной поэтики текста.
Предпосланные каждой из них смысловые «звонки» читателю призваны
настроить его на целостное восприятие проблемы.
Для студентов и аспирантов филологических факультетов
университетов, факультетов журналистики, а также филологов широкого
профиля.
УДК 81'38
ББК 81-5
ISBN 978-5-9765-0961-0
© Кайда Л.Г., 2016
© Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора . ...........................................................................................................................5
Глава первая
Филологическая биография стилистики: детство, отрочество, зрелость ....9
Русские корни стилистики ...................................................................................10
Западные школы стилистики ..............................................................................22
Объект внимания – композиция .......................................................................30
От языка газеты – к стилистике жанров .........................................................39
Глава вторая
Лингвистические параметры композиционного анализа ................................47
Феномен авторского подтекста ..........................................................................48
Зарождение композиционного анализа ...........................................................58
Категория «читатель»: стилистическая концепция ....................................67
Методика декодирования – это со-творчество .............................................76
Структурно-семантические игры ......................................................................87
Мимикрия жанра .....................................................................................................99
Глава третья
Композиционная поэтика публицистики . ........................................................ 109
Диспозиция позиции автора ............................................................................. 110
Стилистический механизм убеждения . ....................................................... 121
Эссеизация публицистики ................................................................................ 134
Эволюция жанровых форм ............................................................................... 145
Пафос уже не востребован . .............................................................................. 155
Имидж автора в глазах читателя . ................................................................... 164
Глава четвертая
Композиция: девятый вал концепций ................................................................. 181
Из глубины веков – в сегодня .......................................................................... 183
Монтаж и творчество .......................................................................................... 194
Приоритет – за русской наукой ...................................................................... 208
Главное действующее лицо – текст ................................................................ 220
Многоликое авторское «я» ................................................................................ 246
Эссеистическое «я» и жанры-гибриды . ........................................................ 256
Глава пятая
Пространство композиционной поэтики текста .............................................. 263
3
Стр.3
«Essais» М. Монтеня. Жанр-завещание ........................................................ 265
Диалог сквозь века ............................................................................................... 276
«Слово» – предвестник жанра? ....................................................................... 285
Разгадывая интеллектуальные кроссворды ................................................ 297
«Экспресс-эссе» как жанровый гибрид ........................................................ 311
Стилистический портрет в «манере сфумато» .......................................... 324
Глава шестая
Художественный текст: читатель наедине с автором ..................................... 327
Выявление скрытого смысла ............................................................................ 330
Голос автора и голоса героев ............................................................................ 335
Игра ума в подтексте ........................................................................................... 346
Приемы субъективизации повествования ................................................... 354
Детали, образующие ожерелье ......................................................................... 363
Вчитываясь в звуки музыки… ......................................................................... 374
Полифоническое звучание текста .................................................................. 393
Вместо заключения .................................................................................................... 402
Стр.4