Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Композиционная поэтика текста (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКайда Л. Г.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц403
ID244291
АннотацияЭта монография является первым системным исследованием научных истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции. Взгляд на то, что было исследовано с позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления современных теорий в развитии нового направления в филологии – композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей категории – «читатель и авторский подтекст». Это наука о том, как быть с текстом «на ты», а с его автором – в совместном творческом поиске. Современное понимание коммуникативных возможностей текста и его антропоцентрической сущности позволяет автору монографии говорить о рождении композиционной поэтики текста как новой научной дисциплины.
Кому рекомендованоДля студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, факультетов журналистики, а также филологов широкого профиля.
ISBN978-5-9765-0961-0
УДК81'38
ББК81-5
Кайда, Л.Г. Композиционная поэтика текста : монография / Л.Г. Кайда .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016 .— 403 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-0961-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244291 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Г. Кайда КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОЭТИКА ТЕКСТА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016 УДК 81'38 ББК 81-5 К15 Кайда Л.Г. К15 Композиционная поэтика текста [Электронный ресурс] : монография / Л.Г. Кайда. <...> ISBN 978-5-9765-0961-0 Эта монография является первым системным исследованием научных истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции. <...> Взгляд на то, что было исследовано с позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления современных теорий в развитии нового направления в филологии – композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей категории – «читатель и авторский подтекст». <...> Все куда проще: пришло время научно осмыслить тридцатипятилетний труд исследования проблем стилистики текста художественной и нехудожественной (документальной) словесности, в котором вначале преобладала газетная публицистика во всем своем жанровом многообразии. <...> Лингвистический подход к проблеме читателя, развитие научного статуса композиции в аспекте стилистики текста, разработка композиционного анализа и специальной методики декодирования подтекста и авторского «я» были новыми направлениями филологических исследований. <...> Развитие теории композиции отражает фило5 софию мышления и уровень знаний о сложнейшем явлении композиционно-речевой системы любого текста. <...> Это переосмысление вызвано также всем контекстом новых знаний о композиционной поэтике, коммуникативных возможностях текста и его антропоцентрической сущности, вбирающей в себя два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента – «читатель–авторский подтекст». <...> Если говорить более конкретно, речь идет о стилистических механизмах их проявления во всех видах текста, а именно это позволяет нам вести композиционный анализ. <...> Современный взгляд на текст как на систему в ее живом функционировании позволяет выявить лингвистическую эффективность композиционно-речевых <...>
Композиционная_поэтика_текста.pdf
Л.Г. Кайда КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОЭТИКА ТЕКСТА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2016
Стр.1
УДК 81'38 ББК 81-5 К15 Кайда Л.Г. К15 Композиционная поэтика текста [Электронный ресурс] : монография / Л.Г. Кайда. – М. : Флинта, 2016. – 403 с. ISBN 978-5-9765-0961-0 Эта монография является первым системным исследованием научных истоков формирования лингвистической эффективности любого текста на уровне композиции. Взгляд на то, что было исследовано с позиции читателя, позволил обобщить опыт творческого преломления современных теорий в развитии нового направления в филологии – композиционной поэтики текста и деятельностной концепции ее ведущей категории – «читатель и авторский подтекст». Это наука о том, как быть с текстом «на ты», а с его автором – в совместном творческом поиске. Современное понимание коммуникативных возможностей текста и его антропоцентрической сущности позволяет автору монографии говорить о рождении композиционной поэтики текста как новой научной дисциплины. Книга состоит из пяти глав, связанных между собой логикой зарождения и развития теории композиционной поэтики текста. Предпосланные каждой из них смысловые «звонки» читателю призваны настроить его на целостное восприятие проблемы. Для студентов и аспирантов филологических факультетов университетов, факультетов журналистики, а также филологов широкого профиля. УДК 81'38 ББК 81-5 ISBN 978-5-9765-0961-0 © Кайда Л.Г., 2016 © Издательство «Флинта», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора . ...........................................................................................................................5 Глава первая Филологическая биография стилистики: детство, отрочество, зрелость ....9 Русские корни стилистики ...................................................................................10 Западные школы стилистики ..............................................................................22 Объект внимания – композиция .......................................................................30 От языка газеты – к стилистике жанров .........................................................39 Глава вторая Лингвистические параметры композиционного анализа ................................47 Феномен авторского подтекста ..........................................................................48 Зарождение композиционного анализа ...........................................................58 Категория «читатель»: стилистическая концепция ....................................67 Методика декодирования – это со-творчество .............................................76 Структурно-семантические игры ......................................................................87 Мимикрия жанра .....................................................................................................99 Глава третья Композиционная поэтика публицистики . ........................................................ 109 Диспозиция позиции автора ............................................................................. 110 Стилистический механизм убеждения . ....................................................... 121 Эссеизация публицистики ................................................................................ 134 Эволюция жанровых форм ............................................................................... 145 Пафос уже не востребован . .............................................................................. 155 Имидж автора в глазах читателя . ................................................................... 164 Глава четвертая Композиция: девятый вал концепций ................................................................. 181 Из глубины веков – в сегодня .......................................................................... 183 Монтаж и творчество .......................................................................................... 194 Приоритет – за русской наукой ...................................................................... 208 Главное действующее лицо – текст ................................................................ 220 Многоликое авторское «я» ................................................................................ 246 Эссеистическое «я» и жанры-гибриды . ........................................................ 256 Глава пятая Пространство композиционной поэтики текста .............................................. 263 3
Стр.3
«Essais» М. Монтеня. Жанр-завещание ........................................................ 265 Диалог сквозь века ............................................................................................... 276 «Слово» – предвестник жанра? ....................................................................... 285 Разгадывая интеллектуальные кроссворды ................................................ 297 «Экспресс-эссе» как жанровый гибрид ........................................................ 311 Стилистический портрет в «манере сфумато» .......................................... 324 Глава шестая Художественный текст: читатель наедине с автором ..................................... 327 Выявление скрытого смысла ............................................................................ 330 Голос автора и голоса героев ............................................................................ 335 Игра ума в подтексте ........................................................................................... 346 Приемы субъективизации повествования ................................................... 354 Детали, образующие ожерелье ......................................................................... 363 Вчитываясь в звуки музыки… ......................................................................... 374 Полифоническое звучание текста .................................................................. 393 Вместо заключения .................................................................................................... 402
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.