ISBN 978-5-89349-437-2 Цель учебника — обучить студентов-иностранцев языку инженерной специальности, помочь им овла-деть необходимым минимумом семантико-синтаксических конструкций, выработать у студентов умения и навыки чтения научных текстов, умения понять и записать учебную лекцию. <...> Первая часть — вводно-предметный курс — включает в себя материал, соотносящийся по содержанию с материалом 4-х предметов НСР — черчения, математики, химии и физи-ки, как предваряющий начало занятий по предметам, так и закрепляющий первичные знания. <...> Последняя содержит аудитивный материал и материал по письму к урокам. <...> Первая часть — вводно-предметный курс (ВПК), состоящий из 19 уроков и включающий в себя материал, содержательно соотносимый с материалом первых занятий по четыр¸м дисциплинам, изучаемым на подготовительном факультете: математике, физике, химии, черчению. <...> Вторая (основная) часть учебника (Основной курс — ОК) построена на принципиально иной методической основе. <...> В тексте введ¸нные ранее семантико-синтаксические единицы (или грамматические конструкции) употребляются в типичном контексте. <...> Аудиоматериалы по их методической организации можно разделить на три вида: 1) аудитивные материалы и задания на выработку навыков письма к Вводно-предметному курсу; 2) аудитивные материалы к 1—3 урокам Основного курса, закрепляющие вводимые лексические и грамматические единицы. <...> Аудиоматериалы и задания на выработку навыков записи со слуха также завершают урок, концентрируя в себе весь введ¸нный материал; 3) уроки 4—11 Основного курса также включают в себя аудитивные материалы, но, кроме того, завершаются специальными аудиоуроками А и В, основным содержанием которых являются лекция и комплекс заданий, выполняемых до и после прослушивания лекции. <...> В конце Основного курса имеется список семантико-синтаксических единиц (грамматических конструкций), представленных в учебнике, с указанием номера урока, где они подробно анализируются <...>
Русский_язык_будущему_инженеру_(1).pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
1
Å.Â. Дубинская, Ò.Ê. Îðëîâà,
Ë.Ñ. Ðàñêèíà,
Л.П. Саенко, Ю.Н. Подкопаева
РУССКИЙ ЯЗЫК
БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Учебник
по научному стилю речи
для иностранных граждан
(довузовский этап)
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Рекомендован Координационным
с
ов н
а
и
н
о
с
т
р
то х
е ы
м а д жо дву аз нов Ми
н
ск
гр
н
р
о ой б п ао зд ог вот ао ивк яи РФ
н
—
П
р
е
д
и
с
л
о
в
и
е
—
К иа для преподв т л
н г
аае я
Стр.1
УДК 372.8:811.161.1(072)
ББК 81.2 Ðóñ-96
Ä79
2
Р е ц е н з е н т û:
êàíä. ïåä. íàóê, ïðîô. Í.È. Соболева
êàíä. ïåä. íàóê, äîö. È.Á. Авдеева
Н а у ч н ы е к о н с у л ь т а н т û:
Л.Е. Жовниренко (
),
Í.À. Ильенко (
À.À. Медведев (
Ю.Н. Подкопаева (
),
)
Х у д о ж е с т в е н н о е о ф о р м л е н и å:
Л.Е. Жовниренко,
А.Л. Иванова-Аннинская,
А.Ю. Лихачев
Дубинская Å.Â., Орлова Ò.Ê., Раскина Ë.Ñ., Саенко Ë.Ï., Подкопаева Þ.Í.
Русский язык как иностранный. Русский язык будущему инженеру [Электронный
ресурс]: учебник по науч-ному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап).
Книга для преподавателя / Å.Â. Дубинская. — 5-å èçä., стер. — Ì.: ÔЛИНТА, 2013. —
175 ñ.: èë.
ISBN 978-5-89349-437-2
Цель учебника — обучить студентов-иностранцев языку инженерной специальности, помочь им овла-деть
необходимым минимумом семантико-синтаксических конструкций, выработать у студентов умения и навыки
чтения научных текстов, умения понять и записать учебную лекцию.
Учебник делится на две части. Первая часть — вводно-предметный курс — включает в себя материал,
соотносящийся по содержанию с материалом 4-х предметов НСР — черчения, математики, химии и физи-ки,
как предваряющий начало занятий по предметам, так и закрепляющий первичные знания. Во второй
(основной) части учебника логико-семантические категории вводятся с помощью грамматического комментария,
отрабатываются в серии грамматических упражнений и в учебно-научных текстах. Основная часть
содержит 11 уроков. Начиная с 4-го, каждый урок учебника завершается двумя лекциями.
Учебник состоит из «Книги для студента» и «Книги для преподавателя». Последняя содержит
аудитивный материал и материал по письму к урокам.
В «Книгу для студента» включен словарь с переводом лексики, встречающейся в данном учебнике, на
английский, французский, испанский, арабский, китайский, вьетнамский языки, а также фарси.
),
ISBN 978-5-89349-437-2
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
© Издательство «ÔЛИНТА», 2013
© Коллектив àâòîðîâ, 2013
че ма я к
е и им з
р
ч т
е ик
н
и а
е
а
матхифи
—
П
р
е
д
и
с
л
о
в
и
е
—
Стр.2
С о д е р ж а н и е
165
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................................................................................... 3
ВВОДНО-ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС
Ч е р ч е н и е
Урок 1 ...................................................................................................................................... 8
Урок 2 ...................................................................................................................................... 9
М а т е м а т и к а
................................................................................................ 11
Урок 1 ...................................................................................................................................... 11
Урок 2 ...................................................................................................................................... 12
Урок 3 ...................................................................................................................................... 14
........................................................................................................... 17
Урок 4 ...................................................................................................................................... 17
............................................................................................... 19
Урок 5 ...................................................................................................................................... 19
Урок 6 ...................................................................................................................................... 21
.......................................................................................................... 23
Урок 7 ...................................................................................................................................... 23
.......................................................................................................................... 25
Урок 8 ...................................................................................................................................... 25
Х и м и я
........................................................................................................ 27
Урок 1 ...................................................................................................................................... 27
Урок 2 ...................................................................................................................................... 29
........................................................................................... 31
Урок 3 ...................................................................................................................................... 31
.......................................... 32
Урок 4 ......................................................................................................................................... 32
РУССКИЙ ЯЗЫК БУДУЩЕМУ ИНЖЕНЕРУ
Т
е
м
а
1
.
Н
а
т
ур
а
л
ь
н
ы
е
ч
и
с
ла
.
Д
е
й
с
т
в
ия
Т
е
м
а
2
.
Ц
е
лы
е
ч
и
с
ла
.
Д
е
й
с
т
в
и
я
Т
е
ма
3.
Ра
ц
и
он
а
л
ь
ны
е
ч
и
сл
а
.
Св
о
й
с
тв
а
Т
е
м
а 4
. Р
а
ц
ио
н
а
л
ь
н
ы
е ч
ис
ла
Т
е
м
а 5
. С
т
еп
ен
и
Т
е
м
а
1
.
В
е
ще
с
т
ва
и
и
х
с
во
й
ст
ва
Т
е
м
а
2
.
Ф
и
зи
че
ск
и
е
и
х
и
м
ич
е
с
ки
е
я
вл
е
н
ия
Т
е
м
а
3
.
А
т
ом
ы
и
м
о
ле
к
ул
ы
.
Ато
м
но
-ì
о
ле
к
ул
я
рн
о
е
ст
р
о
е
н
ие
в
е
щ
е
с
т
ва
—
С
о
д
е
р
ж
а
н
и
е
—
Стр.172
166
......................................................... 33
Урок 5 ......................................................................................................................................... 33
Ф и з и к а
................................................................................................................ 36
Урок 1 ...................................................................................................................................... 36
.......................................................................................................................... 37
Урок 2 ...................................................................................................................................... 37
............................................................................................................... 39
Урок 3 ...................................................................................................................................... 39
.......................................................................................................... 42
Урок 4 ...................................................................................................................................... 42
ОСНОВНОЙ КУРС
Урок 1. Определение (квалификация и дефиниция) научного понятия .......................................... 44
Урок 2. Характеристика предмета (ÿâëåíèÿ, ïðîöåññà) и действия .................................................. 49
Урок 3. Качественная и количественная характеристика предмета (ÿâëåíèÿ, ïðîöåññà) ................ 56
Урок 4. Характеристика действия .................................................................................................. 66
Урок 5. Классификация, соотношение целого и его компонентов. Наличие (отсутствие,
существование) ïðåäìåòà, явления ........................................................................................ 80
Урок 6. Возникновение/уничтожение ïðåäìåòà. Изменение состояния, качества ........................... 90
Урок 7. Отношения между субъектом и предикатом действия ......................................................... 104
Урок 8. Характеристика предмета (явления, процесса) через действие (состояние,
положение) ............................................................................................................................... 117
Урок 9. Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие предметов (ÿâëåíèé) ........................ 128
Урок 10. Характеристика действия ....................................................................................................... 140
Урок 11. Тренировочные лекции .......................................................................................................... 153
Т
е
ма
4.
Х
и
ми
ч
е
ск
и
е
ф
о
р
му
л
ы
.
П
р
о
ст
ы
е
и
сло
ж
н
ые
ве
щ
е
с
тв
а
Т
е
м
а
1
.
Фи
з
ич
е
с
ки
е
в
е
ли
ч
и
ны
Т
ем
а
2
.
Р
еш
ен
и
е
з
а
д
а
ч
Т
е
м
а 3
. Д
в
и
ж
е
н
и
е и п
Т
е
м
а
4.
М
е
ха
ок
ой
н
и
ч
е
с
к
ое
д
в
и
ж
е
н
и
е
Стр.173