Гуревич ГЛАГОЛЬНЫЙ ВИД В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Значение и употребление Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2012 УДК 811.161.1(0.054.6)(075.8) ББК 81.2Рус-96 Г95 Гуревич В.В. <...> Г95 Глагольный вид в русском языке : значение и употребление [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Гуревич. <...> 48 Особенности актуализации предельного компонента у некоторых типов глаголов . <...> 152 Противопоставление видов при выражении однократности и многократности действия . <...> Иными словами, рема составляет содержание ассертивной части высказывания (ассерции), а тема содержание пресуппозиции; сами же ассерция и пресуппозиция помимо такого словесно выраженного смысла (диктума) включают еще и модальный компонент. <...> Местоименный вопрос оказывается, таким образом, двумодальным высказыванием: его пресуппозиция содержит модальность утверждения (утверждается: Петр куда-то уехал), а ассертивная часть модальность собственно вопроса (спрашивается: Куда?) <...> Не вызывает сомнения, что в приведенном примере ассертивная часть (Куда?) есть именно то, что со8 общается (спрашивается) в момент произнесения данного высказывания; пресуппозиция же представлена как то, что говорящему известно заранее, т.е. это некоторое предшествующее утверждение, которое говорящий просто повторяет в качестве необходимой для вопроса основы. <...> В семантической записи вопрос (1) Куда уехал Петр? можно представить так: «Известно (= ранее было сделано достоверное утверждение о том), что Петр куда-то уехал; спрашивается сейчас: Куда? <...> » Таким образом, иерархия двух модальностей создается за счет их отношения к моменту речи: ассерция сообщает о том, что утверждается (спрашивается и т.п.) в данный момент, пресуппозиция о том, что утверждалось ранее. <...> В семантической записи предложения (2) Петр уехал в Ленинград этим связующим элементом является анафора: «(Известно, что Петр уехал в некоторый пункт); этим пунктом является Ленинград». <...> Особенность такой анафоры в том <...>
Глагольный_вид_в_русском_языке_значение_и_употребление.pdf
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
В.В. Гуревич
ГЛАГОЛЬНЫЙ ВИД
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Значение и употребление
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2018
Стр.1
УДК 811.161.1(0.054.6)(075.8)
ББК 81.2Рус-96
Г95
Гуревич В.В.
Г95
Глагольный вид в русском языке : значение и употребление
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Гуревич. — 3-е изд., стер.
— М. : ФЛИНТА, 2018. – 224 с.
ISBN 978-5-9765-0211-6
В первой части пособия автор рассматривает глагольный вид как некоторую
разновидность актуального членения предложения. Во второй части даны
практические упражнения на употребление видов глагола с необходимыми
теоретическими пояснениями.
Для студентов-филологов, в том числе иностранных студентов, изучающих
русский язык.
УДК 811.161.1(0.054.6)(075.8)
ББК 81.2Рус-96
ISBN 978-5-9765-0211-6
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора ......................................................................... 6
ЧАСТЬ I. Проблемы теории глагольного вида .................... 7
Раздел 1. АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ......................................... 7
Тема и рема ............................................................ 7
Семантическая производность
в актуальном членении ........................................... 11
О так называемых нечленимых предложениях .......... 13
Актуализация компонентов лексического значения
слова .................................................................... 16
Раздел 2. СЕМАНТИКА ВИДОВЫХ ФОРМ
ГЛАГОЛА .................................................. 19
О понятии «предельность äåéñòâèÿ» ......................... 19
Способ установления видовой пары .......................... 21
Семантическая основа
видового противопоставления .................................. 25
К вопросу о частных видовых значениях .................. 39
Взаимозамена видов ............................................... 48
Особенности актуализации предельного компонента
у некоторых типов глаголов .................................... 61
Классификация глаголов
по видовым характеристикам .................................. 72
Отношения производности между аспектуально
значимыми семантическими элементами .................. 80
3
Стр.3
ЧАСТЬ II. Употребление видовых форм .......................... 88
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ .................................. 88
Раздел 1. ВИДЫ ГЛАГОЛА
В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ .......... 88
Совершенный вид (ÑÂ) ........................................... 88
Несовершенный вид (ÍÂ) ........................................ 93
Переносное употребление времен ............................ 143
Раздел 2. ВИДЫ ГЛАГОЛА В ИМПЕРАТИВЕ ............. 152
Противопоставление видов при выражении
однократности и многократности действия .............. 152
Противопоставление утвердительной
и отрицательной форм .......................................... 153
Взаимозамена видов в императиве .......................... 156
Раздел 3. ВИДЫ ГЛАГОЛА В ИНФИНТИВЕ .............. 165
Сочетания с инфинитивом НВ ................................ 165
Сочетания с инфинитивом СВ ................................ 170
Сочетания, допускающие обе видовые формы .......... 172
Сочетания со сложными
модальными значениями ....................................... 184
Инфинитивные предложения ................................. 189
Сопоставление видовых форм инфинитива,
императива и сослагательного наклонения .............. 193
Раздел 4. ВИД И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ ................... 196
Значение начала действия ..................................... 198
Значение прекращения действия ............................ 199
Значение ограниченной длительности действия ........ 200
Значение достижения предела ............................... 203
Значение одного краткого акта действия ................. 208
Многократный способ действия .............................. 209
4
Стр.4
Приложение 1. Типы парных глаголов ........................... 213
Приложение 2. Употребление видовых форм
глаголов движения ................................ 214
Приложение 3. Ключи к упражнениям ........................... 215
Библиография ............................................................... 219
5
Стр.5