ISBN 978-5-9765-1432-4 Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. <...> В данном учебном пособии содержатся первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных, согласных и правилах ударения, важнейших особенностях морфологического и синтаксического строя латинского языка. <...> – Accusatīvus (винительный падеж, аккузатив) adj. – adjectīvum (имя прилагательное) adject. – основа прилагательного adv. – adverbium (наречие) act. – actīvum (действительный залог) c. – cum (предлог ‘с’) compar. – comparatīvus (сравнительная степень) conj. – conjunctīvus (сослагательное наклонение) conjun. – conjunctio (союз) Dat. <...> – Genetīvus (родительный падеж, генетив) imp. – imperfectum (прошедшее незавершенное время, имперфект) imper. – imperatīvus (повелительное наклонение) ind. – indicatīvus (изъявительное наклонение) inf. – infinitīvus (инфинитив) infectum – основа инфекта interj. – interjectio (междометие) m – masculīnum (мужской род) n – neutrum (средний род) Nom. <...> – Nominatīvus (именительный падеж, номинатив) part. – participium (причастие) pass.–passivum (страдательный залог) perfectum – основа перфекта perf. – perfectum (прошедшее за вершенное время, перфект) plusq. – plusquamperfectum (плюсквамперфект) praep. – praepositio (предлог) praes. – praesens (настоящее время) pl. – plurālis (множественное чис ло) sing. – singulāris (единственное число) subst. – substantīvum (имя существительное) supinum – основа супина superl. – superlatīvus (превосходная степень) (tantum) – (только) Voc. <...> ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЛАТЫНИ У римлян ни за что не хватило бы времени на завоевание мира, если бы им пришлось сперва изучать латынь. <...> 2 1 С названными древнейшими памятниками латинской письменности Имя римского гражданина обычно состояло из трех (реже – четырех) частей: praenōmen – личное имя (их было всего 18, часто они обозначались только первой буквой); nōmen – родовое имя; cognōmen – переходящее по наследству прозвище, к которому иногда прибавлялось еще одно – agnōmen. <...> Еще в классическую <...>
Латинский_язык._Курс_для_начинающих.pdf
УДК 811.124(075.8)
ББК 81.46я73
Г20
Р ецензенты:
д-р филол. наук, доцент Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова Е.В. Антонец;
канд. филол. наук, доцент Магнитогорского государственного
университета И.В. Петрова
Г20
Гараева Л.А.
Латинский
язык.
Курс
для
начинающих
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.А. Гараева,
В.А. Саляев. – 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. – 320 с.
ISBN 978-5-9765-1432-4
Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни,
нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом
строе латинского языка и его синтаксических особенностях.
Основное место занимают: краткое изложение важнейших сведений по
грамматике латинского языка и упражнения, направленные на закрепление
полученных знаний. Пособие включает сводную таблицу грамматических
форм, задания к двум контрольным работам, образцы грамматического разбора
и перевода различных типов простых распространенных предложений
и сложноподчиненных предложений со сказуемым в конъюнктиве, список
контрольных вопросов, перечень учебных пособий и словарей, а также список
латинских афоризмов, хрестоматию и латинско-русский словарь.
Для студентов стационарного и заочного отделений гуманитарных факультетов
университетов.
УДК 811.124(075.8)
ББК 81.46я73
ISBN 978-5-9765-1432-4
© Гараева Л.А., Саляев В.А., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ..............................................................................................3
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...............................................................................7
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ........................................................................................9
ЗАНЯТИЕ I. Краткие сведения из истории латинского языка.
Периодизация истории латыни ..................................................................10
Латинский и другие индоевропейские языки.
Родство индоевропейских языков ...........................................................15
Значение изучения латинского языка .....................................................17
ЗАНЯТИЕ II. Состав и история формирования латинского
алфавита .........................................................................................................20
Правила чтения гласных ..........................................................................21
Правила чтения согласных ......................................................................23
Слоги и слогораздел в латинском языке ................................................25
Длительность гласных и ударение ..........................................................25
ЗАНЯТИЕ III. Общая характеристика морфологического
строя латинского языка ...............................................................................29
Имя существительное (substantīvum) .....................................................31
Глагол (verbum) .........................................................................................33
Основные формы глагола ........................................................................35
Служебные части речи .............................................................................37
ЗАНЯТИЕ IV. I склонение существительных, прилагательных
и притяжательных местоимений ...............................................................41
I склонение существительных (основа на *-ā) ......................................41
Прилагательные и притяжательные местоимения I склонения ...........41
Настоящее время изъявительного наклонения
действительного залога (praesens indicatīvi actīvi) ................................42
Praesens indicatīvi actīvi глагола esse .......................................................44
Структура простого предложения ..........................................................44
Отрицательные предложения ..................................................................45
ЗАНЯТИЕ V. II склонение существительных,
прилагательных и притяжательных местоимений ................................47
II склонение существительных (основа на *-ŏ) ....................................47
Прилагательные и притяжательные местоимения II склонения .........48
Личные и возвратное местоимения (pronomǐna personālia
еt pronomen reflexīvum) ............................................................................49
314
Стр.314
Настоящее время повелительного наклонения глагола
(imperatīvus praesentis) .............................................................................50
ЗАНЯТИЕ VI. Настоящее время изъявительного наклонения
страдательного залога (praesens indicatīvi passīvi) ..................................54
Инфинитив настоящего времени страдательного залога
(infinitīvus praesentis passīvi) ....................................................................55
Синтаксис страдательной конструкции .................................................56
Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva) ........................56
ЗАНЯТИЕ VII. Прошедшее незавершенное время изъявительного
наклонения действительного и страдательного залога (imperfectum
indicatīvi actīvi et passīvi) ..............................................................................60
Первое будущее время изъявительного наклонения
действительного и страдательного залога (futurum I indicatīvi
аctīvi et passīvi) ..........................................................................................61
Глаголы, сложные с esse (глаголы, образованные от esse
с помощью префиксов) ............................................................................63
ЗАНЯТИЕ VIII. III склонение имен существительных.
Согласный вариант ......................................................................................66
Два типа номинатива (сигматический и асигматический) ...................67
Двойной винительный (accusatīvus duplex) ...........................................68
Двойной именительный (nominatīvus duplex) .......................................69
ЗАНЯТИЕ IX. III гласное склонение имен существительных .............71
III смешанное склонение имен существительных ................................72
Определительные местоимения (pronomĭna determinatīva) ..................72
Вопросительные и относительные местоимения
(pronomĭna interrogatīva et relatīva) .........................................................73
ЗАНЯТИЕ X. Прилагательные III склонения ........................................76
Действительные причастия настоящего времени
(participium praesentis actīvi) ....................................................................78
ЗАНЯТИЕ XI. Страдательные причастия прошедшего времени
(participium perfecti passivi) .........................................................................81
Действительные причастия будущего времени
(participium futūri actīvi) ...........................................................................82
IV склонение существительных (основа на *-ŭ) ...................................83
V склонение существительных (основа на *-ē) .....................................84
315
Стр.315
ЗАНЯТИЕ XII. Времена системы перфекта
действительного залога ...............................................................................86
Образование 1 л. ед. ч. перфекта. Основа перфекта .............................86
Прошедшее завершенное время изъявительного наклонения
действительного залога (perfectum indicatīvi actīvi) ..............................87
Плюсквамперфект изъявительного наклонения действительного
залога (plusquamperfectum indicatīvi actīvi) ............................................89
ЗАНЯТИЕ XIII. Времена системы перфекта
действительного залога (окончание) .........................................................92
Будущее второе время изъявительного наклонения действительного
залога (futūrum II indicatīvi actīvi) ...........................................................92
Отложительные глаголы (verba deponentia) ...........................................93
Полуотложительные глаголы (verba semideponentia) ............................97
ЗАНЯТИЕ XIV. Времена системы перфекта
страдательного залога ................................................................................100
Прошедшее завершенное время изъявительного наклонения
страдательного залога (perfectum indicatīvi passīvi) ............................100
Плюсквамперфект изъявительного наклонения страдательного
залога (plusquamperfectum indicatīvi passīvi) .......................................101
Будущее второе время изъявительного наклонения страдательного
залога (futūrum II indicatīvi passīvi) .......................................................101
Неопределенные и отрицательные местоимения
(pronomĭna indefinīta et negatīva) ...........................................................102
Местоименные прилагательные (adjectīva pronominālia) ...................103
ЗАНЯТИЕ ХV. Инфинитивные обороты.
Оборот accusatīvus cum infinitīvo ..............................................................106
Образование форм инфинитива ............................................................106
Accusatīvis cum infinitīvo ........................................................................107
ЗАНЯТИЕ ХVI. Nominatīvus cum infinitīvo ............................................110
Неправильные глаголы (общий обзор) .................................................110
Неправильный глагол vŏlo ‘хотеть’ и производные от него
mālo ‘предпочитать’, nōlo ‘не хотеть’ ...................................................111
ЗАНЯТИЕ XVII. Причастный оборот ablatīvus absolūtus
(аблатив самостоятельный) ......................................................................114
Особенности значения причастий в латинском языке ........................114
Ablatīvus aвsolūtus с причастием ..........................................................114
Ablatīvus absolūtus без причастия .........................................................116
316
Стр.316
Независимые причастные обороты в других индоевропейских
языках ......................................................................................................116
Неправильный глагол fĕro, tŭli, lātum ‘нести’ ......................................117
Глаголы, сложные с fero .........................................................................118
ЗАНЯТИЕ XVIII. Герундий (gerundium) ................................................121
Герундив (gerundīvum) ...........................................................................123
Неправильный глагол eo, ii, ĭtum, īre ‘идти’ .........................................125
ЗАНЯТИЕ XIX. Степени сравнения прилагательных ........................129
Сравнительная степень (gradus comparatīvus) .....................................129
Превосходная степень (gradus superlatīvus) .........................................130
Аналитические степени сравнения ......................................................131
Супплетивные степени сравнения ........................................................132
Синтаксические конструкции со степенями сравнения .....................133
Наречия. Степени сравнения наречий ..................................................133
Неправильные глаголы ĕdo, ēdi, ēsum, ĕdĕre ‘есть, кушать’ и fīo,
făctus sum, fĭĕri ‘делаться, становиться’ ...............................................134
МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
И ПЕРЕВОДА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ......................................137
Образцы перевода простых предложений с инфинитивными
оборотами ................................................................................................142
Образцы перевода простых предложений с оборотом ablatīvus
absolūtus ...................................................................................................143
Образцы перевода простых предложений с герундием
и герундивом ...........................................................................................146
ЗАНЯТИЕ XX. Сослагательное наклонение глагола
(modus conjunctīvus). Praesens и imperfectum conjunctīvi ....................150
Настоящее время сослагательного наклонения действительного
и страдательного залогов (praesens conjunctīvi actīvi et passīvi) ........150
Имперфект сослагательного наклонения действительного
и страдательного залогов (imperfectum conjunctīvi actīvi
et passīvi) .................................................................................................151
Употребление времен конъюнктива в независимых
предложениях .........................................................................................152
Недостаточные и безличные глаголы (verba defectīva
et impersonalia) ........................................................................................155
ЗАНЯТИЕ XXI. Перфект и плюсквамперфект сослагательного
наклонения (perfectum и plusquamperfectum conjunctīvi) ...................158
Перфект сослагательного наклонения действительного залога
(рerfectum conjunctīvi actīvi) ..................................................................158
317
Стр.317
Перфект сослагательного наклонения страдательного залога
(рerfectum conjunctīvi passīvi) ................................................................158
Плюсквамперфект сослагательного наклонения действительного
залога (рlusquamperfectum conjunctīvi actīvi) .......................................159
Плюсквамперфект сослагательного наклонения страдательного
залога (рlusquamperfectum conjunctīvi passīvi) ....................................160
Употребление времен конъюнктива в придаточных
предложениях .........................................................................................161
Косвенный вопрос ..................................................................................162
Придаточные предложения с союзом ut ...............................................163
ЗАНЯТИЕ ХХII. Придаточные предложения с союзом cum ..............167
Придаточные предложения времени ....................................................167
Придаточные предложения причины ...................................................168
Придаточные предложения уступительные .........................................169
ЗАНЯТИЕ ХXIII. Условные придаточные или периоды ....................173
Неправильный глагол sum, fui, – , esse (обобщение) ..........................174
МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЕРЕВОДА
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СО СКАЗУЕМЫМ В КОНЪЮНКТИВЕ ...............................................177
Образцы перевода сложноподчиненных предложений
с союзом ut ..............................................................................................177
Образцы перевода сложноподчиненных предложений
с союзом cum ..........................................................................................180
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (NUMERALIA) ........................................................182
Образование количественных числительных ......................................182
Образование порядковых числительных .............................................183
Разделительные числительные и числительные наречия ...................185
Склонение числительных ......................................................................185
Синтаксис числительных ......................................................................186
СИНТАКСИС ПАДЕЖЕЙ ........................................................................188
Nominatīvus (именительный падеж) .....................................................188
Genetīvus (родительный падеж) ............................................................188
Datīvus (дательный падеж) ....................................................................190
Accusatīvus (винительный падеж) ........................................................191
Ablatīvus (отложительный падеж) ........................................................192
Сводные таблицы грамматических форм ............................................196
318
Стр.318
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ..........................................................................208
Контрольная работа № 1 ........................................................................208
Контрольная работа № 2 ........................................................................213
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ......................................................................217
СПИСОК ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМОВ
И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ....................................................................221
ХРЕСТОМАТИЯ ...........................................................................................228
ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................248
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................310
319
Стр.319