А.В. ТИМОФЕЕВ, А.А. ВОРОЖБИТОВА БИЛИНГВАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 372.881.1 ББК 81+83.7 Т 41 Научный редактор – д-р пед. наук, проф. <...> ISBN 978-5-9765-1875-9 В монографии изложены результаты проектирования на лингвориторической основе инновационного педагогического процесса по билингвальной подготовке студентов педагогических вузов (иностранный язык – русский язык), и результаты апробации разработанной модели. <...> БИЛИНГВАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. <...> Билингвальный подход к лингвориторической подготовке будущего учителя иностранного языка . <...> Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение процесса реализации билингвальной модели обучения. <...> . 114 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время общество нуждается в квалифицированных учителях иностранных языков, обладающих, согласно требованиям ГОС ВПО (М., 2000), «билингвальной коммуникативной компетенцией». <...> В ракурсе исследования последнюю следует рассматривать прежде всего как «лингвориторическую (ЛР) подготовку профессиональной языковой личности» [Ворожбитова 1998; 1999 а; Лингвориторическое образование: Культура речи 1999], предполагающую на выходе высокий уровень интегральной ЛРкомпетенции, т.е. владения языковыми операциями (лингвистическая составляющая), текстовыми действиями и коммуникативной деятельностью (риторическая составляющая). <...> Решение данной задачи осложняется тем, что в сфере формирования речемыслительной культуры средствами школьного и вузовского образования сегодня имеется немало проблем и противоречий. <...> Лишь отдельные исследователи пишут о необходимости совершенствования русского, родного языка переводчиков (И.С. Алексеева, Р.К. Миньяр-Белоручев); применительно к 4 учителю иностранного языка в научно-методической литературе данная проблема <...>
Билингвальная_модель_профессиональной_подготовки_будущего_учителя_иностранного_языка_(1).pdf
УДК 372.881.1
ББК 81+83.7
Т 41
Авторы :
канд. пед. наук, зав. кафедрой Саровского физико-технического института
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
А.В. Тимофеев;
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
Научный редактор :
д-р пед. наук, проф. Ю.С. Тюнников
Рецензенты :
д-р пед. наук, проф. И.И. Проданов;
д-р пед. наук, проф. Л.Л. Супрунова
Т 41
Тимофеев А.В.
Билингвальная модель профессиональной подготовки будущего учителя
иностранного языка : монография / А.В. Тимофеев, А.А. Ворожбитова. —
4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 129 с. : ил. — ISBN
978-5-97695-1875-9. — Текст : электронный.
В монографии изложены результаты проектирования на лингвориторической
основе инновационного педагогического процесса по билингвальной подготовке
студентов педагогических вузов (иностранный язык – русский язык), и результаты
апробации разработанной модели.
Адресуется специалистам – педагогам, методистам, лингвистам, психологам;
студентам, аспирантам, преподавателям иностранных языков и гуманитарных
дисциплин.
УДК 372.881.1
ББК 81+83.7
ISBN 978-5-9765-1875-9
© Тимофеев А.В., Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. .............................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. БИЛИНГВАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА. ............................................................................................................................. 9
1.1. Лингвориторическая составляющая профессиональной деятельности учителя
иностранного языка, ее функции и структура ................................................................... 9
1.2. Билингвальный подход к лингвориторической подготовке будущего учителя
иностранного языка . ........................................................................................................... 27
1.3. Анализ состояния практики обучения иностранным языкам в аспекте проблемы
исследования . ...................................................................................................................... 42
ГЛАВА 2 БИЛИНГВАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ .............. 58
2.1. Проектирование содержания билингвального компонента лингвориторической
подготовки студентов. ........................................................................................................ 58
2.2. Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение процесса
реализации билингвальной модели обучения.................................................................. 76
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы ........................................... 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ................................................................................................................... 108
БИБЛИОГРАФИЯ. ............................................................................................................... 114
Стр.3