О.Ю. Берсенева, А.А. Ворожбитова ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (на материале популярных книжных серий о достижении успеха) Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 80 ББК 81 Б 48 Реце нзе н т ы : доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогической университет» В.И. Карасик доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» В.Б. Кашкин Б 48 Берсенева О.Ю. <...> Лингвориторическая организация психолого-прагматического дискурса (на материале популярных книжных серий о достижении успеха) [Электронный ресурс]: монография / А.А. Ворожбитова, О.Ю. Берсенева. <...> Ментальность и менталитет языковой личности: лингвофилософские основы анализа «дискурса успеха»как ментального пространства особого типа в рамках американской и русской лингвокультур. <...> Лингвориторический подход к изучению этнокультурной специфики концепта «Успех» как ментальной основы психолого-прагматического дискурса. <...> Ментальное пространство личностной эффективностив исследовательской призме классического риторического канона . <...> Элокутивная специфика репрезентации ментального пространства личностной эффективности. <...> Инвариантные черты и элементы этнокультурной специфики лингвориторической организации ментального пространствав американском переводном и отечественном психолого-прагматическом дискурсе. <...> К таковым правомерно отнести корпус текстов ряда популярных книжных серий («Успех!», «Деньги, карьера, успех» и подобных), широко издаваемых в последнее десятилетие и призванных научить российского читателя в изменившихся социально-экономических условиях гарантированно достигать успеха в различных областях жизни и деятельности. <...> Совокупность американских переводных и оригинальных русскоязычных текстов названных книжных серий составляет выделенный нами в качестве самостоятельного <...>
Лингвориторическая_организация_психолого-прагматического_дискурса_(на_материале_популярных_книжных_серий_о_достижении_успеха)_(1).pdf
УДК 80
ББК 81
Б48
А в т о р ы :
канд. филол. наук О.Ю. Берсенева;
д-р филол. наук, д-р пед. наук, проф. Сочинского государственного университета
А.А. Ворожбитова
Рецензенты :
В.И. Карасик, д-р филол. наук, проф.
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогической университет»
В.Б. Кашкин, д-р филол. наук, проф.
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
Берсенева О.Ю.
Б48
Лингвориторическая организация психолого-прагматического дискурса
(на материале популярных книжных серий о достижении успеха) :
монография / А.А. Ворожбитова, О.Ю. Берсенева. — 4-е изд., стер. —
Москва : ФЛИНТА, 2024. — 197 с. — ISBN 978-5-9765-1877-3. — Текст :
электронный.
Изложены результаты исследования особого дискурсивного пласта –
психолого-прагматического дискурса, или «дискурса успеха», которое
выполнено в концептуальных рамках лингвориторической парадигмы как
интегративного подхода в филологической науке. Эмпирическим
материалом послужили тексты популярных американских переводных и
российских книжных серий о достижении успеха, изданных в начале ХХI в.
Адресуется специалистам-филологам, студентам, аспирантам, преподавателям
гуманитарных дисциплин.
УДК 80
ББК 81
ISBN 978-5-9765-1877-3
© Берсенева О.Ю., Ворожбитова А.А., 2022
© Издательство «ФЛИНТА», 2022
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ....................................................................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ПОПУЛЯРНЫХ
КНИЖНЫХ СЕРИЙ О ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА........................................................................... 7
1.1. Концептуальные подходы в триаде «Человек» –
«язык» – «культура» как
лингвистическая основаизучения психолого-прагматического дискурса начала ХХI в ............ 7
1.2. Ментальность и менталитет языковой личности: лингвофилософские основы анализа
«дискурса успеха»как ментального пространства особого типа в рамках американской и
русской лингвокультур.................................................................................................................... 26
1.3. Лингвориторический подход к изучению этнокультурной специфики концепта
«Успех» как ментальной основы психолого-прагматического дискурса................................... 51
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ........................................................................................................ 75
ГЛАВА 2. МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВОЛИЧНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В ПСИХОЛОГО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ НАЧАЛА ХХI в. КАК ПРЕДМЕТ
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ........................................................................ 78
2.1. Ментальное пространство личностной эффективностив исследовательской призме
классического риторического канона ............................................................................................ 79
2.1.1. Инвенция как содержательно-смысловая основа психолого-прагматического
дискурса начала ХХI века.......................................................................................................... 80
2.1.2. Особенности диспозитивной организации «дискурса успеха»............................... 90
2.1.3. Элокутивная специфика репрезентации ментального пространства личностной
эффективности .......................................................................................................................... 110
2.2. Коммуникативная стратегия «дискурса успеха»: лингвориторические координаты
ментального пространства ............................................................................................................ 120
2.3. Инвариантные черты и элементы этнокультурной специфики лингвориторической
организации ментального пространствав американском переводном и отечественном
психолого-прагматическом дискурсе........................................................................................... 144
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ...................................................................................................... 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................. 172
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................................. 179
3
Стр.3