Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБутакова Л. О.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц156
ID244104
АннотацияМонография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6–11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет – 1999–2010 гг. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. Указанные величины описываются через оценку работы механизмов семантизации, обеспечивающих формирование образов сознания; речевые ошибки как принадлежность речевой деятельности; развертывание текста как процесса и результата речевой деятельности продуцента.
Кому рекомендованоКнига адресована лингвистам, психолингвистам, специалистам в области когнитивных наук, педагогам.
ISBN978-5-9765-1191-0
УДК80:811.161.1
ББК81
Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка : региональное экспериментальное исследование: монография / Л.О. Бутакова .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 156 с. — Библиогр.: с. 148-155 .— ISBN 978-5-9765-1191-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244104 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. <...> Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. <...> Дискурсивное поведение пишущего как основа для диагностики компонентов текста и сознания автора (2004-2006 54 58 63 3 г.г.) <...> Количественный анализ состава высказываний и текстов сочинений учащихся средней школы подросткового возраста 4.5. <...> Тексты сочинений подростков в реализации модели структурно-смысловых отношений «Мир и человек» 4.7. <...> Анализ сочинений на тему «Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности» в аспекте диагностики языковой способности авторов……………………… 106 5.1.5. <...> Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений на тему: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин)………………. <...> Пожалуй, именно у лингвистов она имеет самый неоднозначный вид, что обсуждалось неоднократно [см. Пищальникова 2001, 2007; Бутакова 2006 а,б]. <...> В психолингвистических исследованиях достаточно последовательно «конструкт» отделяется от «феномена», существуют <...>
Динамика_развития_языковой_способности_и_речевой_компетенции_носителей_русского_языка.pdf
Л.О. БУТАКОВА ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА Региональное экспериментальное исследование Монография 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
УДК 801 ББК (Ш)81 Б93 Р е ц е н з е н т ы: доктор филологических наук, профессор В.А. Пищальникова; доктор филологических наук, профессор Е.Ю. Мягкова Бутакова Л.О. Б93 Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка : Региональное экспериментальное исследование [Электронный ресурс] : монография / Л.О. Бутакова. – 4-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 156 с. ISBN 978-5-9765-1191-0 Монография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6– 11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет – 1999–2010 гг. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. Указанные величины описываются через оценку работы механизмов семантизации, обеспечивающих формирование образов сознания; речевые ошибки как принадлежность речевой деятельности; развертывание текста как процесса и результата речевой деятельности продуцента. Книга адресована лингвистам, психолингвистам, специалистам в области когнитивных наук, педагогом. УДК 801 ББК (Ш)81 ISBN 978-5-9765-1191-0 © Бутакова Л.О., 2016 © Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………………….. 6 Введение ……………………………………………………………….. 8 1. Диагностика языковой способности и речевой компетенции как компонентов языкового сознания индивида: психолингвистический подход …………………...... ………………… 10 2. Диагностика процессов семантизации как механизма формирования образов сознания учащихся средней школы и студентов вуза (1990 – 2009 г.г.)………………………………. 20 Выводы ………………………………………………………………. 3. Анализ работы механизмов речевой деятельности при продуцировании связного текста: исследование «по вертикали» (1999-2003 г.г.)…………………………………….. 3.1. Общая характеристика речевого и интеллектуального развития школьников ………………………………………….. 37 38 38 3.2. Речевые ошибки как неизбежная принадлежность речевой деятельности и основа для моделирования языковой способности и речевой компетенции …………….. 48 3.3. Определение сочетаемости слов как способ выявления структуры лексикона говорящего в ходе эксперимента…… 50 3.4. Выводы……………………………………………………………. 52 Приложение 1. Анкета типового психологического обследования (тест «Кот») Приложение 2. Уровень развития интеллекта и речевого развития одного класса в сопоставлении …………………….. 4. Дискурсивное поведение пишущего как основа для диагностики компонентов текста и сознания автора (2004-2006 54 58 63 3
Стр.3
г.г.) 4.1. Общие параметры дискурсивной оценки текстов сочинений учащихся средней школы подросткового возраста 4.2. Основные категориальные признаки текста в лингвистической парадигме 4.3. Анализ предметных компонентов речевых произведений учащихся средней школы подросткового возраста. 4.4. Количественный анализ состава высказываний и текстов сочинений учащихся средней школы подросткового возраста 4.5. Характеристика текстов учащихся с точки зрения выбора образных средств, художественных приемов, наличия оценки, типа и способов выражения эмоционально – смысловой доминанты 4.6. Тексты сочинений подростков в реализации модели структурно-смысловых отношений «Мир и человек» 4.7. Выводы Приложение 3. Результаты количественного и качественного анализа сочинений. 5. Исследование языковой способности и речевой компетенции учащихся школ г. Омска в процессе развертывания содержания текста: взгляд «по горизонтали» (2000 – 2009 г.г) …………………………………………………………….. 5.1. Исследование качества письменной речи учащихся старших классов как показателя состава и сложности концептуальной системы………………………………………… 5.1.1. Способы реконструкции фрагментов моделей мира и когнитивных систем авторов……………………………………. 64 67 73 76 77 79 82 85 92 92 92 5.1.2. Анализ сочинений, написанных на тему «Только ум и добродетель возвышают отдельных людей над остальными». Согласны ли Вы с французской писательницей Жорж Санд?» в аспекте диагностики языковой способности авторов ……………….................................................................... 95 5.1.3. Выводы…………………………………………………………. 104 5.1.4. Анализ сочинений на тему «Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности» в аспекте диагностики языковой способности авторов……………………… 106 5.1.5. Выводы 112 4
Стр.4
5.1.6. Анализ сочинений на тему на тему «Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» (Цицерон) в аспекте диагностики языковой способности авторов…………………………………………………….. 113 5.1.7. Выводы………………………………………………………. 126 5.2. Ошибки как проявление механизмов образования смыслов и как следствие определенного выбора стратегий рассуждения……………………………………………………….. 128 5.2.1. Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений на тему: «Только ум и добродетель возвышают отдельных людей над остальными»…………………………….. 130 5.2.2. Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений на тему: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин)………………. 5.2.3. Речевые ошибки, допущенные при написании сочинений на тему: «Исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света» (Цицерон)…….. 132 133 5.3. Выводы…………………………………………………………… 135 Заключение ………………………………………………………….. 137 Литература…………………………………………………………. 148 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.