БОЛОТНОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – аспирант Томского государственного педагогического университета, лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки (2005) и конкурса Государственной думы Томской области в номинации «Молодые ученые» (2006), автор 14 статей по стилистике текста и литературоведению. <...> Лексикография Контрольнотренировочные задания Учебное пособие ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Н.С. <...> Приложение 3 к разделу «Изучение лексикологии в школе» . <...> Пособие имеет профессиональную направленность, включая тему «Изучение лексикологии в школе». <...> Антропоцентрические аспекты изучения лекси ки: Учебное пособие к спецкурсу. <...> Кто из ученых внес вклад в развитие функциональной лекси кологии? <...> Прочтите и проанализируйте фрагменты из раз ных книг и статей, определите, о каких направлениях лексико логии в них идет речь. <...> — Нет, я играю с ними по кусочкам в разных садиках» (Сулименко Н.Е. <...> «Основными признаками слова как лингвистической еди ницы в целом (во всей своей совокупности свойственными лишь классическим словам) являются следующие: 1) фонетическая оформленность; 2) семантическая валентность; 3) непроницае мость; 4) недвуударность; 5) лексикограмматическая отнесен ность; 6) постоянство звучания и значения; 7) воспроизводи мость; 8) цельность и единооформленность; 9) преимуществен ное употребление в сочетаниях слов; 10) изолируемость; 11) номинативность; 12) фразеологичность» (Шанский Н.М. <...> Характерные признаки слова — цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи» (Гак В.Г. Слово // Лингвистический энциклопедический словарь. <...> Инструктивные указания: 1) Прочтите словарные статьи к синонимам, обращая внима ние на отраженную в них информацию лингвистического и эк стралингвистического характера. <...> Инструктивные указания: 1) Прочтите словарные статьи, отражающие ассоциативные поля слов. <...> «Лексическое значение слова — содержание слова, ото бражающее в сознании и закрепляющее <...>
Современный_русский_язык_Лексикология._Фразеология._Лексикография_.pdf
Н.С. Болотнова
А.В. Болотнов
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Лексикология
Фразеология
Лексикография
Контрольно-тренировочные задания
Учебное пособие
5-е издание, стереотипное
Рекомендовано УМО по специальностям
педагогического образования в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 050301.65 (032900) —
«Русский язык и литература»
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2-3я73
Б79
Рецензент ы:
др филол. наук, профессор, академик МАН ВШ
О.И. Блинова;
др филол. наук, профессор, заведующая кафедрой
классического, общего и славянорусского языкознания
Томского государственного университета
З.И. Резанова
Б79
Болотнова Н.С.
Современный русский язык : Лексикология. Фразеология. Лексикография
: Контрольно-тренировочные задания [Электронный ресурс] :
учеб. пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. — 5-е изд., стер. —
М. : ФЛИНТА, 2019. —224 с.
ISBN 978-5-9765-0739-5
Пособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и
упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной
лексикологии и формирование практических навыков правильного использования
слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. Изменения, происходящие
в современной лингвистике, обусловил и изучение новых тем,
отражающих современные достижения отечествен ной лексикологии, фразеологии,
лексикографии, введение новых термино в и понятий, освещение
новых подходов к изучению лексических и фразеологических единиц (когнитивного,
лингвокультурологического, наряду с коммуникативным и текстоориентированным).
В приложении даны схемы, таблицы, тесты (с ключами).
Материал представлен в соответствии с современными достижениями русистики
и требованиями Госстандарта.
Для студентов-филологов и преподавателей русского языка.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.411.2-3я73
ISBN 978-5-9765-0739-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2009
© Болотнова Н.С., Болотнов А.В., 2009
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю................................................................................................................. 4
Раздел I. ЛЕКСИКОЛОГИЯ ......................................................................... 6
Тема 1. Введение в лексикологию современного русского
литературного языка ....................................................................... 6
Тема 2. Слово как базисная единица языка ......................................... 16
Тема 3. Лексическое значение слова и его типы ................................ 23
Тема 4. Семная и семантическая структура слова ............................ 33
Тема 5. Слово в когнитивном аспекте .................................................... 41
Тема 6. Лексикосемантическая система языка
и ее особенности .............................................................................. 57
Тема 7. Типы системных отношений в лексике ................................. 63
Тема 8. Синонимы в русском языке........................................................ 71
Тема 9. Антонимы в русском языке ........................................................ 79
Тема 10. Проблема тождества слова.......................................................... 86
Тема 11. Лексика русского языка с точки зрения
происхождения ................................................................................ 94
Тема 12. Лексика современного русского языка с точки
зрения активного и пассивного состава.............................. 103
Тема 13. Лексика современного русского языка
с точки зрения сферы ее употребления .............................. 112
Тема 14. Лексика русского языка с точки зрения
экспрессивностилистических свойств............................... 118
Раздел II. ФРАЗЕОЛОГИЯ......................................................................... 132
Раздел III. ЛЕКСИКОГРАФИЯ .................................................................. 141
Раздел IV. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИИ В ШКОЛЕ................ 169
Раздел V. ТЕСТЫ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ, ФРАЗЕОЛОГИИ,
ЛЕКСИКОГРАФИИ ................................................................. 182
Рекомендуемая учебная литература .......................................................... 199
Дополнительная литература ......................................................................... 199
Словари и справочники .................................................................................. 204
Приложение 1 к разделу «Лексикология» .............................................. 209
Приложение 2 к разделу «Лексикография» ........................................... 213
Приложение 3 к разделу «Изучение лексикологии в школе» ......... 216
3
Стр.3