Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБолотнова Н. С.
АвторыБолотнов А. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц224
ID244083
АннотацияПособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной лексикологии и формирование практических навыков правильного использования слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. Изменения, происходящие в современной лингвистике, обусловили изучение новых тем, отражающих современные достижения отечественной лексикологии, фразеологии, лексикографии, введение новых терминов и понятий, освещение новых подходов к изучению лексических и фразеологических единиц (когнитивного, лингвокультурологического, наряду с коммуникативным и текстоориентированным). В приложении даны схемы, таблицы, тесты (с ключами). Материал представлен в соответствии с современными достижениями русистики и требованиями Госстандарта.
Кем рекомендованоУМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) «Русский язык и литература»
Кому рекомендованоДля студентов-филологов и преподавателей русского языка.
ISBN978-5-9765-0739-5
УДК811.161.1(075.8)
ББК81.2Рус-3я73
Болотнова, Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография : контрольно-тренировочные задания: учеб. пособие / А.В. Болотнов; Н.С. Болотнова .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 224 с. — ISBN 978-5-9765-0739-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/244083 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БОЛОТНОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ – аспирант Томского государственного педагогического университета, лауреат конкурса Томской области в сфере образования и науки (2005) и конкурса Государственной думы Томской области в номинации «Молодые ученые» (2006), автор 14 статей по стилистике текста и литературоведению. <...> Лексикография Контрольнотренировочные задания Учебное пособие ФЛИНТА•НАУКА ФЛИНТА•НАУКА Н.С. <...> Приложение 3 к разделу «Изучение лексикологии в школе» . <...> Пособие имеет профессиональную направленность, включая тему «Изучение лексикологии в школе». <...> Антропоцентрические аспекты изучения лекси ки: Учебное пособие к спецкурсу. <...> Кто из ученых внес вклад в развитие функциональной лекси кологии? <...> Прочтите и проанализируйте фрагменты из раз ных книг и статей, определите, о каких направлениях лексико логии в них идет речь. <...> — Нет, я играю с ними по кусочкам в разных садиках» (Сулименко Н.Е. <...> «Основными признаками слова как лингвистической еди ницы в целом (во всей своей совокупности свойственными лишь классическим словам) являются следующие: 1) фонетическая оформленность; 2) семантическая валентность; 3) непроницае мость; 4) недвуударность; 5) лексикограмматическая отнесен ность; 6) постоянство звучания и значения; 7) воспроизводи мость; 8) цельность и единооформленность; 9) преимуществен ное употребление в сочетаниях слов; 10) изолируемость; 11) номинативность; 12) фразеологичность» (Шанский Н.М. <...> Характерные признаки слова — цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи» (Гак В.Г. Слово // Лингвистический энциклопедический словарь. <...> Инструктивные указания: 1) Прочтите словарные статьи к синонимам, обращая внима ние на отраженную в них информацию лингвистического и эк стралингвистического характера. <...> Инструктивные указания: 1) Прочтите словарные статьи, отражающие ассоциативные поля слов. <...> «Лексическое значение слова — содержание слова, ото бражающее в сознании и закрепляющее <...>
Современный_русский_язык_Лексикология._Фразеология._Лексикография_.pdf
Н.С. Болотнова А.В. Болотнов СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Лексикология Фразеология Лексикография Контрольно-тренировочные задания Учебное пособие 5-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050301.65 (032900) — «Русский язык и литература» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.411.2-3я73 Б79 Рецензент ы: др филол. наук, профессор, академик МАН ВШ О.И. Блинова; др филол. наук, профессор, заведующая кафедрой классического, общего и славянорусского языкознания Томского государственного университета З.И. Резанова Б79 Болотнова Н.С. Современный русский язык : Лексикология. Фразеология. Лексикография : Контрольно-тренировочные задания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. — 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. —224 с. ISBN 978-5-9765-0739-5 Пособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной лексикологии и формирование практических навыков правильного использования слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. Изменения, происходящие в современной лингвистике, обусловил и изучение новых тем, отражающих современные достижения отечествен ной лексикологии, фразеологии, лексикографии, введение новых термино в и понятий, освещение новых подходов к изучению лексических и фразеологических единиц (когнитивного, лингвокультурологического, наряду с коммуникативным и текстоориентированным). В приложении даны схемы, таблицы, тесты (с ключами). Материал представлен в соответствии с современными достижениями русистики и требованиями Госстандарта. Для студентов-филологов и преподавателей русского языка. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.411.2-3я73 ISBN 978-5-9765-0739-5 © Издательство «ФЛИНТА», 2009 © Болотнова Н.С., Болотнов А.В., 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ К читателю................................................................................................................. 4 Раздел I. ЛЕКСИКОЛОГИЯ ......................................................................... 6 Тема 1. Введение в лексикологию современного русского литературного языка ....................................................................... 6 Тема 2. Слово как базисная единица языка ......................................... 16 Тема 3. Лексическое значение слова и его типы ................................ 23 Тема 4. Семная и семантическая структура слова ............................ 33 Тема 5. Слово в когнитивном аспекте .................................................... 41 Тема 6. Лексикосемантическая система языка и ее особенности .............................................................................. 57 Тема 7. Типы системных отношений в лексике ................................. 63 Тема 8. Синонимы в русском языке........................................................ 71 Тема 9. Антонимы в русском языке ........................................................ 79 Тема 10. Проблема тождества слова.......................................................... 86 Тема 11. Лексика русского языка с точки зрения происхождения ................................................................................ 94 Тема 12. Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного состава.............................. 103 Тема 13. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления .............................. 112 Тема 14. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивностилистических свойств............................... 118 Раздел II. ФРАЗЕОЛОГИЯ......................................................................... 132 Раздел III. ЛЕКСИКОГРАФИЯ .................................................................. 141 Раздел IV. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИИ В ШКОЛЕ................ 169 Раздел V. ТЕСТЫ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ, ФРАЗЕОЛОГИИ, ЛЕКСИКОГРАФИИ ................................................................. 182 Рекомендуемая учебная литература .......................................................... 199 Дополнительная литература ......................................................................... 199 Словари и справочники .................................................................................. 204 Приложение 1 к разделу «Лексикология» .............................................. 209 Приложение 2 к разделу «Лексикография» ........................................... 213 Приложение 3 к разделу «Изучение лексикологии в школе» ......... 216 3
Стр.3