Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБоженкова Р. К.
АвторыБоженкова Н. А., Шаклеин В. М.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц608
ID244081
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования, способствует формированию современной языковой личности, направлен на повышение уровня речевой, лингвистической и коммуникативной компетенции студентов. Структурно-графические средства обучения – алгоритмы, схемы и таблицы – помогают самостоятельному усвоению материала. В книге представлена система контрольных вопросов и заданий, диагностирующие и итоговые тесты, тренировочные упражнения. В приложениях дается обширный справочный материал для совершенствования навыков деловой и научной речи.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 «Филологическое образование»
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации. Учебник может быть полезен при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
ISBN978-5-9765-1004-3
УДК811.161.1'271.2(075.8)
ББК81.2Рус-5-я73
Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи : учебник / Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин; Р.К. Боженкова .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 608 с. — ISBN 978-5-9765-1004-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/244081 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге представлена система контрольных вопросов и заданий, диагностирующие и итоговые тесты, тренировочные упражнения. <...> Речевые нарушения в устном и письменном высказываниях и пути их преодоления . <...> Тренировочные тесты по орфографии, пунктуации и культуре русской речи . <...> В результате изучения курса студент должен – ЗНАТЬ: • основные категории и фундаментальные теоретические положения изучаемой дисциплины и законы построения искусной русской речи; • компоненты вербальной коммуникации как единого процесса речепорождения и адекватного речеосмысления в совместной культурно обусловленной когнитивно-практической деятельности человека; • качества хорошей речи как показателя интеллектуального и духовного богатства говорящего (пишущего) и проявления общественной культуры человека; • орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка и требования необходимости их соблюдения; • дифференциальную специфику языковых и речевых стилей и форм современного русского литературного языка; • законы логико-композиционного структурирования научных текстов (в соответствии с правилами реферирования и трансформации); • требования к составлению личных и служебных документов; • правила речевого этикета. <...> Учебный курс состоит из трех разделов, которые предваряются диагностирующим тестом, позволяющим проверить уровень языковой и речевой компетенции на старте. <...> В третьем разделе рассматриваются стилистические пласты русского литературного языка, описываются жанровые особенности стилей речи и соотносятся коммуникативные качества речи с условиями ситуации общения. <...> НЕ: 1) Н_ трудно ли будет нам взбираться на эту гору? <...> 2) Кто бы н_ ездил в этот благодатный край, все стремятся попасть туда еще раз. <...> 5) Просто невозможно н_ заметить поразительной перемены в нем. <...> Все слова ряда пишутся слитно: 1) (красно)белый, (в)кровь <...>
Русский_язык_и_культура_речи_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Русский_язык_и_культура_речи_.pdf
Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебник РУССКИЙ ЯЗЫК 5-е издание, стереотипное в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 «Филологическое образование» Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019
Стр.1
УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.411.2-5я73 Б76 д-р филол. наук, проф. В.Д. Черняк; канд. пед. наук, доц. Н.П. Шульгина Р е ц е н з е н т ы: Б76 Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] : учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – 5-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. – 608 с. ISBN 978-5-9765-1004-3 Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования, способствует формированию современной языковой личности, направлен на повышение уровня речевой, лингвистической и коммуникативной компетенции студентов. Структурно-графические средства обучения – алгоритмы, схемы и таблицы – помогают самостоятельному усвоению материала. В книге представлена система контрольных вопросов и заданий, диагностирующие и итоговые тесты, тренировочные упражнения. В приложениях дается обширный справочный материал для совершенствования навыков деловой и научной речи Для студентов высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации. Учебник может быть полезен при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). УДК 811.161.1’271.2(075.8) ББК 81.411.2-5я73 ISBN 978-5-9765-1004-3 © Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М., 2011 © Издательство «ФЛИНТА», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ..........................................................................................................................6 Диагностирующий тест ..............................................................................................10 1. Теоретические основы культурной русской речи .............................................22 1.1. Русский язык как фактор национального самосознания и 1.1.1. Понятие о национакультурное достояние русского народа ...............................................................22 льном русском языке ...................................................22 1.1.2. Разновидности русского национального языка .........................................26 1.1.3. Устная и письменная формы современного русского литературного языка ...................................................................................27 1.2. Культура речи как научная дисциплина и явление общественной жизни ...........32 1.2.1. Понятие о культуре речи ..............................................................................32 1.2.2. Коммуникативные качества культурной речи ............................................36 к1.2.2.1. Первая ступень культурной речи. Правильность как целесообразные качества речи ....................................................................40 к1.2.2.3. Третья ступень культурной речи. Действенность как 1.2.2.2. Втоммуникативное качество речи .................................................................37 орая ступень культурной речи. Коммуникативно1.2.2.4. Коммуникативное качество речи .................................................................82 ультурная речь как речь эффективная .........................................84 1.3. Процесс порождения и понимания речи ...............................................................85 1.3.1. Речепорождение (говорящий/пишущий как активный субъект) ............86 1.3.1.1. Взаимосвязь речь – язык .................................................................86 1.3.1.2. Взаимосвязь речь – мышление и сознание ...................................90 1.3.1.3. Взаимосвязь речь – речевая культурная ситуация (контекст) ..........94 1.3.1.4. Взаимосвязь речь – адресат ............................................................95 1.3.2. Речепонимание (слушающий/читающий как активный субъект) ............96 1.3.3. Речевой акт как целостное культурное образование .................................98 1.4. Речевые нарушения в устном и письменном высказываниях и пути их преодоления .........................................................................................104 1.4.1. Современные общественные речевые реалии .........................................104 1.4.2. Классификация речевых нарушений ........................................................105 1.4.2.1. Грамматические ошибки ...............................................................107 1.4.2.2. Речевые ошибки ............................................................................. 113 1.4.2.3. Речевые недочеты .......................................................................... 119 1.5. Контрольные и тренинговые материалы ............................................................131 1.5.1.Контрольные вопросы для самопроверки .................................................131 1.5.2. Практикум по технике речи и интонированию ........................................135 1.5.2.1. Упражнения по технике речи .......................................................135 1.5.2.2. Задания на интонирование ...........................................................138 1.5.3. Упражнения на совершенствование навыков коммуникативноцелесообразной речи ..................................................................................146 1.5.3.1. Упражнения по лексике и стилистике .........................................146 1.5.3.2. Упражнения на определение речевых нарушений .....................159 1.5.3.3. Моделирование речевых культурных ситуаций с актуализацией различных формул вежливости ................................................................169 1.6. Тестовые задания ..................................................................................................171 3
Стр.3
2. Нормы современного русского литературного языка ...................................181 2.1. Понятие языковой нормы. Природа норм литературного языка ......................181 2.2. Нормы орфографии. Алгоритмы правописания. Трудные орфограммы .........188 2.3. Нормы пунктуации. Основные пунктограммы ..................................................226 2.4. Нормы орфоэпии ...................................................................................................253 2.5. Нормы грамматики ...............................................................................................263 2.5.1. Нормы морфологии ....................................................................................263 2.5.1.1. Употребление форм имен существительных ..............................264 2.5.1.2. Употребление форм имен прилагательных .................................275 2.5.1.3. Употребление некоторых форм местоимений ............................276 2.5.1.4. Употребление имен числительных ..............................................277 2.5.1.5. Употребление форм глагола .........................................................280 2.5.2. Нормы синтаксиса ......................................................................................282 2.5.2.1. Нормы управления ........................................................................282 2.5.2.2. Нормы согласования .....................................................................285 2.5.2.3. Употребление однородных членов предложения .......................291 2.5.2.4. Употребление деепричастного оборота .......................................293 2.5.2.5. Перевод прямой речи в косвенную ..............................................293 2.6. Контрольные и тренинговые материалы ............................................................294 2.6.1. Контрольные вопросы для самопроверки ................................................294 2.6.2. Практикум по орфографии, пунктуации и культуре русской речи ...........295 2.6.2.1. Упражнения по орфографии .........................................................295 2.6.2.2. Упражнения по пунктуации ..........................................................313 2.6.2.3. Упражнения по орфоэпии .............................................................334 2.6.2.4. Упражнения по грамматике ..........................................................341 2.7. Тестовые задания ..................................................................................................364 2.7.1. Тренировочные тесты по орфографии, пунктуации и культуре русской речи ................................................................................................364 2.7.1.1. Тренировочный тест по орфографии ...........................................364 2.7.1.2. Тренировочный тест по пунктуации ...........................................370 2.7.1.3. Тренировочный тест по орфоэпии ...............................................376 2.7.1.4. Тренировочный тест по грамматике ............................................378 2.7.2. Итоговый тест по орфографии, пунктуации и культуре русской речи ..............................................................................................385 3. Стили языка ...........................................................................................................397 3.1. Понятие стиля. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи .......................................................................397 3.2. Официально-деловой стиль .................................................................................401 3.2.1. Основные черты официально-делового стиля .........................................401 3.2.2. Лингвистические особенности деловой речи ..........................................402 3.2.3. Современные требования к оформлению деловых бумаг ......................407 3.2.3.1. Общие правила оформления ........................................................407 3.2.3.2. Виды деловой документации .......................................................414 3.2.3.3. Составление личных документов ................................................415 3.2.3.4. Оформление служебной документации ......................................423 3.2.3.5. Составление деловых писем ........................................................428 4
Стр.4
3.3. Научный стиль .......................................................................................................435 3.3.1. Основные черты научного стиля ...............................................................435 3.3.2. Лингвистические особенности научной речи ..........................................438 3.3.2.1. Общая характеристика языка науки ............................................438 3.3.2.2. Лексика и фразеология научного стиля .......................................438 3.3.2.3. Морфология научного стиля ........................................................441 3.3.2.4. Синтаксис научного стиля ............................................................446 3.3.3. Структурные особенности научного произведения ................................448 3.3.4. Цитирование ...............................................................................................451 3.3.5. Оформление сносок ...................................................................................453 3.3.6. Оформление библиографии .......................................................................454 3.3.7. Работа по созданию вторичного текста ....................................................457 3.3.7.1. Основы компрессии научного произведения ..............................458 3.3.7.2. Особенности содержания и оформления различных видов вторичных текстов (метатекстов) ................................................459 3.4. Контрольные и тренинговые материалы ............................................................482 3.4.1. Контрольные вопросы для самопроверки ................................................482 3.4.2. Упражнения на развитие и совершенствование навыков владения функциональными стилями речи ..............................................................484 3.4.2.1. Упражнения на дифференциацию стилей речи ..........................484 3.4.2.2. Упражнения на развитие навыков деловой речи ........................488 3.4.2.3. Упражнения на развитие навыков научной речи ........................499 3.5. Тестовые задания ..................................................................................................526 Список условных сокращений ....................................................................................547 Библиография ...............................................................................................................548 Приложение 1. Ключи к диагностирующему тесту .................................................553 Ключи к тренировочным и тестовым заданиям .............................554 Приложение 2. Толковый словарь деловой лексики .................................................560 Приложение 3. Образцы деловых бумаг ...................................................................564 Приложение 4. Языковые средства научного стиля .................................................600
Стр.5