Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 556138)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №1 (77). Часть 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" 2013

0   0
Страниц221
ID243492
АннотацияНаучный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева [Электронный ресурс] : Научный журнал .— Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева .— 2013 .— №1 (77). Часть 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" .— 221 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/243492

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. Яковлева», 2013 Гуманитарные и педагогические науки ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 378.034:378.017.92 ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ETHNOPEDAGOGICS IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES Е. Ю. <...> При этом, безусловно, наступает и духовнонравственный кризис: народ теряет тот духовный «стержень», который на протяжении многих веков дает этнопедагогика. <...> Народные традиции, обряды, особенности быта – это этнокультурная среда, в которой происходят духовная преемственность поколений, обмен опытом, закладываются социальные установки и ценностные ориентации. <...> Этнопедагогика народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов раскрывает потенциал народного воспитания, доказавшего свою эффективность и состоятельность в ходе жизненной практики многих поколений. <...> Почти все студенты в своих ответах отметили важность сохранения и обогащения национальной культуры, но практически также единогласно решили, что в их собственной жизни народная культура и традиции не имеют особого значения. <...> Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели научные труды, связанные с понятиями «этнокультурное воспитание», «этнопедагогика», «этнопедагогика чувашского народа» (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов [2], [4], Н. М. Бадмахалгаева, Д. Н. Латыпов и др.), «ценности», «ценностные ориентации», «формирование духовно-нравственных ценностей» и «формирование духовнонравственных ценностных ориентаций» (Г. А. Аргунова [1], Н. П. Карпова, Н. П. Очирова, Э. М. Молчан и др. <...> При этом необходимо обратить внимание на ряд противоречий: – между потребностью <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№1_(77)._Часть_1._Серия_Гуманитарные_и_педагогические_науки_2013.pdf
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898 ISSN 1680-1709 ББК 95.4 Ч-823 ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА 2013. № 1 (77). Ч. 1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.) Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6). Главный редактор Б. Г. Миронов Заместитель главного редактора Т. Н. Петрова Ответственный редактор Л. Н. Улюкова Ответственный секретарь А. А. Сосаева Редакционная коллегия: Алексеев А. А. (г. Москва), Андреев В. И. (г. Казань), Анисимов Г. А. (г. Чебоксары), Артемьев Ю. М. (г. Чебоксары), Базиев Р. С. (г. Москва), Баранова Э. А. (г. Чебоксары), Беловолов В. А. (г. Новосибирск), Белозерцев Е. П. (г. Воронеж), Бондырева С. К. (г. Москва), Габдреев Р. В. (г. Казань), Григорьев В. С. (г. Чебоксары), Данилов И. П. (г. Чебоксары), Драндров Г. Л. (г. Чебоксары), Карпов И. П. (г. Йошкар-Ола), Козлов О. А. (г. Москва), Кондратьев М. Г. (г. Чебоксары), Кузнецова Л. В. (г. Чебоксары), Кузьмина Г. П. (г. Чебоксары), Лавина Т. А. (г. Чебоксары), Медведев Л. Г. (г. Омск), Мухтарова Ш. М. (г. Караганда, Казахстан), Павлов И. В. (г. Чебоксары), Петренко Н. И. (г. Чебоксары), Резник Ю. М. (г. Москва), Рыбаков Л. Н. (г. Чебоксары), Рязанцева И. М. (г. Чебоксары), Сергеев Л. П. (г. Чебоксары), Тенюкова Г. Г. (г. Чебоксары), Ульенкова У. В. (г. Нижний Новгород), Филиппов Ю. В. (г. Нижний Новгород), Харитонов М. Г. (г. Чебоксары), Хрисанова Е. Г. (г. Чебоксары), Широков О. Н. (г. Чебоксары). Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Тел.: (8352) 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2013
Стр.1
Гуманитарные и педагогические науки ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 378.034:378.017.92 ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ETHNOPEDAGOGICS IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES Е. Ю. Баймяшкина E. Y. Baymyashkina ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары Аннотация. В статье рассмотрено формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов педагогических вузов средствами этнопедагогики и изобразительного искусства. Выявлен уровень духовно-нравственного развития студентов. Abstract. The article considers the formation of spiritual and moral education in students of pedagogical institutes by means of ethnopedagogics and folk art. It reveals the level of spiritual and moral development of students. Ключевые слова: этнопедагогика, народное искусство, ценностные ориентации. Keywords: ethnopedagogics, folk art, value orientations. Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество находится в состоянии глубокой социально-экономической напряженности. Перемены, произошедшие за последние десятилетия в России и в мире, привели к утрате старых ценностей и идеалов, в то время как новые не были созданы. Заменой духовно-нравственных ориентаций, бывших некогда неотъемлемой составляющей воспитания подрастающего поколения, стали разрозненные системы ценностей отдельных групп людей, представляющих различные неформальные организации, в том числе прозападные, распространение которых сегодня носит массовый характер. 3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1 (77). Ч. 1 Старшее поколение и современная молодежь сталкиваются с проблемой конфликта ценностей. Подрастающее поколение «оторвано от корней» и выстраивает свою собственную ценностную ориентацию, зачастую несущую только субъективную значимость, а не общечеловеческую. Многообразие и противоречивость ценностей в обществе на современном этапе дезориентируют подрастающее поколение. Неопределенность в том, чем следует руководствоваться при выборе ценностей и идеалов, приводит к произвольному духовно-нравственному развитию, последствия которого могут быть непредсказуемыми для общества. Современные социальные институты пересматривают существующие ценностные ориентации. При этом все же они не могут решить проблему формирования духовнонравственных ценностей у подрастающего поколения. Поскольку предлагаемые социальными институтами ценности поставлены в противовес разрозненным, противоречивым, но более предпочитаемым ценностям. Ценностные ориентации семьи и школы не удовлетворяют интересы подрастающего поколения [1]. Процессы глобализации, ассимиляции, влияние западных стран приводят к тому, что народ утрачивает свою этническую принадлежность, а вместе с ней и многовековой культурный опыт, ценности, язык. При этом, безусловно, наступает и духовнонравственный кризис: народ теряет тот духовный «стержень», который на протяжении многих веков дает этнопедагогика. Народные традиции, обряды, особенности быта – это этнокультурная среда, в которой происходят духовная преемственность поколений, обмен опытом, закладываются социальные установки и ценностные ориентации. В этой среде человек отождествляет себя со своим народом, родным языком, становится преданным месту, где он вырос. Средства этнопедагогики, включающие в себя народную мудрость и практический жизненный опыт многих поколений, ориентируют подрастающее поколение на общечеловеческие ценности. В то же время каждый народ обладает определенным своеобразием педагогической культуры. Он в этом отношении отличается особой консервативностью и верностью традициям. Стабильность системы ценностных ориентаций, прививаемых подрастающему поколению, сделала народ духовно сильным, устойчивым к негативным влияниям. Этнопедагогика народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов раскрывает потенциал народного воспитания, доказавшего свою эффективность и состоятельность в ходе жизненной практики многих поколений. Значение этого опыта огромно. Дошедшая до нас из глубины веков мудрость народа транслирует вечные общечеловеческие ценности, которые всегда находятся в центре внимания общества [3]. Материал и методика исследований. В работе нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, диалог, анкетирование, интервьюирование, наглядное рисование, сравнение полученных данных, моделирование; метод рефлексии и интроспекции; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе ЧГУ имени И. Н. Ульянова. Были выявлены уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов. При определении показателей нравственной культуры подростков были использованы следующие критерии: глубина и обобщенность знаний о системе общечеловеческих цен4
Стр.3