Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

По следам первобытного человека (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЖуйкова И. А.
АвторыМасютин В. В.
ИздательствоИзд-во МЦИТО
Страниц49
ID243292
АннотацияУчебное пособие подготовлено в помощь учителям и студентам естественнонаучного и географического направлений. В доступной форме изложены вопросы палеогеографии и палеонтологии. Представленные материалы могут использоваться в дополнительной внеурочной деятельности учителя.
ISBN978-5-906642-05-09
УДК913
ББК26.891
Жуйкова, И. А. По следам первобытного человека : учеб.-метод. пособие / В. В. Масютин; И. А. Жуйкова .— Киров : Изд-во МЦИТО, 2014 .— 49 с. : ил. — ISBN 978-5-906642-05-09 .— URL: https://rucont.ru/efd/243292 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История находок плейстоценовой мегафауны на территории Вятского края 2.1. <...> Начало формирования палеонтологической коллекции Кировского областного краеведческого музея . <...> История палеонтологических находок в XX веке . <...> Учебная экскурсия с элементами игры-путешествия «По следам первобытного человека» . <...> Помочь сформировать у школьников предметные и метапредметные умения позволяет как само содержание географии (по мнению известного учёного Н. Н. Баранского, «от геологии… до идеологии»), так и разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности: учебные экскурсии, работа с учебными коллекциями. <...> Обобщение и углубление знаний осуществляется через практикоориентированную научно-исследовательскую деятельность на базе научно-исследовательских лабораторий (вуза и музея) и учебных экскурсий. <...> История находок плейстоценовой мегафауны на территории Вятского края 3 Практическое занятие. <...> По следам первобытного человека Итого Часы Место проведения 2 ВягГГУ, кафедра географии 2 ВятГГУ, кафедра географии 2 Палеонтологический музей 2 Школа 2–4 На природе (обнажение и т. п.) <...> Палеогеография – это удивительно интересная наука, которая и возникла на стыке нескольких научных систем: географии, геологии, биологии и истории, поэтому её часто называют пограничной наукой. <...> И здесь на помощь приходит палеонтоло́гия (от греч. palaios – древний, ontos – существо и logos – учение) – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. <...> Палеогеография в геологии – часть исторической геологии, которая изучает географическую ситуацию отдельных отрезков геологической истории для понимания закономерностей формирования и распределения геологических объектов определенного времени. <...> В целом структура земной коры в начале кайнозойской эры была близка к современной, отличаясь очертаниями береговой линии континентов и размерами <...>
По_следам_первобытного_человека_Учебно-методическое_пособие..pdf
УДК 913 ББК 26.891 Ж84 Печатается по решению редакционно-издательского совета Межрегионального центра инновационных технологий в образовании Книга входит в серию учебных пособий и методических разработок «ФГОС в практике работы учителя-предметника. География», подготовленную для учителей-практиков Рецензенты: доктор географических наук, профессор М. М. Пахомов; кандидат педагогических наук, доцент Г. А. Русских Научный редактор – доктор сельскохозяйственных наук, профессор А. М. Прокашев Жуйкова И. А., Масютин В. В. Ж84 По следам первобытного человека: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 49 с. ISBN 978-5-906642-05-9 Учебное пособие подготовлено в помощь учителям и студентам естественнонаучного и географического направлений. В доступной форме изложены вопросы палеогеографии и палеонтологии. Представленные материалы могут использоваться в дополнительной внеурочной деятельности учителя. УДК 913 ББК 26.891 ISBN 978-5-906642-05-9 © АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», 2014 © Жуйкова И. А., Масютин В. В., 2014 2
Стр.2
Оглавление Введение ..................................................................................................................... 4 Глава 1. Палеогеография в системе географических наук 1.1. Место палеогеографии в системе наук о Земле ...................................... 7 1.2. Хроностратиграфия и характеристика кайнозоя и позднего плейстоцена .................................................................. 8 1.3. Значение палеогеографии для географии .............................................. 10 Глава 2. История находок плейстоценовой мегафауны на территории Вятского края 2.1. Начало формирования палеонтологической коллекции Кировского областного краеведческого музея ..................................... 11 2.2. История палеонтологических находок в XX веке ............................... 12 2.3. Находка «Шалеевский мамонт» .................................................................... 16 Глава 3. Применение палеогеографических материалов в познавательной научно-исследовательской деятельности учащихся 3.1. Практикум «Основные объекты изучения палеогеографии и палеонтологии. Работа с палеонтологической коллекцией»........ 18 3.2. Семинар «Животные ледникового периода» ........................................ 20 3.3. Учебная экскурсия с элементами игры-путешествия «По следам первобытного человека» ......................................................... 21 Заключение ............................................................................................................ 43 Глоссарий ................................................................................................................ 44 Библиографический список ........................................................................... 48 3
Стр.3
Введение Школьная география – это единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так естественнонаучного знания. География, имеющая длительную историю развития, накопила большой фактический объём данных, из которых только небольшая часть представлена в школьных учебниках, составленных на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Изучая географию на уроках, школьники познают основные географические законы и закономерности, открывают для себя многообразие географической оболочки. Но основная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся потребность использовать географические знания и умения в повседневной жизни. Возникает вопрос: где и как они могут использовать эти умения? Помочь сформировать у школьников предметные и метапредметные умения позволяет как само содержание географии (по мнению известного учёного Н. Н. Баранского, «от геологии… до идеологии»), так и разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности: учебные экскурсии, работа с учебными коллекциями. Одним из вариантов развития познавательной деятельности может выступать учебно-исследовательская деятельность школьников (как индивидуальная, так и групповая). В результате обучения географии должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные компетенции:  основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;  умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе и другие. Развитие личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся может происходить в процессе научноисследовательской деятельности на основе использования палеогеографических материалов и палеозоологических коллекций. 4
Стр.4
В современной классификации географических наук палеогеография, наряду с другими науками, рассматривается как теоретическое ядро географии и отнесена к фундаментальным направлениям географии. Палеогеография (от др.-греч. παλαιός – древний + география) – наука, изучающая физико-географические обстановки, их динамику, источники (факторы) этой динамики – изменения климата, тектонические движения – на поверхности Земли в геологическом прошлом. По нашему мнению, палеогеография позволит провести логичную и последовательную связь между прошлым и настоящим географической оболочки и спрогнозировать ее развитие. Школьная география – учебный предмет, требующий значительной степени наглядности образовательного процесса. Требование это удовлетворяется большим комплексом средств обучения, обеспечивающих натуральную и изобразительную наглядность. Натуральную наглядность представляют карты, глобус, таблицы, минералогические коллекции и многое другое. Объекты палеонтологии в образовательном процессе используются гораздо реже, а если и используются, то обычно представлены ископаемыми беспозвоночными массово встречающихся групп, а также растительными остатками. Применение в образовательном процессе останков ископаемых позвоночных (макрофоссилий) практически отсутствует. В связи с этим актуальной становится оценка перспектив создания и использования палеозоологической коллекции ископаемых животных, в первую очередь позвоночных, в образовательном процессе. Для обоснования важности внедрения палеозоологической коллекции в школьную практику, прежде всего, необходимо изыскание разделов школьной географии, где возможно применение останков ископаемых животных в образовательном процессе. При этом целесообразным выглядит использование экспонатов для начала решения проблемных вопросов. К таким могут относиться следующие: почему произошло вымирание тех или иных групп животных; как взаимодействовал доисторический человек с окружающей природной средой; какие приспособления выработались у животных для существования в холодных условиях ледниковых эпох? Полноценно реализовать такую научно-познавательную, научноисследовательскую работу школьников можно только при сотрудничестве школы, вуза и профильного (палеонтологического или краеведческого) музея. Поэтому необходимо прорабатывать возможность проведения внеурочных элективных курсов с экскурсионной программой для различных категорий учащихся. Помимо развлекательно-игрового компонента, который обязательно должен присутствовать при проведе5
Стр.5